Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Об опыте внедрения и подключении к системе ГИС ГМП, а также проблемах в связи с этим возникающих
Эта история началась задолго до вступления в силу положений 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Как это часто бывает, некие благие намерения кто-то описал сухим юридическим языком, затем другой пригладил формулировки, после этого немного сократили текст, логичнее переставили абзацы и внесли изменения в закон. Только вот финальная версия не отражает первоначальные замыслы.
В начале были две хороших идеи. Первая: упорядочивание учета огромного количества платежей, которое ложится на счета «до выяснения», потому что оплачиваются по неверным или устаревшим реквизитам. Возникает достаточно серьезная в масштабах страны проблема учета средств, уже принятых от граждан, но еще не дошедших до адресата. Вторая — предложить удобный сервис по оказанию государственной услуги на основе извещения о том, что уплата этой услуги совершилась. Для реализации идеи надо замкнуть только две точки — госорган и место оплаты. То есть надо дать возможность госоргану сформировать некое требование об оплате (начисление), показать его плательщику и после приема средств «незамедлительно» вернуть информацию о том, что с этим начислением произошло, обратно в госорган. На основании полученной информации госорган оказывает услугу. Идея, собственно, в том, чтобы замкнуть точки двусторонними отношениями.
В редакции же закона 210-ФЗ, действующего с 1 января 2013 года, мы видим только односторонние отношения (см. п.4 ст.21.3). В них банки обязаны только информировать о фактах уплаты платежей в бюджет ГИС ГМП. Правда, в п.5 ст.21.3 остались и обязательства по размещению этих начислений в ГИС ГМП, но буквальное прочтение всей ст. 21.3 никак не позволяет составить ту идею, которая была вначале.
Осенью 2012-го года, когда началась активная работа по интеграции банков с ГИС ГМП, оказалось, что сервис опубликован в единой системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). А банк участником СМЭВ быть не может. Поэтому банки начали подключать к этому же сервису, но под именем «УНИФО» (Учет начислений и фактов оплаты). Под самый конец года (22 декабря 2012 года) наконец-то было опубликовано Постановление Правительства № 1382, которое определило банкам возможность быть участниками СМЭВ.
С подключением к СМЭВ возникла проблема — подключение к государственной структуре осуществляет специальная организация, что с натяжкой, но объяснимо. Это Оператор эксплуатации инфраструктуры электронного правительства. Но что объяснимо с трудом, так это то, что оператор ЭИЭП не просто определяет правила, но и самостоятельно (или с помощью единственной уполномоченной партнерской компании) продает оборудование, проводит его совсем не бесплатную настройку и техническое обслуживание. При этом целых шесть месяцев настойчивых жалоб, просьб, обращений и других методов воздействия на оператора ЭИЭП потребовалось, чтобы он отказался от использования только одной схемы подключения, использующей два самых дорогих криптошлюза. Хотя другие схемы подключения, конечно же, были возможны. Самое смешное тут то, что юридически купить оборудование можно у любого партнера (П) разработчика (И), но практически это сделать нереально. Так как только оператор ЭИЭП может проводить подключение, то оборудование продается разработчиком в единственную компанию, которая действует от имени оператора ЭИЭП (А). Таким образом для того, чтобы оборудование попало в банк (Б), потребуется цепочка И –> А –> Б или И –> А –> П –> Б . И если компания А испытывает нехватку ресурсов или просто по каким-то причинам попытается повлиять на процесс подключения какого-либо банка, то это она сделает без труда. Что менее смешно, но также занимательно, так это то, что оператор ЭИЭП должен заключать коммерческие договоры только на установку, настройку и обслуживание оборудования. Но эти договоры содержат пункты о продаже оборудования, его установке и настройке, техническому обслуживанию и продаже программных средств транспортного характера. Вроде все в интересах банка, то есть один комплексный договор, но в условиях рыночных отношений его очень сильно хочется отнести для вдумчивого анализа в ФАС России.
Из 210-ФЗ совершенно непонятны критерии отбора информации для направления в ГИС ГМП, какой из участников процесса приема платежа должен информировать ГИС ГМП и, что самое важное, когда это информирование производить. В условиях такого информационного голода абсолютное большинство кредитных учреждений не спешило производить подключение к ГИС ГМП. К слову сказать, позиция ЦБ РФ неясна и до сих пор. В кредитные организации приходят письма из подразделений Федерального казначейства и — теперь уже — из Прокуратуры. Позиция ЦБ по критериям отбора информации неясна. Толкования «незамедлительности» от ЦБ нет. Равно как и нет толкования спорной ситуации по тому участнику процесса приема платежей, который должен направлять информацию в ГИС ГМП. Есть только учтенное в ЦБ РФ совместное письмо Минфина и Казначейства, разосланное в банки 12 марта 2013 года.
Процедура подключению к ГИС ГМП для каждого банка выливается в огромные временные, технологические и финансовые затраты
Все проблемы, которые были указаны выше, приводят к тому, что процедура подключению к ГИС ГМП для каждого банка выливается в огромные временные, технологические и финансовые затраты. Банки, которые начали подключение к сервису в декабре 2012 года, вышли в продуктивную среду СМЭВ только в апреле. Те, которые начали процесс подключения в июне — закончат его в сентябре — октябре. Из более чем 85-ти банков, которые с прошлого года стали нашими клиентами, только 19 работают в продуктивной среде. От момента направления банком заявки на подключение в Минкомсвязь и до получения мнемоники подключения проходит 1–2 недели. Подписание договора с Оператором ЭИЭП — 2–3 недели. Получение криптооборудования (по договору) — до 60 дней. Последующая его установка и настройка — до одной недели. Тестирование со службой техподдержки сервиса ГИС ГМП — 2–3 недели. В итоге весь этот процесс занимает два месяца и более. Финансовая сторона тоже важна, но сегодня бремя затрат не так велико, как было в начале года. Так, например, по состоянию на середину августа 2013 года минимальный набор затрат, который вынужденно несет банк, оценивается в 125 800 рублей разовых выплат (сюда входят все обязательные траты на приобретение оборудования, его настройку и организацию взаимодействия с банковскими системами) с двадцатитысячными ежемесячными платежами. Такая структура затрат складывается при использовании решения от «АйДиСистемс» в качестве программного продукта для формирования сообщений в ГИС ГМП. При использовании других решений суммы будут существенно выше.
Но и после подключения к ГИС ГМП остаются проблемы. Например, аккуратный водитель Иванов Иван Иванович вовремя уплатил штраф. Но проверяя через неделю состояние штрафов на портале госуслуг, увидел, что этот штраф не отражается, как погашенный. Почему? Ведь банк информирует ГИС ГМП о приеме платежа. ГИС ГМП может передать информацию в подразделение ГИБДД по учету штрафов только тогда, когда Иванов Иван Иванович попросит банк сделать запрос начислений в ГИС ГМП. При этом начисление вернется с уникальным идентификатором, по которому будет произведена квитовка платежа, и только благодаря этому событию будет изменено состояние штрафа на портале госуслуг. Но опять возникает проблема. Теперь она связана с тем, что подразделения ГИБДД не умеют размещать в ГИС ГМП начисления с уникальными идентификаторами. И подразделения ФНС. И других ведомств. Радует одно — они активно учатся. Размещать начисления с идентификаторами. Квитовать платежи, пришедшие без оных. И, что самое-самое важное, оказывать услуги «незамедлительно» по факту поступления информации об уплате за нее в ГИС ГМП.
А для того, чтобы это выстраданное подключение к СМЭВ использовать более продуктивно, банки могут использовать в своей деятельности сервисы по обмену документами и сведениями с различными госорганами, но это тема отдельной статьи.
Новые возможности для построения банковских сервисов на основе электронного взаимодействия с госорганами будут всесторонне освещены на семинаре, проводимом компанией в г. Екатеринбург 27 сентября 2013 года. Подробности на сайте компании www.id-sys.ru
По темпам цифровизации и внедрения инноваций банковский сектор России давно занимает лидирующие позиции. Еще в 2020 году, согласно исследованию компании Deloitte, Россия вошла в топ-10 стран по цифровизации банков. Куда направлен вектор инноваций четыре года спустя? Какие подходы к автоматизации финансовых процессов находятся на гребне технологической волны?
Когда наступает банкротство организации или гражданина, это событие, как правило, затрагивает интересы очень и очень многих: самого должника, его контролирующих и аффилированных лиц, реальных и потенциальных контрагентов должника, иных субъектов — в том числе и государства. Поэтому информация о факте возбуждения и ходе дела о банкротстве должна быть публичной, чтобы широкий круг лиц мог соответствующие сведения получить, проанализировать и оценить, например, в контексте собственных рисков продолжения взаимоотношений с должником