Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Рынок труда в России болен хронически
14.05.2013 Интервью

Рынок труда в России болен хронически

Портал Bankir.Ru в апреле отметил свой 13-й день рождения. Об истории создания и развитии проекта, кадровом сервисе, спикерах, тенденциях на рынке и ошибках пресс-служб «Б.О» рассказал Ян Арт, главный редактор агентства Bankir.Ru


— 13 лет назад ваш сайт вышел из форума и с тех пор продолжает набирать обороты. Как все начиналось?

— В конце 1999 года основатель Bankir.Ru Михаил Лапушинский открыл форум, посмотрел, все ему не понравилось, он его удалил. 1 апреля 2000 года открыл его заново. Будучи сотрудником Краснодарского управления ГУ ЦБ, он видел, как много вопросов возникает у банков и как-то хотел разрешить ситуацию. По большому счету Bankir.Ru состоялся, благодаря тому, что у него почти ослиное терпение и упрямство, я бы на его месте не выдержал. Он рассказывал, что каждый день вставал в 6 утра, задавал себе несколько вопросов на форуме и уходил в ЦБ, вечером возвращался и давал ответы на свои вопросы под разными никами. Так продолжалось около пяти месяцев. Счастье постучалось в конце августа 2000-го, когда он утром задал себе вопросы, вечером пришел, открыл компьютер, чтобы самому себе ответить, и увидел, что кто-то уже ответил на заданные вопросы. Форум заработал. В декабре 2000-го впервые предложили деньги за рекламу на форуме?— целых 100 долларов. Далее был период бурного развития — становился рынок, возникали розничные структуры банков, шла реальная автоматизация. Плюс страхование вкладов, МСФО. Чуть позже у Bankir.Ru возник кадровый сервис. Он до сих пор весьма успешно работает.

— Базируется на чем?

— Надо сразу оговориться, что линейный персонал банкам выгоднее брать на крупных порталах, так как на вакансию придет сто резюме, а у нас — 5–10. Но если вы ищете конкретно точечного специалиста, и особенно, когда речь идет о филиале или офисе в регионе, то тут мы, наверное, лучше всего. Потому что соотношение заявок и потенциально подходящих людей у нас будет очень высоко, — мы заняли свою нишу. Топов и каких-то звездных людей ищут через кадровые агентства. Операционистов, охранников и кассиров — через крупные порталы по поиску кадров. А средний специалист — у нас.

— Кадровые агентства в большей массе топами тоже не занимаются. Приходят чаще команды и в основном по связям и рекомендациям из своего круга.

— Мне кажется, что этот процесс скоро закончится. Посыл был на скорость. Быстро-быстро привлечь специалиста — быстро-быстро наладить розницу. Сейчас этого нет.

— Сейчас рынок стагнировался.

— Мне кажется, да. И это в определенном смысле хорошо. Потому что сегодняшний рынок труда в России болен хронически.

— В чем эта проблема? В образовании?

— Если раскладывать проблему по пунктам, то первый — это образование. Оно превратилось в России в набор бумаг, то есть — в набор лейблов. Меня, например, очень бесит фраза, которую часто люди произносят: «У меня два… три… восемь высших образований». Два или три могут быть диплома. Образование у человека может быть одно. У него могут быть дополнительные навыки. А образование, — оно либо есть, либо нет. Для меня, например, самый простой показатель его наличия, пишет человек «несмотря» слитно или раздельно…
Второе — коммерциализация вузов приводит к вузу-лейблу. А такой вуз хочет ставить свой лейбл на все, что подвернется. Технические вузы начинают выпускать журналистов и финансистов. В итоге на рынке потрясающее количество людей, которые «как бы в профессии», но — без конкретного навыка. В финансовой сфере, как ни странно, это происходит очень часто.
А вообще, положа руку на сердце, мы на российском рынке — все нефтяные паразиты, в той или иной степени. «Белые воротнички» в России разжирели на дорогой нефти. И у всех у нас (я себя к этому же числу отношу) возникает соблазн считать, что это не так, что мы действительно очень эффективны и стоим этих денег. Увы, не стоим. Неэффективны, на самом деле. Наоборот, наличие сырьевого ресурса нас разлагает. Для России было бы лучше остаться без нефти и газа. Не легче, а лучше — если мы хотим видеть страну, а не бэк-офис нефтегазовой корпорации.

— Проблема в другом — хочется много, быстро и сразу.

— Да, увы. Читал недавно доклад PWC об ожиданиях молодого поколения Y. Я смеялся. Хотят — карьеру, гибкий график, возможность работать из дома, отдыхать два раза в год и «гармонично сочетать работу и личную жизнь». Ну и денег, конечно. Хочется встряхнуть это поколение «Y» и сказать: «Хочешь сделать карьеру из дома или на пляже? Карьера — это отношения с людьми. А это, однозначно, происходит в офисе. Если ты хочешь высокую оплату, личную жизнь и график, ты должен стать высококлассным специалистом, тогда хотя бы убери из своих амбиций карьеру. Например, ты высококлассный дизайнер, работаешь у себя дома, много получаешь, живешь в свое удовольствие. А когда три совершенно несочетаемых требования пытаются в одну упряжку… Выбери из этих трех пунктов только два. Больше не поулчится». В ответ мы слышим: «Нет, дай три! А давай я буду дома молодым замдиректора». А давай ты пойдешь на...

— Ситуация, распространенная сейчас в банках, — то же самое, много молодых, амбициозных, часть от нас, из СМИ перетекает, планка зарплат там повыше.

— Да, хорошие финансовые журналисты — Кирилл Гуманков, Елена Хуторных, Елена Шушунова — работают в банках. Что это такое? Спрашиваешь, зачем, неужели интересно с вашей квалификацией делать релизики? Ответ: «А там больше платят». Вот проблема рынка труда типичная.
А вообще хочется сказать: дорогие банки, оставьте в покое журналистов. Поставьте пресс-секретарям зарплату 50 тыс. рублей и вы найдете, кому писать ту полную ерунду, которая, как правило, содержится в релизах. Не надо совращать на это классных журналистов. Кстати, я давно не видел хороших релизов, хотя бы с точки зрения содержательности, хотя цепляют релизы Банка24.ру. Я все время звоню им: «Девчонки, что у вас там, Хэллоуин? Так позвонили бы, мы бы съемочную группу прислали».

Промсвязьбанк, может, не такой яркий и красивый, как Альфа-Банк по своему маркетинговому поведению, но ощущение, что ребята не спешат быстро сливки снять

Что в банковских релизах убивает, так это ошибки и коверканье русского языка. Пишут названия большими буквами, мы правим, нам звонят: «Верните caps lock!». Извините, не вернем, это не аббревиатура, это название. Мы будем писать по-русски. И названия должностей будем писать с маленьких букв. И по возможности избегать идиотских англицизмов.

— У Тинькова спросила на интервью, как вы команду подбираете, по каким качествам? Он ответил: главное, чтоб человек был хороший. У вас какие критерии? И как рынок оцениваете по компетенциям?

— Хороший человек — не профессия, но без этого качества становится часто невозможным работать. На рынке сегодня слишком много цинизма. Я с возрастом стал более резким. Раньше как-то неудобно было людей осаживать, ставить на место. Сейчас стал это делать с легкостью. В том плане, что цинизм настолько велик, что циники начинают воспринимать тебя, как «своего», словно ты такой же. А совершенно человек не задумывается.
Например, был случай, звонят нам (я не буду называть банк): «У вас новости негативные по нашему банку. Снимите, пожалуйста». А новость объективная — штраф, наложенный ФАС. Спрашиваем: — Вы этот факт опровергаете?
— Нет, просто снимите новость. Давайте решим вопрос, мы оплатим.
— Вы что мне взятку предлагаете?
Они так искренне говорят: «Ян Александрович, вы что? Мы, ни в коем случае, мы же не вам лично взятку предлагаем, мы предлагаем контракт рекламный. На 500 тыс. рублей». Я говорю: «Понял, а то я подумал, что вы меня женщиной легкого поведения считаете. А вы за эту сумму весь мой коллектив таковыми считаете, и покупаете нас оптом… Извините, идите лесом».

— На ваш взгляд кто из банков сейчас работает на перспективу, смотря лет на 5–8 вперед?

— Я в свое время разговаривал с Филиппом Дельпалем и задал ему этот вопрос. Он ответил — нет таких. Во Франции очень серьезный банкинг, у вас в стране я не встретил ни одного банкира, который мыслит больше, чем на 5 лет, у нас — на 50. Мне кажется, ментально французский банкинг очень вдумчивый. Но по моим ощущениям, и в России появляются серьезные банки — Альфа-Банк, Промсвязьбанк. Возникает впечатление, что там сидят не те, кто стремится быстро-быстро слизать масло с бутерброда, а те, кто обстоятельно бутерброд готовят. Промсвязьбанк, может, не такой яркий и красивый, как Альфа-Банк, по своему маркетинговому поведению, но ощущение, что эти ребята не спешат быстро только лишь сливки снять. Вдумчивая команда в СМП Банке…

— Немного…

—К сожалению, большинство игроков отнеслись к кредитному буму, как к конкретному явлению с 5–7-летней границей, как некоему сезонному явлению — быстрее надо что-то сделать.
Банкирам говоришь: куда вы гонитесь? Они — вы не понимаете суть бизнеса, надо наращивать доли. — Зачем тебе доли? Если ты хочешь покушать, ты думаешь о том объеме пирога, который ты хочешь съесть, а не о его процентном соотношении в сравнении с другими кусками. Может, человек очень жадный, он хочет взять большой кусок. Но и он смотрит на абсолютный размер пирога, а не на сколько процентов съел в сравнении с соседом. Хорошо, ешь столько, сколько хочешь. Зачем вам доля? — Нужна клиентура. — А сколько у вашего банка клиентура? — 200 тыс., 300 тыс., 500 тысяч. Средний банк в топ-50, в топ-100 имеет эти цифры. Простите меня, на долгой дистанции обслуживать 300 тыс. человек, например, от среднего класса, это что — мало?
За счет высоких ставок работают. Тот, кто платит, перекрывает все возможные потери. Но без всякого будущего. Потому что никакого заемщика реального они не конвертируют в клиента.

— Быстрые темпы сейчас у ТКС Банка, в том числе и по ставкам.

— Лично мне не нравится ТКС Банк и его поведение на рынке. Но понимаю, что есть бывшие пивовары, которые считают, что они гении пивного маркетинга и что надо прийти и в банкинге это же самое сделать. Не нравится, что этот банк выдает кредитные карты на 15 тыс. рублей платиновые. Потому что я в своем банке, когда брал платиновую карту, все-таки платил и за то, чтобы портье в отеле или официант немножко понимали мой финансовый статус. А теперь приходит Тиньков и размывает это. «Я играю не по правилам, смотрите, какой я крутой» — так получается? Ты не крутой. Ты просто нарушаешь неписаные нормы.
Второй момент — идеология «молодые жрите, нате, берите все в кредит, потребляйте». Не вижу я в этом гениального маркетинга. На самом деле на короткой дистанции завести сыграть на человеческой жадности — нехитрое дело. Я не готов ставить памятники Мавроди, как финансовому гению…






Новости Новости Релизы