Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Российский рынок факторинговых услуг продолжает стремительно развиваться. Тенденция ежегодного удвоения объемов рынка сохранится в ближайшей перспективе.Но для перехода на более высокий качественный уровень факторингу необходима адекватная инфраструктура — возможность пользоваться информацией бюро кредитных историй и услугами страховых компаний.
Российский рынок факторинговых услуг в 2005 году продолжил свое бурное развитие. При этом темпы роста объемов финансирования под уступку денежного требования в прошлом году были выше, чем в 2004 году. По результатам исследования «Эксперт РА», совокупный объем уступленных денежных требований вырос с 3 до 5,5 млрд долларов (на 83%), в то время как объем финансирования удвоился — с 2,2 до 4,6 млрд долларов. По нашим оценкам, рынок факторинговых услуг и дальше будет расти (см. график).
Следует отметить, что развитие рынка факторинговых услуг прослеживается не только в количественных показателях, но и в качественном измерении. Факторинговые услуги в классическом (западном) понимании не ограничиваются предоставлением беззалогового финансирования — под уступку денежных требований. Классический факторинг помимо собственно финансирования включает в себя также услуги по управлению дебиторской задолженностью клиентов, отслеживание и сбор просроченной задолженности (коллекторские функции), принятие на себя кредитного риска (факторинг без регресса). Однако для обеспечения поступательного качественного развития российского факторингового рынка необходимы законодательные инициативы и стремление участников рынка изменить ситуацию к лучшему.
Важнейшим критерием качественного развития рынка факторинга является доля безрегрессного факторинга в общем объеме факторинговых услуг. Договор факторинга без регресса предполагает, что фактор, не получив денег с покупателей, не имеет права требовать их от поставщика. Таким образом, фактор берет на себя кредитный риск — риск невозврата средств поставщиком (дебитором). В развитых странах безрегрессный факторинг составляет более половины всех операций факторинга. В России в прошлом году его доля незначительно увеличилась относительно 2004 года и составила менее 7%.
Для того, чтобы российский факторинг совершил качественный скачок в своем развитии, ему необходима соответствующая инфраструктура. В частности, развитие безрегрессного факторинга тормозится отсутствием полноценной информации о заемщиках. Ситуацию с недостатком информации помогут исправить бюро кредитных историй, которые начали свою работу с 1 марта 2006 года. Но для использования кредитных историй в целях оценки кредитного риска заемщиков необходима статистика по крайней мере за три-четыре года, иначе полученные оценки будут статистически недостоверны. Кроме того, БКИ собирают информацию только от банков, в то время как другая группа заемщиков (дебиторы) не попадают в данную выборку. Решить эту проблему могли бы соответствующие изменения в законодательстве, касающиеся кредитных бюро. «Необходимо законодательно закрепить обязанность не только банков, но и всех кредиторов предоставлять информацию о своих покупателях в случае использования коммерческого кредита (отсрочка и рассрочка оплаты товаров), — говорит Алексей Бородулин, генеральный директор ЗАО «ТрансКредитФакторинг» (дочерняя компания ОАО «ТрансКредитБанк»). — На сегодняшний день существует очень мало источников информации о финансовом состоянии и кредитной истории потенциальных дебиторов».
Внесение изменений в законодательство о факторинговых операциях — вопрос очень важный и является предметом для отдельных дискуссий и публикаций. Однако прежде, чем указанные изменения будут разработаны официальными структурами, утверждены на соответствующем уровне и вступят в законную силу, пройдет немало времени. И в ближайшей перспективе Факторы не смогут полностью положиться на БКИ при расчете кредитных рисков.
В мировой практике при совершении сделок факторинга без регресса факторинговые компании зачастую обращаются к кредитным страховщикам. Страховые компании, занимающиеся страхованием кредитов, имеют разработанные процедуры оценки кредитного риска заемщиков. Они, как правило, располагают собственной статистической базой, используют специализированное программное обеспечение и имеют возможность минимизировать данный вид рисков.
В России данная практика пока не получила должного распространения. Однако передача риска страховым компаниям является перспективным инструментом развития факторинга в условиях дефицита статистики и кредитных историй.
На настоящий момент всего лишь две компании оказывают услуги по страхованию риска невозврата средств поставщиком: «КапиталЪ Страхование» и «РОСНО».
Компания «КапиталЪ Страхование» предоставляет услуги страхования в рамках сделок безрегрессного факторинга нескольким российским банкам, включая банк «Петрокоммерц». По словам Михаила Карякина, начальника управления страхования кредитных и специальных рисков ОАО «КапиталЪ Страхование», «в компании разработана специальная программа по страхованию факторинговых операций, в основу которой положены международные стандарты кредитного страхования применительно к операциям факторинга». В частности, страхование предоставляется на основании специализированных правил страхования факторинга. «Мы разработали специализированную методику экспресс-оценки рисков на дебиторов с целью установления кредитного лимита. Срок проверки составляет от одного до двух дней, что позволяет нам работать с банками практически в режиме on-line», — отметил Михаил Карякин. На дебиторов клиентов факторинговых компаний «КапиталЪ Страхование» готова открывать лимиты до 40 млн долларов в расчете на одного дебитора. Максимальный кредитный период может составлять до 270 дней. И это притом, что по 75,6% от объема всей дебиторской задолженности, переданной факторам в 2005 году, торговая отсрочка составляла менее 91 дня (56% от этой суммы передавалось на срок менее двух месяцев). «Мы стараемся совершенствовать нашу работу с банками. Продуман даже более упрощенный документооборот, избавляющий банки от бумажной волокиты. По принятым на страхование дебиторам информация об объеме уступленных и профинансированных банком требований направляется страховщику один раз в месяц в форме декларации по всем дебиторам», — сообщил Михаил Карякин.
Страховая компания «РОСНО» предоставляет услуги страхования невозврата долгов дебиторами ЗАО АКБ «Промсвязьбанк». «Пока не было ни одного случая обращения к страховой компании за выплатой возмещения, все долги урегулировали своими силами», — отмечает Виктор Носов, директор департамента факторинговых операций АКБ «Промсвязьбанк».
В то же время существуют и определенные проблемы с работой страховщиков. «Не существует 100-процентной гарантии, что в случае невозврата денег дебитором страховая компания выплатит страховую сумму», — отмечает Алексей Бородулин («ТрансКредитФакторинг»). В действительности страховые компании в подобной ситуации могут задерживать выплаты страховых сумм, как это происходит, например, при автостраховании. Кроме того, сам факт «невыплаты средств» дебитором также может быть предметом споров и разногласий.
Другая сложность заключается в том, что страховые компании соглашаются страховать не всех клиентов. Факторы, в свою очередь, заинтересованы в том, чтобы спихнуть страховщикам наименее надежных клиентов. Асимметрия информации порождает проблему отрицательного отбора дебиторов Факторами для страховых компаний.
Кроме того, по словам Виктора Носова (Промсвязьбанк), в настоящее время процедура страхования достаточно длительная, поскольку страховая компания самостоятельно изучает участников сделки (продавца и покупателя), устанавливает размер кредитного лимита, а также страхует свои риски у перестраховщиков, что значительно замедляет процедуру принятия клиента на факторинговое обслуживание. «В результате доля сделок без регресса в совокупном факторинговом портфеле у нас не очень велика», — резюмирует директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка.
Решение указанных противоречий, на наш взгляд, лежит в плоскости более тесного и конструктивного сотрудничества между факторами, с одной стороны, и страховыми компаниями — с другой. Только желание координировать свои действия и идти на компромисс поможет вывести услуги, предоставляемые российскими факторами, на мировой уровень, занять прочные позиции у себя в стране и выходить со своим продуктом на рынки СНГ и стран Восточной Европы. Близится «время Ч» вступления России в ВТО, и к этому времени российским участникам рынка необходимо подтянуть качество своих услуг и набрать необходимую критическую массу для обеспечения рентабельности при конкурентном ценообразовании на свои услуги.
Банки смогли преодолеть пик кризиса 2022 года весьма достойно, без существенных вливаний в банковскую отрасль для докапитализации. Участники рынка не раз отмечали, что меры ЦБ были своевременными и точными, но время их действия подошло к концу. На какие меры поддержки может рассчитывать финансовая отрасль в 2024 году?