Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Снимаем маски, господа!
01.08.2005

Снимаем маски, господа!

Информация о бенефициарных собственниках банка все чаще становится достоянием широкой общественности. Повышению прозрачности, конечно, способствовали требования Центробанка РФ, потребовавшего предъявить истинных владельцев банков, стремящихся работатьс частными вкладами. Но усилия регулятора нельзя назвать единственной причиной. В равной степени банкиры вынуждены сбрасывать маски, потому что этого требует конкурентная ситуация. Начавшийся передел рынкаи действия иностранных игроковне оставляют им выбора.


Центробанк знает, но никому не скажет

Процесс вступления в систему страхования вкладов повлиял на раскрытие структуры собственников банков. Руководство Банка России утверждает, что в настоящее время ему известно, кто конкретно владеет всеми банками. С другой стороны, эта информация больше нигде не раскрывается и широко не публикуется. Возникает вполне резонный вопрос: кому банки раскрыли своих собственников — Банку России или широкому кругу заинтересованных лиц? Несет ли Банк России хоть какую-то ответственность, принимает какие-либо риски кредитного характера в отношении указанных банков?

Да, возможно, риски Центробанка связаны с введением системы страхования. Тем не менее ситуация, при которой Банк России имеет всю необходимую информацию, а участники рынка — кредиторы, клиенты и вкладчики банков — ее лишены, не вполне адекватна. Высока вероятность, что Банк России сможет использовать имеющиеся у него сведения, когда станет уже поздно требовать от владельцев банка материальной ответственности и осуществлять действия по спасению банков, находящихся в кризисном состоянии.

В процессе сделок М&A; или их подготовки стали известны собственники:

  • «Русского Стандарта» (Р. Тарико);
  • ИБ и НБ «ТРАСТ» (И. Юров, О. Коляда, С. Беляев, Н. Фетисов, А. Терзян);
  • Импэксбанка (Б. Иванишвили, В. Малкин);
  • Международного банка СПб (ранее — В. Коган, теперь – С. Бажанов);
  • Балтийского банка (О. Шигаев, А. Исаев);
  • Собинбанка (С. Кириленко, А. Серебренников, К. Беков);
  • Гута Банка (Внешторгбанк, государство);
  • Группы Экспобанка (П. Хамбро, П. Масловский);
  • Абсолютбанка (А. Светаков, Г. Галин, А. Трусков) и другие.

Одной из основных причин раскрытия собственниками своего владения является выход банка на рынок капитала. Российские компании и банки все больше понимают, что единственным способом привлечения инвестиций на выгодных условиях и в крупном объеме является работа по правилам международных фондовых рынков, которые предполагают раскрытие большого количества нефинансовой информации, высокой прозрачности организации, наличия отчетности, составленной по международным стандартам и заверенной аудиторами с мировым именем.

Перед выпуском евробондов информацию о своих собственниках раскрывали:

  • Промсвязьбанк (Д. Ананьев, А. Ананьев);
  • Номос-Банк (И. Финогенов);
  • ИБГ «НИКойл», Автобанк и банк «УралСиб» (В. Алекперов, Н. Цветков).

При размещении обязательств банка на международном денежном рынке в соответствии со стандартами, принятыми за рубежом, эмитент обязан раскрыть конечных, бенефициарных владельцев своего капитала. Благодаря тому, что средства на международных рынках в среднем стоят дешевле, чем на российском рынке, раскрытие информации о владельцах для кредиторов и держателей облигаций банка, рейтинговых агентств, аудиторов, андеррайтеров и других заинтересованных лиц становится для наших банков не только необходимым, но и экономически оправданным. Необходимо понимать, что такое «раскрытие», как правило, не является следствием морально-этических воззрений владельцев банка, а обусловлено исключительно экономическими причинами.

Помимо того, что информация о владении банками стала более открытой, наблюдается процесс консолидации собственности в «одних руках».

В процессе концентрации собственников, в т.ч. как элемент предпродажной подготовки либо раскрытия информации перед ЦБ РФ, были официально раскрыты конечные владельцы следующих банков:

  • МДМ-Банк (консолидация у компании «Техносфера» с дальнейшим переименованием в МДМ Холдинг с перерегистрацией из Калмыкии в Москву. Собственники те же — А. Мельниченко и С. Попов);
  • Росбанк (ЗАО «Интеррос Эстейт» сконцентрировало более 95% акций в результате выкупа доли Сургутнефтегаза и перевода этой части акций с баланса собственной аффилированной компании);
  • «Союз» (80,58% акций перешло непосредственно к компании, в которой 81% принадлежит напрямую О. Дерипаске);
  • банк «Санкт-Петербург» (А. Савельев владел половиной банка, доля В. Когана была выкуплена на банк в мае 2005 года, и ведутся переговоры о ее продаже);
  • Ханты-Мансийский банк (Администрация ХМАО сконцентрировала несколько пакетов);
  • МБРР (АФК «Система» увеличила долю с 22,22 до 54,28%);
  • «Глобэкс» (А. Мотылев лично владеет 99% акций банка);
  • Конверсбанк и Академхимбанк (В. Антонов официально владеет более 80% акций Конверсбанка, которому принадлежит Академхимбанк и контрольный пакет литовского банка Snoras);
  • «Авангард» (К. Миновалов контролирует более 90% акций);
  • Московский кредитный банк (на сайте банка появилась информация, что владелец банка — Р. Авдеев);
  • «Стройкредит» (основные контролирующие владельцы банка — М. Волков, А. Осетров, Д. Осетров);
  • Красбанк (основными владельцами являются А. Червиченко, Р. Шарипов);
  • «Солидарность» (Самара) (реальный собственник банка — А. Титов) и другие банки.

Трудно сказать, явилось ли раскрытие информации об акционерах и приведение структуры официальных собственников к более простому и понятному виду результатом выполнения требований Банка России при вступлении в систему страхования вкладов, или же подготовка банков к полной или частичной продаже сыграла не меньшую роль.

Таким образом, можно выделить несколько тенденций как в отношении раскрытия информации собственниками, так и в отношении управления такой собственностью владельцами. Среди них стоит отметить концентрацию крупных пакетов в «одних руках» и увеличение доли в капитале банков, напрямую контролируемой физическим лицом (физическими лицами); рост числа банков, составляющих отчетность по международным стандартам и осуществляющих операции на мировом рынке капитала; создание банковских групп, т.е. появление владельцев, контролирующих сразу несколько банков в РФ и за рубежом. Отдельно можно упомянуть административно-надзорные изменения: в результате раскрытия структуры собственников ЦБ РФ требует от групп составления консолидированной отчетности. Усилия госорганов направлены на облегчение процедур слияния банков для большей прозрачности.

Примеры банковских групп, созданных и активно развивающихся в последние годы:

  • Внешторгбанк (включая Гута Банк, Новосибирсквнешторгбанк, банк «Поволжский», банк «Забайкальский», Русский коммерческий банк (Швейцария), Русский коммерческий банк Лтд. (Кипр), Донау-банк АГ (Австрия), Ист-вест юнайтед банк (Люксембург), Армсбербанк (Армения), Ост-Вест Хандельсбанк (Германия), Внешторгбанк (Украина), Объединенный грузинский банк (Грузия));
  • Газпромбанк (включая Газэнергопромбанк, банк «Европейский», Севергазбанк, Сибирьгазбанк, банк «Совфинтрейд», Сочигазпромбанк, банк «Спурт»);
  • «УралСиб» (включая ИБГ «НИКойл», Автобанк, Брянский народный банк, Кузбассугольбанк и ряд небольших банков, входивших в банковскую группу «УралСиб — Тюменьпрофбанк», «Дзержинский», Стройвестбанк, «Евразия», Волгоинвестбанк, Башпромбанк);
  • Росбанк (включая бизнес банков группы «О.В.К.», а также Байкалросбанк, Мончебанк, Белросбанк и Росбанк (Швейцария));
  • «МДМ» (включая МДМ-банк, банк «Санкт-Петербург» и «МДМ-Урал»);
  • Пробизнесбанк (включая банки «Экспресс-Волга» (Саратов), ВУЗ-Банк (Екатеринбург) и присоединенный КБ «КОНТО»);
  • «Глобэкс» (включая Автовазбанк и Росинбанк-Сибирь);
  • Инвестсбербанк (после присоединения Русского генерального банка, включая Омскпромстройбанк, а также планы на покупку Югбанка и ряда банков в регионах);
  • Экспобанк (включая Колыма-банк, банк «Магаданский», Амурпромстройбанк и Байкал-банк);
  • Конверс-Групп (Конверсбанк, Конверсбанк-Москва (бывш. Академхимбанк), литовский банк Snoras);
  • Восточно-Европейская финансовая компания (Петро-Аэро-Банк, Инкасбанк, Рускобанк, Выборг-банк и Уральский трастовый банк);
  • Межпромбанк (включая Народный банк Республики Тыва, банк «Преображенский» (новое наименование — «Межпромбанк Плюс»));
  • банк «ТуранАлем» (Казахстан) (включая Славинвестбанк, Волжско-Камский коммерческий банк, Агроинкомбанк, Омскбанк, планы по приобретению 5—6 средних региональных банков на территории РФ);
  • «ТРАСТ» (включая Инвестиционный банк «ТРАСТ» (бывший «Доверительный и инвестиционный банк») и Национальный банк «ТРАСТ» (бывший банк «Менатеп Санкт-Петербург»));
  • Сибакадембанк (включая Уралвнешторгбанк, Кузбасский транспортный банк, Далькомбанк).
О прозрачности: за и против

Прозрачность собственников важна для кредиторов и контрагентов банка как защита от рисков. Регулирующим органам — для применения санкций и формулирования требований. Однако оценивая прозрачность владения банка с точки зрения не только регулятора, но и самих банкиров, их партнеров, можно спрогнозировать как положительные, так и отрицательные последствия открытости банка в этом вопросе.

Одним из «плюсов» прозрачности владения банком является то, что она позволяет оценивать и прогнозировать поддержку банка собственниками. Некоторые рейтинговые агентства включают фактор поддержки банка в расчет кредитоспособности. Поддержка собственников важна в кризисных ситуациях (лето 2004 — Альфа-Банк, Импэксбанк, «Авангард» и некоторые другие банки получили поддержку от собственников).

Раскрытие информации о реальных собственниках требуется при проведении публичных размещений долга (и акций — в будущем). Во многих случаях консолидация активов позволяет легче привлекать средства (масштаб и прибыльность деятельности в консолидированной отчетности выглядят лучше), при этом консолидация часто производится на уровне собственников.

Однако прозрачность «прозрачности» рознь. Клиенту банка важно самому иметь всю информацию о своем обслуживающем банке. Если он доверяет владельцу банка или менеджменту, ему не важно, знает ли что-нибудь о банке рынок. Такая «прозрачность», когда все банковские проводки доступны любому, клиентам неинтересна и даже вредна. Прозрачность, когда банк сообщает о любой сделке с клиентом в регулирующие органы или в прессу, многим клиентам также противопоказана — они могут опасаться как действий конкурентов, корпоративных захватчиков, так и повышенного интереса чиновников и правоохранительных органов.

В числе других «минусов» прозрачности можно отметить имиджевые потери. В группе при недостатках работы одного банка могут пострадать все остальные. Негативный имидж владельца может распространяться на его банки. Реальное отсутствие средств у владельца или информация о его временных финансовых трудностях может негативно сказываться на банке.

Раскрытие собственников при большой доле операций между аффилированными сторонами в холдинге или группе компаний — что само по себе не страшно — действует им же во вред: увеличивается число согласований и разрешений, снижается мобильность ресурсов в группе компаний, могут иметь место негативные налоговые последствия. Регулятору легче вычислить т.н. «связанные стороны» для нормативного регулирования кредитных рисков и концентрации активов/пассивов. Порой необходимо также согласовывать каждое малейшее действие с ФАС в случае очевидной аффилированности банка и его владельца.

В последнюю очередь перечислим обстоятельства, когда прозрачность безусловно вредна. Для проведения схемных действий, оказания специфических услуг (не столько по отмыванию денег, сколько по сделкам, которые трудно проводить в рамках закона, но которые по сути не приносят никому вреда) прозрачность не нужна.

В случае, когда владелец банка политически аффилирован, занимает высокие государственные посты или работает в крупной корпорации, в том числе с госучастием, прозрачность ему противопоказана.

Если владелец не желает демонстрировать собственные финансы, не имеет легальных источников для приобретения банка, не имеет разрешений от регулирующих органов на покупку, против него ведется расследование и т.д., ему нет смысла становиться прозрачным.

Когда владелец аффилирован с госкомпанией, которую обслуживает на нерыночных условиях, теневые владельцы предпочитают использовать номинальных собственников, которые заявляют о себе как о реальных владельцах бизнеса.

Хозяева

Сегодня можно выделить пять категорий собственников банков (см. табл.):

  • государство;
  • интегрированные бизнес-группы;
  • российские банки и инвесткомпании;
  • зарубежные банки, финансовые группы и инвестиционные фонды;
  • частные лица.

Разумеется, это не застывшая структура рынка, сегодня наблюдается ряд интересных тенденций. Например, растет число банков с зарубежным участием. За последнее время к числу игроков добавились ICICI (Индия) (Инвестиционно-кредитный банк), итальянский банк Intesa (КМБ-Банк), HVB-Group (Германия) и Nordea (Швеция) (Международный московский банк), итальянская банковская группа UniCredito (лизинговая компания «Локат Лизинг Россия»), Societe Generale (Франция) (Промэк-банк), Swedbank (Швеция) (банк «Квест»).

Вместе с тем происходит концентрация пакетов в «одних руках». Банковская собственность переходит от владельцев промышленных и финансовых активов к менеджменту банков и другим акционерам. Увеличивается количество «самостоятельных» собственников, не имеющих бизнеса в других отраслях, помимо финансовой сферы (владельцы банка «ТРАСТ», Международного банка СПб, Пробизнесбанка, Балтинвестбанка и др.). И конечно, нельзя не заметить усиления влияния госбанков и госкомпаний на рынке (Газпромбанк, Внешторгбанк, Сбербанк, ВБРР, Банк Москвы и др.).

В целом можно отметить, что смена собственников банков происходит в российской практике достаточно часто, наиболее распространенный случай — покупка банка в качестве лицензии. Такие сделки на публику выносятся, только когда покупатель — солидная организация, планирующая развивать собственный бизнес. Тем не менее, приобретение банка как готового бизнеса также распространено на российском рынке.

Основные наиболее распространенные формы купли-продажи:

  • выделение финансового блока в составе ИБГ (интегрированной бизнес-группы) в самостоятельный бизнес;
  • management buy-out;
  • стратегические инвестиции (ЕБРР и др.);
  • покупка крупным банком или банковской группой небольшого регионального банка;
  • покупка зарубежным банком или финансовой группой российского банка;
  • покупка инвесткомпанией российского банка (обычно – лицензия);
  • покупка банка в качестве «однодневки» для проведения специфических операций — обналичивание денежных средств, операции с НДС и налогами.
О тенденциях в терминах рентабельности

Специфика банков состоит в возможности просто, быстро и незаметно для клиентов перевести капитал в другой бизнес владельца. Рентабельность непосредственно кредитования — по сравнению с другими возможными направлениями деятельности владельца — невелика. Инфляция, другие показатели денежного рынка и связанные с ними ожидания кредиторов банков не дают рублевым ставкам по привлечению ресурсов опуститься ниже определенной отметки. Это определяет необходимость размещения ресурсов по очень высоким, неконкурентным в масштабах мировой экономики ставкам. Ведущие предприятия-клиенты не будут привлекать кредиты по таким ставкам, а кредитование мелких, неустойчивых компаний либо индивидуальных заемщиков связано с повышенным риском.

Выходом для банков становится развитие инвестиционных операций за счет сокращения кредитования. Средняя рентабельность небанковского сектора выше, соответственно, там и создается основной доход. Как правильно замечают некоторые банкиры, банки по сравнению с торговыми проектами прибыли не приносят: рентабельность банковского капитала — 20% при хорошем раскладе, тогда как рентабельность отдельных проектов в торговле и недвижимости может превышать 100%.

Причиной того, что деньги не приносят прибыли банку, может стать использование банков для финансирования проектов собственников в нефинансовой сфере и проведения расчетов аффилированных предприятий. Если владелец банка больший доход извлекает из проектов в строительной, скажем, отрасли, то средства будут направляться в такие проекты. Соответственно, деньги непосредственно в банк будут вкладываться только на условии кредитования банком проектов в других сферах деятельности. В таком случае доходность работы банка определяется как его способность привлекать на рынке деньги в другие проекты собственника дешевле и проще, чем эти проекты могли бы финансироваться за счет рыночных инструментов (выпуск облигаций, кредиты в других банках).

Однако зачастую, если не принимать во внимание упрощенность процедуры кредитования в собственном банке, а рассматривать вопрос с экономических позиций, выгоднее владеть банком, если банк является основным бизнесом владельца и приносит основной доход. Бизнесу же выгоднее обслуживаться в несвязанной с ним организации.

Исторически в мире складывалось разделение труда — каждый занимается тем, к чему имеет наибольшую склонность. Нефтяной компании, имеющей наибольшую склонность к добыче и продаже нефти, выгоднее продать банк и купить другую нефтяную компанию. Банку выгоднее продать нефтяную компанию и купить другой банк для увеличения собственной доли на рынке и получения синергетического эффекта. В условиях, когда столь высока конкуренция на банковском рынке, компаниям иметь свой банк становится не только невыгодно, но и накладно. Это не дает развиваться ни банку, ни бизнесу.

За последний год стало очевидно, что предложение на рынке купли-продажи банков стало превышать спрос со стороны покупателей и инвесторов (если не принимать во внимание спрос на приобретение банковских лицензий). Причины, которые побуждают владельцев коммерческих банков искать способы продать свой бизнес, вполне объясняются всем, сказанным выше.

Мотивация владельца к продаже банка целиком или частично:

  • отсутствие выраженных конкурентных преимуществ;
  • отсутствие перспектив роста бизнеса;
  • снижение эффективности от традиционно проводимых банком операций;
  • рост конкуренции и негативная динамика рыночных позиций;
  • отсутствие ресурсов и связей для прорыва на банковский рынок и реального улучшения рентабельности деятельности, в связи с чем владелец может посчитать участие в бизнесе банка нерентабельным для себя лично;
  • необходимость предпринимать дополнительные усилия для сохранения возможности работать с частными лицами (непринятие банка в систему страхования вкладов при первоначальной подаче документов);
  • необходимость владельца банка в ресурсах для развития других направлений бизнеса, продажа непрофильных активов ИБГ;
  • преимущество момента: например, вхождение банка в систему страхования вкладов, рост спроса со стороны покупателей или, наоборот, недостаток предложения. Стоимость банка до этого момента была существенно ниже, таким образом, в случае продажи владелец банка получает дополнительный финансовый выигрыш почти без дополнительных усилий.

В то же время владелец может попытаться привлечь крупного стратегического инвестора с сохранением контроля или доли в банке. Обычно такие намерения связаны с поиском конкурентных преимуществ, отсутствующих в настоящее время. С влиятельным, сильным партнером связываются надежды на развитие банка и лоббирование его интересов. Если у владельца есть желание остаться в банковском бизнесе и продолжать принимать участие в управлении банком (склонность к банковскому бизнесу, квалификация, потребности в реализации личных и профессиональных амбиций), но недостаточно ресурсов для осуществления таких желаний и потребностей, привлечение стратегического партнера является самым очевидным выходом.

Таким образом, можно констатировать, что рост прозрачности владения банками — это лишь внешняя сторона происходящих на рынке процессов, суть которых заключается в переделе банковского рынка под действием конкурентных рыночных сил в пользу более сильных игроков. Действия государства и иностранных банкиров лишь ускоряют этот процесс.






Новости Новости Релизы