Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Взыскать нельзя регулировать
19.12.2022 FinRegulationFinRetailАналитика

Взыскать нельзя регулировать

В ноябре 2022 года состоялась всероссийская конференция НАПКА «2022: уроки и задания на 2023». На первой сессии, «Бизнес и новые правила», эксперты обсудили законодательные и регуляторные изменения коллекторского рынка


Чего ждать рынку?

Константин Бахарев, первый зампред комитета Госдумы по финансовому рынку, рассказал о законотворческой деятельности, в частности о некоторых инициативах, обсуждаемых в Госдуме. Так, рассматривается возможность введения кредитных каникул на постоянной основе для социально уязвимых граждан.

Из-за неснижающегося потока жалоб на деятельность коллекторов по взысканию просроченной задолженности планируется ввести в уголовный кодекс статью, которая позволит правоохранительным органам действовать превентивно.

Также будет рассмотрен правительственный законопроект № 190070-8 (на момент написания репортажа законопроект прошел первое чтение. — Ред). Он должен будет наделить ФССП полномочиями по надзору за всеми участниками рынка, которые занимаются взысканием просроченной задолженности с физических лиц, сообщил Константин Бахарев. Также он упомянул об инициативе, которая предусматривает приостановление для участников СВО судебных производств: «Исключения касаются уголовных дел, взыскания алиментов, возмещения ущерба по потере кормильца».

ФССП на острие рынка

Максим Калашник, начальник управления по организации ведения государственного реестра и контроля деятельности юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, рассказал о деятельности ФССП: «Постановление Правительства № 336 от 2022 года “Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля” поставило нас в условия, при которых мы можем осуществлять контрольно-надзорную деятельность не в полном объеме. Это заставляет нас сделать акцент больше на профилактических мероприятиях, которые мы активно использовали в этом году». Постановлением установлен запрет на проведения плановых проверок. «Также изменились условия возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении наших подконтрольных субъектов», — отметил Максим Калашник.

В деятельности ФССП по ведению государственного реестра юридических лиц также произошли изменения. Призывы Минцифры больше внимания уделять взаимодействию с подконтрольными организациями через ЕПГУ были услышаны, и с июля 2022 года на портале стала доступна услуга по внесению сведений в реестр. Вместе с этим изменились и сроки предоставления услуги по включению в реестр. «Если раньше они составляли 20 дней, то сейчас — всего пять дней, а внесение изменений в сведения, исправление опечаток или ошибок делается за два дня», — рассказал Максим Калашник. При этом бумажный вариант предоставления услуги не отменен, но бумажное свидетельство о включении в реестр выдаваться не будет.

Эксперт также анонсировал подготовку изменений в Руководство по соблюдению юридическими лицами, включенными в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности. «Есть моменты которые требуют внесения изменений в законодательство, для того чтобы более четко понимать, как нам дальше совместно работать», — подчеркнул Максим Калашник.

Максим Калашник (ФССП). Фото: НАПКА

Также, по словам спикера, завершается разработка административного регламента о включении сведений юрлица в ЕПГУ, где поднадзорные ФССП организации будут распределены по четырем категориям риска в зависимости от правонарушений: высокий, значительный, средний и низкий риск.

Далее эксперт привел итоги деятельности ФССП: «За 10 месяцев 2022 года службой принято к рассмотрению 31 689 обращений, связанных с деятельностью по возврату пророченной задолженности. Это на 15% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Примерно 14% общих обращений касались деятельности юрлиц, включенных в государственный реестр, 50% — деятельности МФО, 24% — деятельности кредитных организации, остальные 12% — деятельности иных лиц». Также за 10 месяцев 2022 года должностными службами составлено 4 630 протоколов по ст. 14.57 КоАП. Из них 546 — в отношении реестровых организаций, 2644 — в отношении финансовых организаций, 1280 — в отношении кредитных организации и 160 — в отношении иных лиц. Количество составленных протоколов по сравнению с аналогичным периодом 2021 года возросло на 27%, при этом количество протоколов в отношении подконтрольных организаций сократилось примерно 46%».  

Регулирование нужно отрегулировать

Своими видением о направленности изменений в регулировании поделился Эльман Мехтиев, президент СРО «НАПКА», председатель Совета СРО «МИР». Он акцентировал внимание на нововведениях в законопроекте № 190070-8, а именно: «Значимым является то, что, с одной стороны, можно ограничить деятельность любой организации, осуществляющей взыскание и отдельные виды взаимодействия, на 60 дней». Также Эльман Мехтиев отметил: «Ограничение нужно не столько коллекторам, а в целом надзору, потому что прекратить деятельность банка, который попадает под надзор ФССП, нельзя, так как это зона ответственности ЦБ. Но можно будет ограничить те виды взаимодействия, которые используются кредитными организациями и МФО. Это тот самый способ, который для нас, коллекторов, больше значим, чем исключение из реестра».

Мнение президента СРО «НАПКА» о законопроекте № 190070-8 следующее: «Законопроект исполняет поручение, но наше мнение, что он никоим образом не защищает должников и не помогает надзору. Не помогает тому надзору, который заинтересован в том, чтобы были четкие определения и алгоритмы». В качестве примера эксперт привел отсутствие в законопроекте определения понятий «телефонные переговоры» и «голосовые сообщения»: «Да, очень сложно понять, что такое телефонные переговоры, потому что, говоря военным языком метода объективного контроля, это продолжительность телефонного соединения. И понять, были ли там переговоры или сообщения, сложно. Но если такого рода вещи не определять, то получается не защита прав должников, а всего лишь лишняя регуляторная и надзорная нагрузка».

Суперсервис ФССП «Цифровое исполнительное производство», согласно проекту новой дорожной карты, должен быть запущен в июне 2025 года. Эльман Мехтиев поделился наблюдением о целях сервиса: «Данные на 2018 год — 85 млн исполнительных дел, прогнозные данные на 2019 год были 100 млн. Если я не ошибаюсь, то на этот год их гораздо больше подано за девять месяцев. Соответственно нагрузка в 18 раз больше, по данным Счетной палаты. Нужно менять само исполнительное производство».

Одна из целей «Цифрового исполнительного производства» — повышение эффективности принудительного взыскания. Эффективность исполнения ФССП по такому виду взыскания при целевых показателях — 11%, за девять месяцев 2022 года она составила 9,5%, привел данные эксперт.

В заключении глава НАПКА обозначил проблему с информированием должника судебными приставами: «92% писем, которые мы отправляем через Почту России, должники не забирают. Если государство создало ЕПГУ и туда пришло 100 млн человек, дайте нам шанс через ЕПГУ направлять уведомления».

Фото: НАПКА

Сергей Реут, начальник управления регулирования и надзора в системе кредитной информации Банка России, рассказал об изменениях в законе «О кредитных историях». Введено поэтапное сокращение срока передачи источниками информации в БКИ: с 1 января 2022 года до 30 июня 2024 года — три рабочих дня; с 1 июля 2024 года — два рабочих дня. Также установлено требование к источнику-цеденту об указании в договоре уступки права требования наличия в БКИ информации в отношении передаваемого обязательства. Уточнены состав кредитной истории и порядок ее формирования (Положение № 758-П). Помимо этого усовершенствована процедура оспаривания — субъект может обратиться с заявлением об оспаривании кредитной истории к источнику. Наконец, установлены требования к запросу кредитного отчета и подтверждению наличия согласия субъекта (Указание № 5791-У): определены состав и формат запроса кредитного отчета и требования к форме подтверждения пользователям наличия согласия субъекта.  

Цифровизировать цессию

Александр Надъярных, генеральный директор «Делис Инфо», рассказал про оптимизацию процессов передачи оригиналов документов при цессии. «Существует огромная проблема, когда какая-то передача подписываются рукописно, при этом сопровождается электронными документами. Доказательная часть того, что именно эти электронные документы были переданы, всегда была сложной». Похожая проблема при передаче дел была решена в Минздраве: «Сначала составляется реестр всех переданных документов с их хэш-суммами и дальше хэш-суммы выносятся в бумажный подписанный акт. Тем самым, подписав бумагу, содержащую электронный ключ основного документа, всегда можно подтвердить, что передавался именно этот реестр, эти данные, этот электронный документ, даже несмотря на то что между сторонами нет электронной подписи», — рассказал о кейсе Александр Надъярных.

Эксперт также рассказал о необходимости предусмотреть возможность цессии без передачи бумажного оригинала документа. «В ходе процессов взыскания оригиналы документов могут понадобиться в одном случае — если на судебной стадии вторая сторона отрицает, что она подписывала этот документ», — сообщил Александр Надъярных и привел статистику: «При передаче цессии больше 150 тыс. досье в течение полугода оригиналов потребовали менее 5 тыс. в ходе рассмотрения дел». Передача оригиналов — это один из самых трудоемких и дорогих процессов при цессии, заключил генеральный директор «Делис Инфо».  






Новости Релизы