Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Конкуренция между банками в сегменте малого и среднего бизнеса традиционно велика, но в то же время открытых и проанализированных данных о реальных условиях работы банков в этом сегменте почти нет. О преимуществах и критериях по условиям получения банковских оборотных кредитов, овердрафтов и непокрытых банковских гарантиях для МСБ мы расспросили Василия Кашкина, автора исследования по этому сегменту рынка, управляющего партнера маркетингового агентства «Новые Маркетинговые Решения», члена банковской комиссии РСПП
— Василий Викторович, для оценки условий кредитования МСБ вы выбрали технологию mystery shopping, в чем на ваш взгляд ее преимущество и почему именно она?
— Мы взяли предприятие среднего бизнеса, которое обращается в банки с запросом условий кредита на пополнение оборотных средств, условий овердрафта и непокрытой банковской гарантии. В нашем случае это было торгово-производственное предприятие из пищевой отрасли, с годовой выручкой 350 млн рублей, оно запрашивало кредит в размере 50 млн рублей.
Сама технология «тайного клиента» хорошо известна специалистам, в том числе и банковским. Проблема не в методе, а в процедуре проведения такого исследования. Для того, чтобы разработать легенду предприятия, получить данные от 40 банков по трем продуктам, свести эти данные и проанализировать, требуется не менее трех месяцев работы двух компетентных аналитиков.
— Что собой представляет исследование?
— Это сводная таблица условий кредитов, гарантий и овердрафта в 40 российских банках и аналитический отчет. Кроме актуальных процентных ставок по кредитным продуктам, были выяснены дополнительные комиссии, а также другие существенные условия выдачи кредитов: виды залога, дисконты по залогам, необходимость поручительства, требования к переводу оборотов и многое другое.
— Если говорить об обеспечении, что сработало лучше всего?
— Банки ожидаемо охотнее всего принимают в залог коммерческую недвижимость и наименее охотно — товары в обороте. Поскольку по легенде компания, запрашивающая кредит, производила продукты питания с ограниченным сроком годности и особыми условиями хранения, некоторые банки специально оговаривали тот факт, что вообще-то они берут в залог товары в обороте, «но не в вашем случае».
— Сколько времени потребовалось банкам для подготовки предложения по кредитованию?
— Как показало исследование, от 1 до 20 рабочих дней с момента получения пакета документов. При этом ускоренное рассмотрение заявки по сокращенному пакету документов предлагает лишь треть банков, поскольку сумма 50 млн рублей не предполагает скорингового рассмотрения заявки.
— Навстречу многие банки шли?
— Банки готовы идти навстречу клиенту во многих вопросах. Так, у большинства банков присутствует возможность досрочного погашения кредита. При этом требуется заранее известить банк о своем желании в письменной форме. Некоторые банки налагают на досрочное погашение дополнительные условия.
ТАБЛИЦА 1
Ставки по кредитам на пополнение оборотов для суммы 50 млн рублей (в залог предлагается коммерческая недвижимость)
Срок |
Среднее значение по рынку, % |
Минимальное значение по рынку, % |
Максимальное значение по рынку, % |
3 месяца |
12,49 |
9,9 |
15 |
6 месяцев |
12,91 |
9,9 |
16 |
12 месяцев |
13,44 |
9 |
18 |
Источник: «Новые Маркетинговые Решения»
— А график?
— Тут в зависимости от пожеланий клиента — в большинстве случаев он может быть как дифференцированным, так и аннуитетным. Банки также готовы договариваться с клиентом о периодичности и порядке погашения кредита, о сроках перевода оборотов по счету в кредитующий банк, об обязательных для поддержания минимальных оборотах по счету и о многом другом.
— Какие-то дополнительные критерии еще брали, о которых не упомянули?
— Отдельно в исследовании оценивался показатель «клиентоориентированности» менеджеров банка, которые общались с корпоративным клиентом, потом нами был составлен рейтинг. Во многих банках существует проблема дозвониться до нужного сотрудника при первом контакте: как правило, происходит не менее трех переключений. Вместе с тем сотрудники банков проявляют явную заинтересованность в клиентах и готовы консультировать их подробно по банковским продуктам.
![]() |
Исследование «Кредиты, овердрафты и гарантии для малого и среднего бизнеса» проведено в III квартале 2013 года по технологии mystery shopping («тайный покупатель»). Предприятие-«клиент» обращалось в российские банки с целью выяснения условий кредита на пополнение ОС, овердрафта, получения непокрытой гарантии, а в реальности — для оценки и сравнения условия банковских продуктов для МСБ и качества работы клиентских менеджеров банков.
Тайный клиент запрашивал предложения и вел переговоры с каждым банком по темам:
• условия кредита на пополнение оборотных средств (на сроки 3, 6, 12 месяцев);
• условия овердрафта;
• непокрытая банковская гарантия (на срок 6, 12 и более 12-ти месяцев);
• клиентский сервис в банке (оценивался в ходе переговоров) по ряду критериев: как менеджеры банка ведут переговоры, заинтересованы ли они в клиенте, насколько они компетентны и т.д.
Перечень банков, в которых проводилось исследование:
Газпромбанк, Россельхозбанк, Альфа-Банк, Юникредит Банк, Банк Москвы, Номос-Банк, Промсвязьбанк, , Райффайзенбанк, Транскредитбанк, Росбанк, АК Барс, Уралсиб, Зенит, Возрождение, Московский Индустриальный Банк, Россия, Глобэкс, Связь-Банк, МДМ Банк, ВТБ24, Петрокоммерц, Ханты-Мансийский Банк, Бинбанк, Внешпромбанк, Ситибанк, Новикомбанк, Пересвет, Татфондбанк, Инвестторгбанк, Мастер-Банк, Открытие, МТС-Банк, КИТ Финанс Инвестиционный банк, СМП Банк, Росевробанк, Нота-Банк, Юниаструм Банк, Банк Интеза, Инвестбанк, Центр-Инвест.