Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Исполнительный директор электронной торговой площадки «Центр дистанционных торгов» Тимур Насретдинов рассказал «Б.О» о важных этапах в процедурах оценки и реализации залогов, а также о преимуществах электронных торгов
— Тимур, как банкам грамотно подходить к процедуре оценки залогов?
— Согласно статистике нашей площадки, банковские залоги почти никогда не продаются по стоимости оценки. Между тем оценочная стоимость — и есть начальная цена продажи. Именно с установления цены начинается реализация. Чтобы грамотно подойти к процедуре оценки, мы советуем, во-первых, ставить интересы клиента на первое место. Банки должны помнить, что клиенты — это их основной актив и что необходимо всегда учитывать их интересы при проведении процедуры оценки залогов. Во-вторых, нужно следить за изменением цен на рынке. Важно постоянно отслеживать изменения цен и проводить переоценку имеющегося залогового портфеля. В-третьих, необходимо использовать данные статистики и экспертные системы, которые помогут определить рыночную стоимость залога на основе различных индикаторов.
Тимур Насретдинов, исполнительный директор электронной торговой площадки «Центр дистанционных торгов»
— Какие существуют преимущества электронных торгов для банков в процессе реализации залогового имущества?
— Покупка залогового имущества отличается от обычной покупки объекта. У банков есть свои требования для заключения сделки. К тому же не все инвесторы знают, что можно купить имущество банка. В таком случае электронные торги становятся оптимальным решением для продажи залогов. Аудитория электронных торгов — вся Россия, то есть имуществом может заинтересоваться покупатель из любого региона. Именно на торги приходит уникальная аудитория: брокеры, агенты, инвесторы, профессиональные участники торгов, риелторы и агентства недвижимости.
Ключевым преимуществом реализации залогового имущества на торгах является конкуренция покупателей за лот.
Это уже зарекомендовавший себя механизм определения реальной рыночной цены, когда покупатель понимает, что он не переплачивает, а продавец — что не продает дешево. В ходе конкуренции цена чаще всего возрастает, ведь работают и психологические факторы: азарт игрока, эффект толпы, страх упустить возможность купить объект.
Количество участников торгов растет с каждым годом. Как следствие увеличивается и стоимость реализации. Благодаря электронным торгам появляется возможность продать залог намного быстрее и по рыночной цене.
— Какие могут возникнуть сложности при проведении торгов по реализации залогов?
— Мы переходим к важности «упаковки» предложения, а также донесения этого предложения до целевой аудитории. Здесь могут возникнуть сложности, особенно когда речь идет о непростых активах, в составе которых много единиц имущества. Мы советуем своим клиентам составлять подробное описание, прикреплять качественные фотографии и видео, подбирать варианты использования имущества и выявлять преимущества покупки. После этого остаются два немаловажных шага — реклама и общение с потенциальными покупателями. Перечисленные процессы мы все чаще берем на себя в силу нашего профессионализма и опыта в реализации залогов и для того, чтобы наши клиенты избежали сложностей при проведении торгов.
Уход западных IT-вендоров стал не только вызовом, но и стимулом: импортозамещение ускоряется и охватывает все больше сегментов рынка. В авангарде — финансовый сектор: в банках уже появляются надежные программно-аппаратные комплексы на базе российских решений