Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Выгоды интеграции лежат в области бизнеса
12.12.2013

Выгоды интеграции лежат в области бизнеса

IT-инфраструктура банка состоит из множества информационных систем, и чтобы наладить качественное и бесперебойное взаимодействие между ними, необходима интеграция, о которой «Б.О» поговорил с Алексеем Смирновым, руководителем направления интеграционных решений компании «КРОК»


— Алексей, какие выгоды несет банку интеграция приложений?

— Внедрение интеграционных решений преследует две цели. Первая задача находится в области IT. Это повышение гибкости и надежности инфраструктуры. Вторая задача относится уже к бизнесу — повышение его гибкости, которое возможно, опять же, благодаря изменяемости IT-инфраструктуры.
Сейчас происходит отказ от монолитных решений, которые были популярны в 90-е годы и в начале 2000-х. Заказчики переходят на небольшие компонентные решения. Но эти компоненты нужно выбирать так, чтобы они наилучшим образом соответствовали задачам, которые стоят перед банком. Иными словами, из маленьких «кубиков», которые хорошо выполняют свои бизнес-задачи, нужно перейти к интегрированному решению, покрывающему весь бизнес банка. Важно, чтобы ядро этого интегрированного решения не становилось узким местом, и его можно было бы легко обслуживать и поддерживать.
Возможность быстро перенастраивать процессы и их связку между собой в приложениях позволяет так же быстро менять и развивать бизнес-процессы. Например, оперативно создавать и выводить на рынок новые продукты или предоставлять клиентам новые каналы для обслуживания.

— С чего следует начинать интеграционный проект?

— Выбор, с чего начать интеграционный проект, зависит от бизнес-задач банка, необходимо исходить из его целей на ближайший год, краткосрочную и среднесрочную перспективу. Лучше начинать с чего-то не очень большого, но дающего банку осязаемую пользу. Это должно продемонстрировать работоспособность интеграционного подхода как такового, а также даст реальную выгоду для бизнеса. Например, если банку необходимо как можно больше клиентов из своих филиалов перевести на удаленные каналы обслуживания (для снижения нагрузки на кассиров, уменьшения очередей, повышения лояльности клиентов и т.д.), то начинать нужно с интеграции киосков самообслуживания, интернет- и мобильного банка с АБС, процессингом. Кстати, это один из примеров, когда полноценная работа бизнес-процессов в принципе невозможна без интеграции перечисленных каналов.
Другой пример — интеграция банковских приложений часто требуется при внедрении кредитного конвейера. Ведь для перехода к унифицированной выдаче кредитов нам необходимо собрать максимально полную информацию о клиентах из существующих банковских систем и внешних источников. Интеграционные решения позволяют сделать это наиболее оптимально, консолидировать и выдать кредитному инспектору.
Еще один сценарий, при реализации которого применяются интеграционные решения, — замена АБС либо внедрение совершенно новой банковской системы. Понятно, что в процессе развития банка даже монолитная АБС обрастает связями с другими системами и приложениями, а при внедрении нового решения все эти связи необходимо безболезненно перевести на новую платформу, чтобы налаженные бизнес-процессы банка не пострадали. Интеграционная платформа позволяет делать это, сохраняя работоспособность и надежность существующих связей, а иногда и повышая их.
Еще один пласт задач связан со слиянием или поглощением двух банков. В этом случае необходимо, чтобы две IT-инфраструктуры, которые раньше были независимы друг от друга, начали работать, как единое слаженное решение.

— Какие тенденции сегодня характерны для рынка интеграции приложений?

При внедрении интеграционных решений на 30% снижаются стоимость и длительность внедрения новых сервисов и услуг

— Во-первых, сами АБС сейчас все больше разрабатываются с учетом последующей интеграции с другими приложениями. Лет 5–7 назад задача подключить банковскую систему к интеграционной платформе или напрямую к другому приложению была очень нетривиальной. Сейчас же появляются стандартизированные возможности это сделать.
Вторая тенденция заключается в том, что в интеграции банковских приложений всерьез заинтересовался бизнес, который начал понимать выгоды, которые даст ему гибкое решение. Аналитики утверждают, что при внедрении интеграционных решений на 30% снижаются стоимость и длительность внедрения новых бизнес-проектов, то есть новых сервисов и услуг, и на 50% снижаются затраты на дальнейшее сопровождение этого решения.
Проекты становятся все более комплексными. Если раньше стояла задача просто интегрировать два приложения, то сегодня банки смотрят на внедрение интеграционного решения в целом, для всей инфраструктуры.
К тому же, если поначалу интеграция работала внутри банка, то теперь постепенно выходит за его пределы. Cегодня все чаще требуется подключить инфраструктуру банков к инфраструктуре финансовых или государственных организаций, и интегрировать один из модулей АБС, например, с системой государственных и муниципальных платежей.

— Как давно российские банки задумались о переходе от монолитных решений к интегрированным компонентным?

— Направление интеграции приложений появилось в России в 2008–2009 годах, тогда же им начала заниматься и наша компания. С тех пор мы реализовали несколько десятков интеграционных проектов. До этого подобные задачи тоже решались, но чаще всего с помощью самописных решений и непромышленной интеграции. В итоге старые проблемы и заплатки переходили на новые продукты. Поэтому любой интеграционный проект важно начинать с аудита уже внедренных решений, обязательно проведение нагрузочного тестирования. Все это делается для того, чтобы увидеть слабые места. После того, как мы их определили, вместе с банком разрабатывается целевая архитектура, которая затем воплощается в жизнь. Серьезный подход к проектированию интеграционного решения очень важен, чтобы не повторить ошибок внедренных до этого инструментов. К сожалению, проекты по исправлению чужих ошибок тоже нередко встречаются.

— Какие примеры интеграции в банковской сфере наиболее показательны в вашей практике?

— Например, в одном из крупных банков мы ведем комплексный интеграционный проект. Банк решил перестроить всю свою IT-инфраструктуру для того, чтобы быстрее развиваться и достигать нужных бизнес-показателей. Для этого он постепенно переходит на новую АБС, внедряет интернет-банк как для физических, так и юридических лиц, а также кредитный конвейер, а мы помогаем ему объединять все это в единую систему. При этом для клиентов банка все происходит совсем незаметно. Несмотря на то, что фактически мы помогаем банку переводить клиентов со старой технологии обслуживания на новую.
Для нескольких банков мы внедряли интеграционные шлюзы. Они помогают с необходимым уровнем безопасности и надежности обеспечить взаимодействие со всеми партнерами и клиентами банка. Это могут быть бюро кредитных историй, государственные организации, например, пенсионные фонды, агентства по страхованию вкладов и т.д. или партнеры банка, например, автодилеры или ритейлеры, через которых банк продает свои услуги. Интеграционные решения здесь позволяют не только удобно работать в едином информационном пространстве, но и снизить издержки на бумажный документооборот.






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ