Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • «Сбербанк Онлайн»: мобильный фаворит
08.04.2016 АналитикаЭкспертиза ДБО

«Сбербанк Онлайн»: мобильный фаворит

По оценке аналитического агентства Markswebb Rank & Report 78% аудитории мобильного банкинга использует приложения Сбербанка. Об успехах Банка в мобильной сфере свидетельствуют рейтинги маркетплейсов App Store и Google Play — «Сбербанк Онлайн» вошел в списки самых популярных приложений прошлого года. Мы провели экспертизу мобильного банка на платформе Android и убедились, что функциональность и юзабилити приложения вполне соответствует лидерcкой позиции


При первом запуске приложение автоматически запускает встроенный антивирус, который проверяет смартфон на наличие вирусов, а также на root-доступ к устройству. Пока пользователь не исправит эти угрозы, мобильный банк будет работать в режиме ограниченной функциональности — оплачивать услуги и переводить деньги можно только по шаблонам, созданным в веб-версии. Антивирусная защита — довольно уникальная функция, которая повышает не только безопасность (известно, что пользователи зачастую готовы ей поступиться), но и доверие клиентов.

Процедуру регистрации не назовешь простой, но справиться с ней без инструкции или звонка в колл-центр можно. Затруднения могут возникнуть с оффлайновым аспектом взаимодействия с банком — для работы в системе должна быть подключена услуга «Мобильный банк», а для использования полного функционала подписан универсальный договор банковского обслуживания. Завершая регистрацию, пользователь устанавливает пятизначный код, который в дальнейшем и будет использоваться для входа в систему. В последнем релизе приложения обладатели смартфонов с поддержкой технологии Fingerprint и 6-й версией Android могут входить в «Сбербанк Онлайн» по отпечатку пальца.

Первый экран входа в приложение уже достаточно функционален. По умолчанию открывается вкладка, на которой предлагается ввести код доступа. Соседние вкладки дают возможность «сориентироваться на местности» — увидеть на карте ближайшие точки обслуживания (отделения, банкоматы, терминалы), просмотреть магазины-партнеры программы лояльности «Спасибо». В нижней части экрана — кнопка для звонка в Банк по бесплатному мобильному номеру или по стационарному номеру формата 8-800. Ожидаешь увидеть опцию онлайн-звонка из самого приложения, которая было бы полезна в заграничных поездках, но пока такой возможности не предусмотрено. Через меню в правом верхнем углу экрана можно перейти в демо-режим, а также сменить текущего пользователя.

Итак, приступаем. После набора кода происходит загрузка данных приложения, во время которой отображается анимированный экран приветствия с именем пользователя. Казалось бы, не суперкреативное и не суперинновационное решение, но оно формирует позитивное впечатление. Главная страница приложения: кнопка выпадающего служебного меню, вертикальное главное меню, основную часть экрана занимает список продуктов, первая позиция среди которых принадлежит блоку «Мои финансы». При клике на него «на лету», без перезагрузки экрана раскрывается три строки: «Всего средств», «Расходы за месяц», «Бонусы Спасибо». Далее можно перейти к детализации каждой из позиций. Наиболее интересен раздел «Расходы», страница включает крупную круговую диаграмму, ниже — перечень позиций и сумм построчно. Строки кликабельны, открывается список всех операций в категории. Свайп слева направо позволяет перейти к аналитике по предыдущему месяцу. Движение в обратную сторону открывает экран, на котором можно создать финансовую цель и открыть специальный сберегательный счет для ее достижения.

 

 

 

 

Реализация блока домашней бухгалтерии, особенно ее встраивание в главный экран, заслуживает самой высокой оценки: функционально, элегантно, наглядно. Немного не хватает возможностей настройки (скажем, выбора отличного от месяца периода аналитики), но это уже дискуссионный аспект — понятно, что максимально функциональной должна быть веб-версия, а мобильное приложение скорее предназначено для быстрой аналитики.

Возвращаемся к главной странице. Блоки с перечнем продуктов можно сворачивать, тогда экран превращается в симпатичную мозаику. Под каждый отдельный продукт отведено, на мой взгляд, слишком много пространства, из-за этого развернутый список всех продуктов не умещается на одну страницу, по крайней мере, на экране смартфона небольшого размера. Сделать движение вверх-вниз пальцем несложно, но наглядность теряется — пожалуй, это единственное замечание.

Еще один элемент главной страницы — иконка со знаком плюс в правом нижнем углу. По клику на ней запускается процедура оформления нового продукта — пока доступны три варианта: вклад, цель (сберегательный счет) и металлический счет.

Посмотрим служебное меню, которое открывается кликом по значку в левом верхнем углу. Установка и редактирование фотографии профиля (по мне, логично было бы убрать ее уровнем ниже, в настройки), список шаблонов и избранных контактов, сообщения из Банка (дублируют полученные от Банка SMS), переписка с Банком, звонок в Банк (аналогично странице входа), настройки, смена пользователя и выход из приложения. 

В разделе «Настройки» можно выбрать регион оплаты услуг, опции отображения заблокированных карт, персональных предложений, а также своего профиля в контактах других пользователей Сбербанка — приятная предусмотрительность. Настройки безопасности, увы, разочаровывают — здесь только информация антивируса о списке возможных угроз. Более тонкая конфигурация — оповещений, аутентификации, лимитов, и т.п. — в приложении не поддерживается, и это минус.

 

 

 

 

Переходим с главного экрана на страницу продукта, например карты. Наверху плашка с названием карты (можно переименовать через меню), последними четырьмя цифрами и доступным остатком. Ниже функциональное меню, включающее пункты: платеж или перевод, пополнить карту, заблокировать, о карте. В целом, все реализовано на хорошем уровне, есть несколько мелких замечаний. На странице «Пополнить карту» было бы не лишним предусмотреть перевод с карты другого банка. На странице «О карте» нет условий обслуживания (хотя бы ссылки на тариф), несмотря на то что, например, на странице вклада такая информация есть. Об отсутствии настроек лимитов уже было сказано.

Ниже функционального меню располагается выписка — к большому сожалению, доступны только 10 последних операций; нет и просмотра детальной информации по отдельной транзакции. Просмотреть более ранние операции удалось только следующим неочевидным образом: через раздел «Мои финансы» нужно перейти на целевой месяц, затем кликнуть на соответствующую категорию расходов, после чего откроется список операций.

Практически весь платежный функционал приложения собран на одной странице «Платежи», такое правильное решение на удивление нечасто встречается в мобильном банке. У страницы три раздела: «Переводы», «Платежи» и «Прочее», куда относятся шаблоны и автоплатежи. Одна из опций переводов — «Клиенту Сбербанка» — весьма полезна, учитывая популярность Банка. По умолчанию открывается справочник контактов телефона, в котором фирменным значком обозначены абоненты, являющиеся клиентами Сбербанка — в моей телефонной книжке таких оказалось чуть меньше половины. Таким образом, можно максимально просто перевести деньги другому человеку. Здесь же доступны перевод по номеру телефона, на карту (как частный случай card2card) и по номеру счета в Сбербанке.

Диалоговое окно перевода с карты на карту другого банка тоже прекрасно реализовано. Ввести номер карты получателя можно тремя способами: вручную набрав цифры, отсканировать карту, или просто приложить карту к телефону — для этого и карта и телефон должны поддерживать NFC.

Перемещаемся в раздел «Платежи». Продуманная структура, удобный рубрикатор с логотипами получателей платежей и возможностью их поиска. При оплате мобильного телефона можно выбрать получателя из справочника. Удачно реализована страница, которая открывается после завершения платежа. Небольшая анимационная заставка уместна и поддерживает позитивный фон работы с приложением. В функциональной части здесь доступны возможности: сохранить чек (отправить по e-mail, SMS или сохранить в память в формате jpg), создать шаблон, просмотреть детальную информацию о платеже.

Для некоторых поставщиков доступна возможность оплаты услуг по штрих-кодам. Через пункт «Остальное» раздела «Платежи» можно отправить платеж любому юридическому лицу по его реквизитам. Последний блок платежной страницы, «Прочее», позволяет оперировать шаблонами и автоплатежами клиента: лаконично и не вполне функционально. Для автоплатежей доступны любые операции (подключение, изменение, удаление), по клику на пункт открываются параметры платежа и выписка. Страница шаблонов позволяет лишь инициировать платеж или удалить шаблон.

Следующая страница, на которую можно перейти из основного меню, «История», страдает тем же недостатком, что и выписка на продуктовой странице. На ней отражается только 10 последних операций, причем лишь транзакции переводов и оплата услуг. Настроить отображение всех транзакций (снятие наличных и оплата по карте в магазинах) не получится, что вообще делает эту страницу малополезной — лучше сразу обратиться к разделу «Мои финансы». Из плюсов «Истории» — возможность повторить платеж или перевод, нажав на значок справа.

 

 

 

 

Лишь проштудировав все разделы «Сбербанк Онлайн», понимаешь, что увидеть в одном месте всю историю операций невозможно. Операции пополнения и вовсе выпадают из информационного потока, особенно если они были совершены относительно давно. Этот недостаток приложения уже вряд ли можно оправдать отсылкой к интернет-банку.

Страница «Курсы» демонстрирует котировки основных валют (доллара и евро) и драгоценных металлов (золото, серебро, платина, палладий). Есть возможность купли/продажи — это большой плюс, не подкачала и практическая реализация. Так, если при покупке драгметалла у клиента нет валютного или металлического счета, открыть его можно непосредственно из диалогового окна. Не обошлось без ложки дегтя — предупреждения, что курс конвертации может отличаться от изначально заявленного.

На последней вкладке основного меню «На карте» продублирован геолокационный сервис со стартовой страницы. Через одно меню (справа вверху) можно выбрать отображение на карте точек обслуживания Сбербанка (отделения, банкоматы, платежные киоски). Другое меню (слева внизу) выводит пункты обслуживания списком. При нажатии на значок навигации открывается геоприложение смартфона, установленное по умолчанию, в котором прокладывается маршрут до выбранной точки. 

Функции, которых мне явно не хватило в «Сбербанк Онлайн», это онлайн-чат со службой поддержки и, в меньшей степени, — онлайн-звонок средствами самого приложения или стороннего мессенджера. Функциональность, связанная с программой лояльности «Спасибо», довольно ограниченная: в блоке «Мои финансы» отображается баланс бонусов, при нажатии отображается карта с магазинами-партнерами программы. Впрочем, для работы с программой «Спасибо» существует отдельное мощное приложение.

В целом, работа в мобильном приложении «Сбербанк Онлайн» оставляет приятное впечатление системы, гармонично сочетающей удобство пользования, функциональность и прекрасную навигацию, современный дизайн и ненавязчивые фишки. Отдельные недостатки не накладывают серьезных ограничений на работу с приложением для подавляющего большинства пользователей. Добавление возможностей онлайн-коммуникации, доработка механизмов просмотра истории операций, на мой взгляд, и вовсе позволят Сбербанку на равных конкурировать с инновационными игроками даже за самую продвинутую аудиторию.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ