Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • В главной роли — факторинг
07.04.2022 FinCorpFinRetailАналитика

В главной роли — факторинг

Любой кризис приводит к тому, что у бизнеса, особенно малого, резко образуются кассовые разрывы. Покупатели настаивают на отсрочке платежа, поставщики же сокращают отгрузки в кредит. Что делать бизнесу в этой ситуации?


Актуальность факторинга возрастает в период турбулентности: отрасль всегда растет контрциклично происходящему в экономике. Чем драматичнее складываются события, тем больше роль факторингового «плеча» для бизнеса и экономики в целом. Это показала весна 2020 года, когда в условиях неопределенности и грядущего локдауна банки резко сократили выдачу кредитов и факторинг оказался едва ли не единственным рыночным инструментом, к которому мог прибегнуть бизнес для закрытия кассовых разрывов. В 2022 году рост спроса на факторинговое финансирование в первом квартале (в особенности в марте) оказался кратно выше, чем двумя годами ранее. 

Роль в повышении популярности факторинга сыграло и резкое повышение Банком России ключевой ставки. Ставка 20% несовместима с кредитованием, инвестициями и развитием экономики. Но это шоковая терапия, которая была нужна здесь и сейчас: когда человек теряет сознание, его приходится бить по щекам, чтобы привести в чувство. Но из-за этого ставки по кредитам находятся на запретительных уровнях. 

Максим Решетников, глава Минэкономразвития, отметил, что сегодня 40% всего кредитного портфеля в экономике — это кредиты по плавающей ставке, определяющейся как «ключевая ставка плюс». 

Как и во время острой фазы пандемии, сейчас раскручивается маховик поддерживающих мер для бизнеса: льготные кредиты, кредитные каникулы, послабления для тех, кто обслуживает кредиты по плавающим ставкам и так далее. Но этому механизму нужно время, чтобы выйти на полную мощность. Эти два-три месяца бизнес, особенно малый, должен каким-то образом продержаться, чему может способствовать факторинговое финансирование. 

За прошлый год крупные факторинговые компании выплатили компаниям из сферы МСП свыше 526,7 млрд рублей, что на 45% больше, чем в 2020 году. Число клиентов — субъектов МСП выросло за год на 5%, до 6412 компаний. При этом факторинговые тарифы, которые до недавних пор составляли 1,3–1,5% в месяц, увеличились в среднем до 2,2–2,3%. То есть выросли даже не в два раза, как ключевая ставка. На фоне наблюдаемого роста цен эти 2,3% в конечной цене для потребителя теряются.

Факторинг практически полностью ориентирован на внутренний рынок:

по данным Ассоциация факторинговых компаний (АФК), за прошлый год доля международных операций в портфеле компаний снизилась с 4,0 до 2,3%, а из общего объема выплаченного финансирования в 5,8 трлн рублей на международный факторинг пришлось лишь 1,2%.

Основная часть портфеля приходится на финансирование поставок товаров или оказания услуг, относящихся к повседневному спросу, то есть к сегменту, который не становится менее востребованным у потребителей и где предприятия из сферы МСП представлены широко.

Факторинг — это не разовая услуга, как в случае с банковским кредитованием, где кредит — это длинный рискованный цикл, занимающий не один год. Факторинг — это «револьверный» продукт, короткая «история», деньги на 30–60 дней. Это инструмент, который встраивается в бизнес-процессы компании, становясь их частью и при этом не увеличивая долговую нагрузку. 

В начале 2022 года Райффайзенбанк и аналитическое агентство B2B International провели исследование, опросив более 200 крупных и средних российских компаний относительно используемых ими финансовых инструментов. Практически половина опрошенных назвала ключевым преимуществом факторинга адаптивность к конкретному виду деятельности, возможность гибко подстраивать его под запросы бизнеса. Например, торговое финансирование в этом же опросе набрало только 37% голосов. По итогам респонденты отметили высокую эффективность факторинга.

Также эффективность увеличивается при использовании электронного факторинга: он дешевле, а средства поступают в течение нескольких минут после электронного обмена документами. 

Что для компании означает получение денег день в день? Например, в конце февраля — начале марта 2022 года это была возможность успеть оперативно закупить сырье по старым ценам. В свою очередь, компании-поставщики, которые массово отменяли практику отгрузки товаров с отсрочкой платежа, за счет факторинга имели возможность сохранить это преимущество для своих партнеров. 

Факторинг отрезвляюще и цементирующее действует на всю бизнес-цепочку, поскольку выступает связующим звеном между поставщиком и покупателем и не дает им поддаться панике и совершить ошибки. 






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ