Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
— Андрей, на ваш взгляд, почему XBRL — не самоцель, а скорее инструмент анализа данных?
— Немного поправлю. Существует цель — автоматизация подготовки и сдачи отчетности в электронном виде в ЦБ, а XBRL — это инструмент анализа данных. Иногда первая цель совпадает со второй с некоторыми оговорками.
В свое время Банк России заявил, что необходимо переходить от ретроспективного анализа состояния подотчетных организаций к превентивному надзору. Мне лично этот подход импонирует по нескольким причинам. Как физическому лицу мне важно, чтобы еще на этапе каких-то предкризисных явлений в той или иной организации ЦБ был способен делать прогнозные выводы. Далее он может запросить дополнительные данные, проанализировать их и до того, как, например, банк рухнет и пострадают его вкладчики, будут приняты меры, которые позволят этого избежать.
С другой стороны, мне как специалисту по анализу информации понятно, что в условиях взрывного роста объема данных, хранимых и обрабатываемых банками, ручной режим составления отчетов и чуть ли не ежедневное предоставления части из них регулятору уходят в прошлое. На смену приходят технологии машина-машина, предполагающие в идеале автоматическую процедуру сбора и сдачи отчетности.
XBRL — один из возможных и популярных способов реализации этой концепции. В нем есть все, для того чтобы составлять иные виды отчетности как для внутреннего использования, так и для внешних потребителей, например для налоговой службы. Данные из этих отчетов и их формат — превосходная основа для анализа разного уровня сложности и разного масштаба.
— На каком этапе сейчас планы перевода банков на XBRL?
— Сама задача Банка России — получать от банкиров отчетность в формате XBRL — не изменилась. Но, видимо, сроки этого события немного отодвигаются. Почему?
Опыт с НФО показал, что количество показателей, собираемых регулятором, исчисляется уже тысячами: от 3 тыс. до 50 тыс., что, естественно, определяет уровень сложности всего процесса. Для банкиров эти цифры будут выше, поэтому необходимо дополнительное время для подготовки.
Что касается Банка России, то и ему необходимо наладить собственную инфраструктуры для хранения и обработки колоссальных массивов данных. В то же время его департамент обработки отчетности должен подготовить таксономию XBRL именно для банков, а это — настоящий вызов для него, действительно сложная и нетривиальная задача. Для НФО, напомню, уже выпущена четвертая версия таксономии, что на практике доказывает: XBRL — расширяемый язык, позволяющий вносить какие-то дополнения в саму таксономию.
— В продолжение темы таксономии: кому и зачем может потребоваться ее кастомизация?
— Во многих компаниях, по опыту Fujitsu, финансовый менеджмент привык к тем формам, которые до этого сдавались в ЦБ. Менеджеры прекрасно понимали картину того, что сдается. Перейдя на XBRL и не имея опыта, они иногда не вполне осознают, что же, собственно, ответственные лица подписывают, ведь это машиночитаемый текст, понятный лишь аналитикам. Здесь необходимы инструменты визуализации. Они-то и позволяют разобраться в реальном состоянии дел организации.
Но ведь таксономия ЦБ позволяет собирать данные не только для Банка России. В ее состав коммерческий банк может самостоятельно добавить какие-либо дополнительные разрезы, показатели, формулы и т.д. Аналитики благодаря тем же инструментам с легкостью могут формировать управленческую отчетность, которая, естественно, никуда вовне не отправляется. Кастомизация приносит существенный экономический эффект за счет переиспользования ПО и таксономий.
Преимущество софта от Fujitsu как раз и заключается в том, что в состав пакета нашего ПО в дополнение к стандартным включены модули для валидации и создания отчетов по существующей таксономии, а также Редактор таксономии (Taxonomy Editor), который позволяет создать новую таксономию или добавить в существующую дополнительные показатели, формулы и т.д.
В свете популярного сейчас тренда на формирование экосистем вокруг банков ничего не мешает благодаря этим кастомизированным онтологиям формировать управленческую отчетность по группе компаний любого масштаба.
— Продолжает ли развиваться формат XBRL?
— Безусловно, он развивается. Это происходит благодаря централизованной структуре XBRL International, которая включает в себя юрисдикции разных стран. Такая система позволяет транслировать изменения сверху вниз, не допуская разночтений. Сами же предложения вырабатываются на специализированных форумах, встречах XBRL-юрисдикций, например европейской. Там все возникающие вопросы обсуждаются и выносятся на согласование. Из конкретных примеров можно привести трансформацию слоя Formula, который сейчас заменил слой Calculation. Он позволил проводить достаточно сложные проверки, причем не только арифметические, но и логические.
Еще одним направлением изменений является уменьшение роли человеческого фактора за счет повышения степени машиночитаемости документов, а также улучшения формата взаимодействия машина-машина. Идет непрерывное развитие стандартов API для доступа модулей формирования отчетов к учетным системам и АБС заказчиков. Здесь уже главную роль играют вендоры. Поэтому развитие XBRL идет достаточно успешно, как я считаю.
Что касается расширения сфер применения XBRL, то международный опыт говорит о том, что он применим везде, где необходимо предоставлять отчетность с учетом всего того, о чем я говорил ранее. Кроме лежащих на поверхности сфер, таких как обмен данными с государственными органами типа Росстата и ФНС, XBRL прекрасно ложится на сферу здравоохранения.
Идей множество. Но есть проблемы, главная из которых — кадры. В России их готовит Финансовый университет, но это капля в море.
— Какие проблемы могут возникнуть у IT-подразделений банков?
— С точки зрения IT, XBRL-проект связан с реализацией довольно сложной схемы автоматизации: необходимо создать тестовый контур, контур для разработчиков, а также «боевой» контур, где хранятся данные подотчетной организации, которые, естественно, никто не хочет «светить» наружу. Это действительно вызов для IT и службы информационной безопасности. Но проблема решаема путем использования достаточно сложных инфраструктурных решений.
Усложняется эта задача тем, что бизнес-заказчиком внедрения XBRL обычно является бухгалтерия, она не очень-то сильна в языке, которым пользуются в подразделениях IT. Поэтому необходимо время для совместной работы по согласованию деталей проекта, а это не день и не два. Плюс к этому — необходимо время на работу с регуляторами.
Причина еще одной большой головной боли заключается в расшивке зон ответственности разных подразделений. Зачастую встречается ситуация, когда разные менеджеры начинают утверждать: «Здесь мы за все отвечаем, а вот здесь — не мы. Вот эта конкретная ошибка — наша, или нет — вендора, IT-службы в целом, системного администратора или ИБ».
Поэтому для старта XBRL-проекта требуется достаточный уровень зрелости бизнес-процессов финансовой компании, включая ее IT-подразделение. Иначе проект может затянуться и погрязнуть в согласованиях.
По нашему опыту мы можем предоставить комплексное решение с нашей ответственностью за работоспособность и производительность как всех элементов подсистемы, так и любых интеграций с внешними системами. И это не просто возможность, а лучшие в своем классе технические решения плюс реальный опыт по реализации интеграционных проектов и решений для лидеров рынков страховых и пенсионных компаний. И мы готовы поделиться этим опытом с банковским сектором. Для ознакомления с нашим интеграционным решением приглашаем на вебинар, который состоится 15 октября. Регистрация будет происходить на сайте Webex компании Fujitsu.
Банки смогли преодолеть пик кризиса 2022 года весьма достойно, без существенных вливаний в банковскую отрасль для докапитализации. Участники рынка не раз отмечали, что меры ЦБ были своевременными и точными, но время их действия подошло к концу. На какие меры поддержки может рассчитывать финансовая отрасль в 2024 году?