Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Российская «блокчейномика»: как развивать рынок цифровых прав
28.12.2022 Best-practice

Российская «блокчейномика»: как развивать рынок цифровых прав

«Согласны ли вы с перечнем инициатив по развитию регулирования цифровых прав?» — спрашивает Банк России в докладе «Развитие рынка цифровых активов в Российской Федерации». Давайте поразмышляем над этим


Совершенствование регулирования цифровых прав должно быть направлено на решение глобальной стратегической цели — цифровой трансформации Российской Федерации1. Технической базой для ее достижения должно стать внедрение технологии блокчейн. Уже сейчас технология блокчейн может быть использована для обеспечения прозрачности производства продукции, оптимизации цепочек поставок, отслеживания процесса грузоперевозок и т.д., что в конечном счете способно существенно повысить эффективность бизнеса. Если блокчейн станет распространен, как интернет или мобильная связь, положительные для экономики результаты не заставят себя долго ждать.

Следующие шаги, которые необходимы для достижения цифровой трансформации, — это, во-первых, снятие ограничений на токенизацию любых активов, а во-вторых, возможность токенизации любых ценностей. Внедрение данных мер позволит существенно ускорить оборот продукции, снизить издержки, в том числе на привлечение финансирования, и в итоге повысить эффективность производства.

В настоящее время законодательство содержит два вида цифровых прав — цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права, которые могут выпускаться лишь в определенных формах. Так, закон о цифровых финансовых активах2 предусматривает, что цифровые финансовые активы (ЦФА) существуют исключительно в четырех формах, а именно:

  • денежные требования;
  • возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам;
  • права участия в капитале непубличного акционерного общества (так называемые цифровые акции);
  • право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг.

В свою очередь, Закон об инвестиционных платформах3 устанавливает, что к утилитарным цифровым правам (УЦП) относятся исключительно:

1) право требовать передачи вещи (вещей);

2) право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности;

3) право требовать выполнения работ и (или) оказания услуг.

В упомянутом выше докладе Банке России содержится ряд прогрессивных предложений, которые направлены на то, чтобы снять определенные ограничения по токенизации активов. Самым прорывным из них является предложение о легализации так называемых титульных NFT, то есть, в понимании регулятора, цифровых прав, удостоверяющих принадлежность вещи или исключительного права, права использования результатов интеллектуальной деятельности определенному лицу.

В то же время важно помнить, что «цифра» в данном контексте — это удобная оболочка, а значит, нет причин для того, чтобы тот или иной актив был исключен из периметра токенизации. Исходя из этого представляется, что в виде ЦФА должны существовать не только денежные, но и любые неденежные требования, а также не только цифровые акции, но и доли в обществах с ограниченной ответственностью.

Также из Закона об инвестиционных платформах должна быть исключена норма о том, что «утилитарными цифровыми правами не могут являться право требовать имущество, права на которое подлежат государственной регистрации, и (или) право требовать имущество, сделки с которым подлежат государственной регистрации или нотариальному удостоверению». Скорее функционал инвестиционных платформ (или иных операторов для данных целей) должен быть доработан таким образом, чтобы реализация подобных сделок была удобной и безопасной. Только представьте, как можно было бы наладить, например, оборот прав по договорам долевого участия (ДДУ) в строительстве в виде УЦП, если бы не было этого ограничения!

В условиях «блокчейномики» вполне органично будет использование даже традиционных финансовых инструментов на блокчейне. Организованный рынок акций и облигаций может принципиально оставаться в прежнем виде (хотя не исключено, что блокчейн проникнет и в эту сферу). Однако финансирование между компаниями, работающими на одном блокчейне, гораздо более удобно осуществлять также в цифровом виде. Должны появиться своего рода «цифровые векселя» в форме цифровых финансовых активов (ЦФА). Насколько мы понимаем, такая возможность подразумевается в докладе ЦБ РФ, поскольку в нем упоминается возможность токенизации неэмиссионных ценных бумаг и задолженности третьих лиц.

Тем не менее законодатель должен видеть более долгосрочную перспективу. На мой взгляд, будущее цифровых прав заключается в возможности применения уникальных записей на блокчейне, представляющих собой определенную ценность. Речь идет о так называемых невзаимозаменяемых токенах (NFT), однако в гораздо более широком (и верном) значении, чем указано выше. NFT может не только удостоверять права на определенное имущество или объекты интеллектуальной собственности; такого рода токены могут быть универсальными идентификаторами их владельцев и в любых других отношениях (удостоверение каких-либо достижений для участия в госзакупках, получение целевых средств субсидий и т.д.).

Более того, уже сейчас появляются объекты гражданских прав, которые с трудом поддаются классификации, приведенной в ст. 128 ГК РФ («Объекты гражданских прав»). Взять, к примеру, «баллы» или «бонусы» в рамках различных программ лояльности. Что это с правовой точки зрения? Некий объект, определяющий ценность лояльности. Таких ценностей гораздо больше: использование (предоставление) персональных данных, просмотр рекламы, экономия электроэнергии — все это ценности, которые в итоге можно оцифровать. Использование токенов, удостоверяющих такого рода ценности (NFT), может стать основой для совершенно новых бизнес-моделей, в том числе служащих повышению благосостояния граждан и общества в целом.


1. Пункт 1 Указа Президента РФ от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 2 августа 2019 года № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ