Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Уровень просроченной задолженности стремительно растет. За 2008 год, по данным ЦБ РФ, просрочка по корпоративным кредитам выросла на 23,3% и достигла 251,2 млрд рублей. Эксперты уверены, что к лету этот показатель может вырасти в разы.
По данным коллекторского агентства Morgan & Stout, уровень просроченной задолженности начал активно расти с сентября 2008 года. Аналитики прогнозируют увеличение темпов роста объема задолженности коммерческих организаций вплоть до весны 2010 года. «Вероятно, в некоторых отраслях показатель уровня просроченной задолженности уже к лету может достигнуть 50–60%», — отмечает начальник управления по работе с корпоративными клиентами Собинбанка Наталья Масловская.
Анализ ситуации экспертами группы Energy Consulting показывает, что абсолютные размеры просроченной задолженности в декабре серьезно увеличились. У целого ряда крупных банков прирост превысил 20%. Основной прирост просрочки — более чем в 2,4 раза — пришелся на последние пять месяцев 2008 года, но даже после этого доля просроченных кредитов составила не более 1,2% от выданной суммы. При этом банки создали резервы в размере, более чем в два раза превышающем общий размер просроченной задолженности.
«В целом в экономике ситуация с просроченной задолженностью в настоящий момент не является настолько критичной, как в послекризисный период 10 лет назад, — считает Елена Розанова, руководитель практики риск-менеджмента группы компаний Energy Consulting. — В январе 1999 года процент просроченной кредиторской задолженности предприятий нефинансового сектора составлял 52% от всей суммы (1241 млрд рублей из 2347 млрд рублей), а на конец октября 2008 года доля просроченных средств составляла «всего» 7,2% (977 млрд рублей из 13490 млрд рублей кредиторской задолженности). Конечно, и эта цифра свидетельствует о достаточно низкой платежной дисциплине, но следует учесть, что часть этой суммы вполне может быть выплачена. Сегодня банковские заемщики более дисциплинированы. Это связано с жесткостью подхода к неплательщикам со стороны кредитных организаций, отлаженностью процесса истребования долга в судебных инстанциях и более критичными последствиями для бизнеса — ухудшение кредитной истории и последующие проблемы с получением кредитов в перспективе».
Между тем делать предварительные выводы на основании сегодняшних данных, по мнению некоторых экспертов, преждевременно. «Полная ситуация с просрочкой прояснится не ранее июня, когда банки начнут опубликовывать подтвержденные аудиторами годовые отчеты, на основании которых можно будет сделать какие-либо выводы о данной проблеме», — считает Анна Головкова, партнер департамента аудита «Делойта», СНГ.
Основной прирост суммы просроченной задолженности возник по рублевым кредитам: за 11 месяцев 2008 года она выросла с 75 до 192 млрд. По валютным абсолютные показатели пока ниже (47 млрд на 1 января 2008 года), однако темпы этого роста очень высоки, просрочка увеличилась в 4,45 раза с начала года. «Если принимать во внимание абсолютные цифры, то объем просроченной задолженности по рублевым кредитам больше, чем по валютным, — объясняет Сергей Шпетер, директор по развитию бизнеса долгового агентства «Пристав». — Вместе с тем доля просроченных валютных кредитов к объему выданных кредитов в валюте значительно выше аналогичного показателя по рублевым займам».
По мнению руководства Сведбанка, в сегодняшней ситуации риски просрочки растут именно по валютным кредитам из-за укрепления курсов доллара и евро. Управляющий партнер Morgan & Stout Димитриос Сомовидис наблюдает «увеличение просроченной задолженности именно по валютным кредитам, так как для многих коммерческих структур банки открывали кредитные линии именно в валюте».
По мнению аналитиков Energy Consulting, по итогам января и февраля ситуация с валютными долгами, наверняка, ухудшится. А Людмила Гончарова, заместитель председателя правления банка «Возрождение», отмечая, что на начало года задолженность юрлиц перед банком составляла 81 млрд рублей, считает, что пик неплатежей по кредитам будет позже. Он придется на апрель–май 2009 года.
Больше всего проблем с выплатой кредитов у компаний малого и среднего бизнеса. По крайней мере, гораздо больше, чем у крупных компаний. Так считает Антон Дмитраков, генеральный директор компании «Линдорфф», одного из ведущих игроков рынка управления дебиторской задолженностью. Эксперты связывают это с тем, что в области МСБ большей части должников просто не хватило собственных оборотных средств, а платежи по кредитам значительно выросли в связи с увеличением курсовой разницы.
В некоторых отраслях показатель уровня просрочки к лету может достигнуть 50–60%.
Эксперты Morgan & Stout, напротив, считают, что многие крупные коммерческие структуры оказались менее гибкими и не смогли быстро приспособиться к кризисным условиям, потеряв возможность постоянного перекредитования. Правда, крупные структуры, особенно градообразующие, сейчас вполне могут рассчитывать на финансовую помощь государства. По отраслевому признаку лидируют девелоперские и строительные компании, металлургические и другие производственные предприятия, туристические компании, предприятия оптовой и розничной торговли, импортеры товаров.
По словам начальника управления корпоративного бизнеса Сведбанка Сергея Дзюбенко, задержки выплат стали особенно заметными у компаний сырьевой отрасли, где резко упали цены на реализуемое сырье и, как следствие, объемы выручки. У компаний, торгующих автомобилями и эксклюзивными товарами, резкое снижение спроса также привело к затовариванию и снижению выручки.
Сергей Кулаковкин, начальник департамента корпоративного бизнеса банка «Зенит», выделяет в качестве проблемных заемщиков розничную торговлю предметами «отложенного» спроса: «Мы видим снижение спроса в отношении таких товаров и услуг, как автомобили, дорогостоящий отпуск за границей, бытовая техника, одежда и обувь высокого ценового сегмента. При этом, испытывая снижение продаж, эти предприятия вынуждены нести все текущие постоянные расходы на аренду помещений, зарплату, налоги. Рост курса валют также отражается на конечной цене продукции предприятий, которые ввозят товары или сырье из-за рубежа».
При этом проблема просрочек по кредитам острее стоит перед столичными предприятиями, так как они закредитованы больше, чем региональные компании. Так считает Алексей Козырев, генеральный директор компании Sequoia Credit Consolidation Assets Management. Однако он отмечает, что и в регионах в 2009 году дефолтность резко повысилась. В качестве проблемных регионов специалисты выделяют те, где сконцентрированы производства, которые на данный момент либо остановлены, либо работают в режиме трех рабочих дней, а их сотрудники находятся в вынужденных неоплачиваемых отпусках.
Елена Розанова (Energy Consulting) говорит, что отраслевая принадлежность не всегда является определяющей: «Строительство, пищевая и легкая промышленность, агропром, авиация, торговля — дефолты могут быть везде. Возьмем, к примеру, такие компании, как «Диксис» или «Банана — мама». Основные причины большинства этих дефолтов закладывались в бизнес-модель задолго до кризиса. Стратегические решения по развитию таких компаний предполагали экстенсивный рост за счет кредитов, и дефолты по их обязательствам могли наступить — хотя и с меньшей вероятностью — вне зависимости от наличия кризиса в стране. В перспективе в дефолтную категорию могут перейти и те эмитенты, которые сейчас выглядят более кредитоспособными».
Неплатежи компаний по кредитам в большинстве случаев объясняются потерей ликвидности из-за падения продаж и снижения выручки, а также ростом дебиторской задолженности из-за снижения платежеспособности клиентов. «Сейчас компании объясняют свои проблемы ухудшением рыночной ситуации, и это во многом справедливо, — считает Наталья Масловская (Собинбанк). — Бизнес многих предприятий был нацелен на рост за счет кредитных средств и постоянного рефинансирования кредитного портфеля как в российских, так и в западных банках. В условиях вынужденного сокращения кредитного портфеля и невозможности рефинансирования задолженности они вышли на просрочку».
Причины многих дефолтов закладывались в бизнес-модель задолго до кризиса.
В Сведбанке ситуацию объясняют тем, что сейчас риски, заложенные по кредитам для юрлиц, начали реализовываться одновременно. В первую очередь реализовывается риск сокращения потока денежной наличности, а также валютные риски у компаний, которые, имея рублевую выручку, предпочитали получать кредиты в валюте. В такой ситуации компании уже не могут получить краткосрочные займы в банках для закрытия кассовых разрывов, что приводит к дальнейшему снижению их кредитного качества. Многие компании не смогли рефинансировать свои долги.
Попытки компаний объяснить просрочку платежа кризисом все чаще натыкаются на отпор со стороны банков и коллекторов. Сергей Шпетер («Пристав») говорит, что в практике агентства встречаются попытки должников списать неплатежи на кризис. В этой ситуации коллекторам приходится досконально изучать финансовую отчетность компании, общаться с контрагентами, выясняя, как в действительности обстоит ситуация. «Кризис затронул все сферы экономики и данный аргумент не должен являться ключевым оправданием для задержек или неплатежей», — уверен Антон Дмитраков («Линдорфф»).
Одновременно с этим независимые эксперты отмечают, что кредиторы серьезно ужесточают контроль над платежной дисциплиной. Если до кризиса заемщик пропускал один платеж, банк мог просто потребовать погасить задолженность, не настаивая при этом на полном погашении кредита. Сегодня в подобной ситуации кредитор все чаще требует выплаты всей суммы кредита досрочно.
По оценке экспертов, до последнего времени банки предпочитали решать проблему корпоративных просрочек самостоятельно. При этом им пришлось столкнуться с тем, что не все должники понимают, что просрочка — это в первую очередь проблема заемщика, а не банка. Необходимость конструктивного диалога растет, так же как и необходимость более тщательного регулярного мониторинга финансового состояния каждого заемщика. При этом отдельными экспертами отмечается, что в ближайшее время от диалога придется перейти к более решительным мерам: потребуется сместить акцент с досудебной на судебную стадию сбора долгов.
«При возникновении просрочки банки на первом этапе работают сами, — говорит Алексей Козырев (Sequoia Credit Consolidation Assets Management). — При этом в обязательном порядке контролируется состояние залога, проводятся переговоры с заемщиком, в ходе которых выясняются причины неплатежа и оговариваются варианты погашения задолженности. В случае если задолженность после этого не погашается, банки привлекают коллекторские агентства, которые в дальнейшем работают с должником, в том числе и в судебном порядке».
Причина неплатежей — сокращение потока денежной наличности, а также валютные риски у компаний, которые, имея рублевую выручку, предпочитали кредиты в валюте.
Между тем Димитриос Сомовидис (Morgan & Stout) отмечает, что в 2009 году все больше банков начали передавать коллекторам долги на более ранних сроках. Многие предприятия находятся на стадии банкротства, поэтому взыскание необходимо проводить в максимально короткие сроки: «Основная задача коллекторского агентства сегодня — не банкротство предприятия, а решение вопросов по реструктуризации и оптимизации долгового портфеля. Однако если компания-должник уже находится в стадии банкротства, взыскать с нее денежные средства крайне проблематично. Ведь долги перед налоговыми органами могут значительно превышать все остальные задолженности».
Между тем на рынке формируются и новые тенденции. Эксперты Собинбанка отмечают появление явного спроса на «антиколлекторские» услуги со стороны предприятий, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса. Противостояние банк—заемщик ужесточается…
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка
В 2023 году Бизнес Платформа ВТБ для малого и среднего бизнеса выиграла в специальной номинации Премии инноваций и достижений финансовой отрасли FINAWARD. О развитии нового интернет-банка для бизнеса «Б.О» рассказал Александр Александров, начальник управления «Интернет-банк», вице-президент ВТБ
В последние годы участились споры о том, какой метод делегирования бизнес-процессов эффективнее: инсорсинг или аутсорсинг? Выбирать что-то одно совсем не обязательно. Рассмотрим, как работать с гибридной моделью, которая сочетает в себе преимущества обеих систем
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка
В рамках акции банк перечисляет один рубль за каждую покупку еды в супермаркетах, кафе и ресторанах в период с 30 сентября по 30 октября 2024 года в благотворительный фонд «Дари еду» на развитие проекта «Социальные кухни»