Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Анализ зарубежного опыта по внедрению Regtech и Suptech
Рост цифровой экономики невозможен без активного участия государства в развитии цифровых технологий на финансовом рынке. Банк России определил ключевые направления и задачи в области развития финансовых технологий, включая исследование, анализ и разработка предложений по применению RegTech и SupTech.
В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы повышения эффективности взаимодействия регуляторных органов и поднадзорных организаций. В связи с увеличением сложности проводимых операций, объема обрабатываемых данных, а также скорости обмена данными у регуляторов и их поднадзорных организаций возникает потребность в модернизации своих процессов. Для соответствия регуляторным требованиям и осуществления эффективного регуляторного надзора применяются технологии RegTech и SupTech.
Под технологиями RegTech (regulatory technology) понимают инновационные технологические решения, применяемые для упрощения процессов приведения внутренних систем организаций в соответствие с законодательными (регуляторными) требованиями. Кроме того, технологии RegTech используются в качестве инструмента управления рисками организаций. Пользователями таких решений являются участники финансового рынка — поднадзорные организации.
Технологии SupTech (supervision technology) представляют собой инновационные технологические решения, которые повышают эффективность процессов регулирования и надзора за деятельностью участников финансового рынка. Пользователями таких решений выступают регуляторы.
В соответствии с аналитическими материалами, подготовленными компанией FinTech Global, инвестиции в RegTech увеличились более чем в девять раз за период с 2013 года по третий квартал 2018 года. При этом объем инвестиций вырос с 412,3 млн долларов США в 2013 году до 1867,6 млн долларов США в 2017-м. Количество инвестиционных сделок также находится в восходящем тренде. Общее число сделок за период с 2013 по 2017 год превысило 680.
Еще в начале 2018 года Банк России одобрил Основные направления развития финансовых технологий на период 2018–2020 годов в рамках реализации Программы Правительства РФ «Цифровая экономика Российской Федерации». В документе отмечена важность внедрения технологий RegTech и SupTech в процессы организаций финансового сектора.
Банк России стимулирует повышение осведомленности участников финансового рынка о решениях RegTech и SupTech, в том числе посредством публикации докладов, участия в заседаниях по новым технологическим решениям, разработки рекомендаций и требований по использованию соответствующих решений поднадзорными организациями. Кроме того, в рамках SupTech-решений Банк России как конечный пользователь разрабатывает предложения по внедрению решений в рамках своей деятельности.
Примером участия организаций финансового сектора в создании новой рыночной инфраструктуры является проект с применением технологии открытых интерфейсов (open API). Данный проект предполагает разработку и внедрение платформы, на которой будет собрана информация о гражданах Российской Федерации для обеспечения обмена этой информацией между гражданами, государственными органами и коммерческими организациями. Основная идея проекта заключается в создании цифрового агрегированного реестра ссылок на государственные сервисы, содержащие информацию о конкретных гражданах, в том числе на портал «Госуслуги». Ввести платформу в эксплуатацию планируется к концу 2023 года.
Анализируя опыт развития RegTech и SupTech за рубежом, нельзя не отметить успехи тех стран, которые достигли крайне высоких показателей при внедрении этих технологий в национальную экономику. К таким странам можно отнести Ирландию, Германию и Нидерланды.
В Ирландии RegTech и SupTech играют большую роль в рамках деятельности организаций финансового сектора. Центральный банк Ирландии (Central Bank and Financial Services Authority of Ireland) не только признает, но и активно поддерживает RegTech и SupTech. В своих выступлениях директора различных департаментов Центрального банка Ирландии обосновывают необходимость решений RegTech и SupTech для финансового рынка ростом регуляторных требований к финансовым организациям, в том числе в части защиты прав потребителей, и необходимостью соответствовать требованиям эпохи диджитализации.
Центральный банк Ирландии учредил Innovation Hub, основной задачей которого является поддержка и стимулирование FinTech и RegTech проектов. Innovation Hub предоставляет возможность RegTech- и SupTech-проектам взаимодействовать с Центральным банком Ирландии вне существующих формальных процессов регулирования. Взаимодействуя с RegTech- и SupTech-проектами, регулятор заблаговременно осуществляет мониторинг новых технологий и прогнозирует потенциальные риски их использования, а также потенциальные возможности управления данными рисками. Сейчас регулятор проводит тестирование использования машиночитаемого формата для подготовки направления обязательной отчетности финансовых организаций.
В качестве ярких примеров успеха RegTech- и SupTech-проектов в Ирландии можно привести Vizor, предлагающей RegTech-решения в виде сервиса. Vizor упрощает для организаций подачу обязательной отчетности в формате, требуемом регулирующими органами, за счет предоставления ряда вариантов конструирования отчетности, доступных через веб-портал для организаций. Организации предоставляют Vizor необходимые данные для составления обязательной отчетности, и с помощью данного SupTech-решения данная информация обеспечивает высокий уровень качества передаваемых данных.
Innovation Hub предоставляет возможность RegTech- и SupTech-проектам взаимодействовать с Центральным банком Ирландии вне существующих формальных процессов регулирования
Еще одним примером служит Kyckr, предоставляющий услуги по автоматизации и мгновенной перепроверке идентификационных данных. Данный RegTech-проект получает идентификационные данные от клиентов, перепроверяет их по независимым источникам и проводит автоматический мониторинг полученных идентификационных данных в режиме реального времени для поддержания их актуальности.
В Германии регулятор также активно стимулирует развитие RegTech и SupTech. Так, в исследовании Федерального министерства финансов Германии (Bundesministerium der Finanzen) были проанализированы не только основные понятия FinTech, но и статистика по географическому расположению и степени внедрения в различные сферы экономики RegTech и SupTech (Matthias Schmitt, Martina Weber. FinTech-Markt in Deutschland, 2016). Кроме того, Федеральное управление финансового надзора Германии (Bundesanstalt für Finanzdienstleistungsaufsicht) достаточно широко разъясняет особенности применения FinTech в финансовой деятельности (Bundesanstalt für Finanzdienstleistungsaufsicht. Unternehmensgründer und Fintechs). Подобные решения не могли не сказаться на развитии RegTech и SupTech в Германии. По результатам исследования, проведенного компанией FinTech Global, только за три квартала 2018 года объем сделок в сфере FinTech в этой стране достиг 665 млн евро. На данный момент на территории Германии действует три FinTech-хаба, в которых и развиваются RegTech- и SupTech-решения, а именно: Berlin FinTech Hub, Rhein-Main-Neckar и Munich FinTech Hub.
В качестве примера успешного RegTech-проекта Германии можно привести RiskLytics, предоставляющей услуги по автоматизации обеспечения соответствия нормативным требованиям для лизинговых и факторинговых компаний. RegTech-проект RiskLytics осуществляет автоматический мониторинг лимитов, с системой раннего предупреждения о рисках проводит стресс-тесты, формирует отчеты о рисках и т.д.
Что касается автоматизации обеспечения соответствия нормативным требованиям MAR, MiFID II, PRIIPS, SSM ILAAP, GDPR и т.д., то в данном направлении одним из лидеров считается проект Compendor.
В Нидерландах Управление по финансовым рынкам (Netherlands Authority for the Financial Markets) и Центральный банк (De Nederlandsche Bank) учредили Innovation Hub, целью которого является оказание помощи FinTech-проектам в форме консультаций по регуляторным вопросам. Кроме того, в Нидерландах запущена регулятивная песочница, которая также помогает RegTech- и SupTech-проектам тестировать свои сервисы.
Одним из успешных RegTech-проектов является Osis, предоставляющий услуги по автоматической оценке кредитных рисков, осуществляющий оценку экономического эффекта от передачи кредитного риска в зависимости от структуры транзакции, макроэкономических (стрессовых) сценариев и регуляторных изменений, таких как Базель IV и IFRS 9 / CECL.
Одним из ключевых направлений развития RegTech в Нидерландах является автоматизация процедур подготовки и направления отчетности. Так, был запущен сервис SecondFloor, который позволяет снизить регуляторную нагрузку на комплаенс-офицеров при передаче отчетности в соответствии с требованиями Solvency II, IFRS 17 и т.д.
Технологические решения RegTech и SupTech становятся неотъемлемой частью процессов компаний и регуляторов финансового сектора во многих странах. Россия, опираясь на международный опыт в данной сфере, не только активно развивает и внедряет сами технологии, но и разрабатывает регуляторную базу для обеспечения возможности их правомерного использования. Данная деятельность способствует общему повышению эффективности процессов у участников российского рынка финансовых услуг.
По темпам цифровизации и внедрения инноваций банковский сектор России давно занимает лидирующие позиции. Еще в 2020 году, согласно исследованию компании Deloitte, Россия вошла в топ-10 стран по цифровизации банков. Куда направлен вектор инноваций четыре года спустя? Какие подходы к автоматизации финансовых процессов находятся на гребне технологической волны?
Когда наступает банкротство организации или гражданина, это событие, как правило, затрагивает интересы очень и очень многих: самого должника, его контролирующих и аффилированных лиц, реальных и потенциальных контрагентов должника, иных субъектов — в том числе и государства. Поэтому информация о факте возбуждения и ходе дела о банкротстве должна быть публичной, чтобы широкий круг лиц мог соответствующие сведения получить, проанализировать и оценить, например, в контексте собственных рисков продолжения взаимоотношений с должником