Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
На форуме «Финополис 2025» в рамках сессии «Кибербезопасность — стратегический актив финтеха» говорили об объединении усилий всех участников. Только тогда безопасность станет доверенной
Анна Кулашова, модератор дискуссии, вице-президент «Лаборатории Касперского» по развитию бизнеса в России и странах СНГ, отметила: «Мы специально дали такое название сессии, поскольку убеждены: и финансовая сфера, и отрасль кибербезопасности основаны на доверии. Говоря о банках, можно утверждать: именно они являются главными держателями этого доверия и могут объяснить и гражданам, и организациям, как именно обеспечивается безопасность их цифровых активов».
Анна Кулашова («Лаборатория Касперского»). Фото: трансляция Финополис 2025
Дмитрий Никишов, вице-президент по информационной безопасности банка «ДОМ.РФ», развил ее мысль: «Мы хотим продавать клиенту доверие как маркетинговую услугу. Бизнес должен видеть, что выстраивание ИБ дешевле, чем последствия атак».
Но ИБ существует не сама по себе, а в тесном взаимодействии, например, с IT-подразделениями, а также с теми людьми, которые отвечают за развитие инноваций и финтеха. Какие лучшие практики в этой области существуют? Как интегрироваться с сервисами безопасности, выстраиваемыми государством? Эти и множество других проблем были предложено к обсуждению.
«Лаборатория Касперского» представила на «Финополисе 2025» бюллетень «Киберпульс.Финансы», в котором описаны наиболее актуальные угрозы для финансового сектора. По данным Kaspersky Cyber Threat Intelligence, летом 2025 года резко возросло число кибератак на российские финансовые учреждения с применением программ-шифровальщиков.
Число таких атак в целом увеличивается: в первом полугодии 2025 года по сравнению с аналогичным периодом 2024-го оно выросло на 6%.
По данным «Лаборатории Касперского», наибольший рост продемонстрировали атаки с различных онлайн-ресурсов на финансовые организации (рост их числа — на 81% год к году), а также атаки с помощью банкеров (вредоносное ПО для кражи денежных средств через онлайн-доступ к банковским счетам; рост их числа — в 2,4 раза). Количество атак на финансовые организации с помощью программ-вымогателей увеличилось в январе-июне на 6%. При этом число атак с помощью бэкдоров сократилось на 63%.
Помимо этих данных стали известны материалы с четвертой межотраслевой конференция АБИСС (Ассоциации пользователей стандартов по информационной безопасности), на которой представители регуляторов сделали ряд заявлений. В частности, Антон Чернодед, руководитель направления департамента информационной безопасности Банка России, рассказал о нововведениях Положения БР № 851-П, которое вышло в начале года и уже введено в действие. Поскольку документ направлен на защиту граждан от несанкционированных переводов денежных средств, отдельно были отмечены следующие требования: вести детальный цифровой след каждого перевода посредством широкой регистрации событий, сообщать обо всех операциях по картам несовершеннолетних их родителям, а также внедрить функционал для оперативного заявления о мошеннических действиях в мобильные приложения.
В Техническом комитете № 122 совместными усилиями Банка России, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) и экспертного сообщества проводится работа по актуализации всего семейства стандарта ГОСТ Р 57580; разработка новой версии ГОСТ Р 57580.1 находится в финальной стадии, а сам документ увидит свет, предположительно, в начале 2026 года.
Антон Чернодед подтвердил, что у Банка России есть планы по разработке отдельного стандарта безопасности аутсорсинга технологических процессов. Однако он также упомянул, что при разработке этого стандарта стоит обратить внимание в целом на подрядные организации, например на аудиторские компании, которые имеют доступ к большому массиву чувствительной и критической информации о кредитных организациях и хранят его, но к ним не предъявляются аналогичные требования и не проводится оценка.
Поскольку в числе приглашенных на сессию были Андрей Выборнов, заместитель директора департамента информационной безопасности Банка России, а также Олег Качанов, заместитель главы Минцифры, наличие свежих новостей было гарантировано. Банки представляли: Дмитрий Гадарь, вице-президент — директор департамента информационной безопасности Т-Банка; Дмитрий Саранцев, начальник управления по обеспечению информационной безопасности департамента по обеспечению безопасности Банка ВТБ; Сергей Симоненко, директор по информационным технологиям ОТП Банка, а также упоминавшийся выше Дмитрий Никишов из банка «ДОМ.РФ».
Модератору Анне Кулашовой ассистировал Сергей Голованов, главный эксперт «Лаборатории Касперского». Благодаря их активности в обсуждениях не обошли тему фишинга, ставшую крайне острой в последние годы.
Сергей Голованов («Лаборатория Касперского»). Фото: «Б.О»
Сергей Голованов привел курьезный факт: «У нас была проведена контрольная рассылка писем, в которых речь шла о новых корпоративных скидках, и были приложены купоны. По 100 отправленным письмам мы получили 170 фишинговых переходов как от самих сотрудников, так и от тех, кому они “по знакомству” переправили эти письма». Анна Кулашова подтвердила: «Тестовые письма собственному персоналу о том, что им пересмотрели бонусы и повысили зарплату, пробивают любую ментальную защиту».
Представители банков подтвердили наличие этой проблемы и рассказали о том, как они путем повышения киберкультуры и кибергигиены борются с фишингом. Но нашлись и те CISO, которые вполне успешно применяют для этих целей современные технические решения.
Сергей Голованов помимо фишинга назвал основные топ-3 причины киберинцидентов в финансовом секторе: «уязвимости в IT-системах, кража паролей, а также атаки через подрядчиков, который наблюдает явное большинство».
Слева направо: Дмитрий Никишов (банк «ДОМ.РФ») и Сергей Симоненко (ОТП Банк). Фото: «Б.О»
По словам эксперта, основной тенденцией текущего года становятся атаки на юридических лиц, что возвращает отрасль в 2016–2017-е. В этом году уже было несколько волн через систему ЭДО.
«Статистика показывает, что пострадавших от злоумышленников организаций было в этом году уже с десяток, и шанс, что в конце этого года у нас будет большое количество хищений денежных средств со счетов “юриков” — он большой», — предупредил Сергей Голованов.
Высказал свою позицию и Андрей Выборнов: «С моей точки зрения, наиболее остро стоит вопрос обеспечения минимальной ИБ-гигиены в бизнесе. С позиций комплексного подхода, а также норм регулирования и даже надзора важно вовлечение в ИБ-процессы высшего менеджмента, потому что не всегда так, и не всегда все понимают, что это нужно! Говорят, что безопасность стоит дорого, требует отвлечения средств и усилий в то время, как им требуется вывести новый продукт на рынок».
При этом, как считают в Банке России, набор рисков один и тот же на протяжении 10 лет. Технологии меняются, а суть остается прежней. Во-первых, это хищение средств у клиентов — физических лиц. Во-вторых, обеспечение операционной надежности и киберустойчивости, ведь, помимо всего прочего, инциденты и недоступность сервисов у крупных банков неизбежно вызывают напряженность в обществе. В-третьих, обеспечение контроля над утечками персональных данных. Четвертое, это хищение собственных средств банков и других финансовых организаций. Последнее входит в охват поговорки: «Редко, но метко».
Регулятор продолжит внедрять процедуру управления рисками, показатели которых должны оцифровываться, а руководство банков должно почувствовать ответственность за их превышение. Для этого в приоритете останутся перечисленные ниже направления работы.
«Банк России как регулятор будет стоять здесь на стороне слабой стороны — клиента, а не банка. Если сервис небезопасный, то ответственность за это должна быть у банка; собственно, должен быть возврат клиентам похищенных при этом денежных средств. Мы продолжим законодательно развивать эту тему», — отметил Андрей Выборнов.
Далее он рассмотрел проблему противодействия мошенничеству против физлиц и выделил участников: клиентов банков, банки, операторов связи, мошенников и дропов. На каждом этапе есть возможность предотвратить преступление: операторы могут блокировать подозрительные звонки, граждане — распознавать обман благодаря повышению своего уровня финансовой грамотности, банки — предотвращать сомнительные операции с помощью эффективных антифрод-систем.
Андрей Выборнов выделил главное: «Важно обеспечить взаимодействие операторов связи и банков для своевременного выявления мошеннических действий. Однако баланс между полной защитой клиентов и удобством пользования банковскими услугами требует тщательной проработки. Основная задача — обеспечить максимальную защиту гражданина как самой уязвимой стороны схемы».
Олег Качанов из Минцифры по всем принципиальным вопросам оказался согласен с представителем Банка России. Он рассказал о первых положительных итогах применения Закона № 41-ФЗ от 1 апреля 2025 года, направленного на борьбу с телефонным мошенничеством и защиту граждан от финансовых преступлений.
Следующее шаги Минцифры на этом направлении связаны с дополнительной защитой портала «Госуслуги», в частности с внедрением доверенных процедур восстановления утерянных учетных данных к нему.
Кроме того, усилия ведомства сосредоточены на развитии недавно заработавшей ГИС «Антифрод». На XXII Международном банковском форуме в Сочи в сентябре 2025 года на эту тема прошла крайне содержательная дискуссия. Тогда Вадим Уваров, директор департамента информационной безопасности Банка России, сообщил: «Отмечен рекордный показатель качества работы антифрод-систем системно значимых кредитных организаций — 99,7%». Наверное, это та планка, которую должна достичь и государственная межведомственная система.
Одно из конкретных направлений развития платформы Олег Качанов связал с разработкой механизма блокировки мошеннических каналов в мессенджерах на основе имеющегося договора о предоставлении услуг связи с данным клиентом и прописанного там его номера мобильного телефона.
Сергей Симоненко остановился на лучших практиках ОТП Банка в области процессов безопасной разработки ПО. Кроме того, он полностью согласился, с тем, что собственные сотрудники представляют собой в плане фишинга и других аспектов обеспечения ИБ самое слабое звено, поэтому их обучение необходимо оставлять в списке приоритетных задач ИБ.
Дмитрий Саранцев из ВТБ поднял вопрос об атаках через подрядчика: «Проблема в том, что банки были первой линии атаки, теперь преступники выбирают более легкие пути хищения средств благодаря взлому организаций, которые оказывают банку те или иные услуги».
Дмитрий Гадарь (Т-Банк). Фото: «Б.О»
Самым ярким оказалось выступление Дмитрия Гадаря из Т-Банка, который призывал коллег проявлять больше здравого смысла и применять знания современных технологий при организации защиты. В частности, эксперт заявил о том, что Т-Банк первым из финтехов запускает формат кибериспытаний. Они представляют собой закрытую программу, в рамках которой за денежное вознаграждение внешним исследователям предлагается успешно реализовать тот или иной полный сценарий атаки на бизнес-процессы банка, что поможет приблизитесь его IT-инфраструктуру к концепции Security by Design, требующей минимального участия служб ИБ в функционировании банка.
Кредиты МСП: скрытые проблемы
Многомесячный период удержания высокой ключевой ставки привел к серьезному ухудшению финансового состояния отечественного малого и среднего бизнеса. Количество предпринимателей с просроченной задолженностью с июня 2024 года по июнь нынешнего выросло более чем на 60%. Эксперты сравнивают ситуацию с торфяным пожаром