Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • «Мир» не стоит на месте
11.09.2016

«Мир» не стоит на месте

На XIV Международном банковском форуме «Банки России–XXI век» 9 сентября 2016 состоялся круглый стол «Национальная Система Платежных Карт в контексте развития платежной инфраструктуры в России»


Модератор круглого стола Ян Арт, вице-президент Ассоциации «Россия», главный редактор информационного портала Finversia.ru, обозначил спектр тем для обсуждения. Основными среди них оказались интеграция на карте «Мир» финансовых и нефинансовых сервисов с позиции регулятора: основные задачи и перспективы, а также ход реализации Стратегии развития Национальной платежной системы в регионах РФ.

По словам модератора, ему поначалу казалось, что проект НСПК носит политический, «прокремлевский» характер. Однако со временем он изменил свою точку зрения и видя наполеоновские планы НСПК на конец 2016 года, готов поверить в реальность их выполнения. После чего передал слово Анатолию Аксакову, президенту Ассоциации «Россия», председателю Комитета ГД ФС РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.

Его выступление было не столько продолжительным, сколько эмоциональным. Речь шла о его недавнем посещении офиса НСПК в Москве, где он лично имел возможность оценить уровень технологий, используемых там. Кроме того, он обратил внимание собравшихся на том, что имея административное преимущество со стороны ЦБ, очень легко потерять технологическое лидерство. Допустить этого нельзя ни в коем случае.

Алле Бакиной, директору Департамента национальной платежной системы Банка России, первой пришлось держать ответ перед президентом Ассоциации «Россия» и экспертами из аудитории. Основной мыслью докладчика стало то, что в случае с НСПК все аспекты взаимодействия ЦБ с платежной системой, и другими участниками финансового рынка четко прописаны в действующем законодательстве, которое обязывает коммерческие банки к приему национальных платежных инструментов, как минимум, в области обеспечения выплат из бюджетных и внебюджетных фондов.

Но время не стоит на месте. Накопленный опыт практической работы способствует дальнейшему совершенствованию законодательство. Поэтому регулятор считает, что пришло время для внесения изменений в ФЗ-161 «О национальной платежной системе», а также в закон «О защите прав потребителей». Более того Банк России подготовил пакет изменений, которые намерен передать в Федеральное Собрание и просить законодателей рассмотреть его уже в осеннюю сессию.

Что не так, и что требуется поправить, по мнению, регулятора? Во-первых, необходимо четко прописать сроки обеспечения эквайринга и эмиссии карты «Мир» банками. Во-вторых, пришло время для расширения перечня участников НПС. В их число необходимо включить иностранные центральные и коммерческие банки. В-третьих, информационная безопасность — это не то, на чем должна экономить НСПК.

И, наконец, касаясь закона «О защите прав потребителей», необходимо поработать над пороговыми значениями для приема карт в эквайринговой сети. Как известно, на сегодняшний день осуществлять платежи в безналичной форме обязаны бизнесы с оборотом от 120 млн рублей в год. Это ограничение было установлено в сложный для малого бизнеса период с целью его поддержки. Но это несколько ущемляет владельцев карт «МИР», требуется найти компромисс и осуществить поэтапное ускорение расширения и продвижения национальных платежных инструментов без привязки к типу ТСП.

Что касается конкретных цифр, было озвучено, что сегодня в национальной платежной системе «МИР» уже 137 банков, из них 77 эквайреров и 37 эмитентов. Такие показатели достигнуты и благодаря тому, что размещение нефинансовых приложений позволяет обеспечить карте социальное наполнение, делает карту «Мир» ключом к электронному правительству, транспортной инфраструктуре и другим важным приложениям. Поэтому активность банков-партнеров достаточно высока.

Что касается опасений, высказанный Яном Артом, о том, как избежать чужих ошибок, и не допустить «переполнения» карты разными приложениями, то представитель регулятора ответила в том ключе, все видят и учитывают эти риски. В каждом регионе составлен перечень приоритетов, исходя из местных потребностей. Выступая интегратором всех этих решений, НСПК полностью обеспечивает именно операционную функцию, сохраняя роль платежной инфраструктуры, не переходя в зону процессинга нефинансовых приложений. Такой подход позволяет минимизировать риски.

Далее довольно много внимания этой проблеме уделил в своем выступлении Сергей Радченков, коммерческий директор НСПК. По его словам запущено несколько пилотных проектов на базе карт «МИР». Их цель — проверить боеспособность технологий в каждом регионе и провести унификацию продуктов, чтобы они могли работать на территории всей страны. Очень важно и выяснить, что нужно жителям того или иного региона и, конечно, определить, насколько готова инфраструктура к внедрению новых технологий. Создавать искусственный мертворожденный проект — это не правильно. Чтобы этого избежать, приходится в ряде случаев модернизировать инфраструктуру для работы с нефинансовыми инструментами вплоть до полной замены оборудования или создания его заново.

Сейчас НСПК обрабатывает порядка 20 млн транзакций в день в трех ЦОДах ЦБ. Запущены два центра собственной разработки и аттестационная лаборатория. В планах на этот год обеспечить работу 100% банкоматов по всей стране и у 90% терминалов с картами «МИР». Что касается эмиссии самих карт, то НСПК сознательно пошла тем путем, не форсируя их выпуск, подготовить инфраструктуру их приема. «Сейчас мы начинаем большую маркетинговую программу по продвижению эмиссионной программы, полмиллиона карт к концу года мы будем поддерживать. По тарифной политике мы сознательно продолжаем держать льготный период для банков», уточнил Сергей Радченков.

Что касается технологий, представитель НСПК, уверен, что в этой части платежная система соответствует всем мировым стандартам, в том числе и в области информационной безопасности, бесконтактные технологии, прием карт в Интернете, а также механизм токенизации.

Много времени спикер потратил и на разъяснении позиции НСПК касательно унификации. С его слов, платежная система пытается, учтя ошибки других, сделать максимально технологичное решение — с одной стороны. А с другой — сделать такую унификацию продуктов, что бы в тех же транспортных продуктах не случилось «зоопарка»: были единые стандарты, с единым решением люди могли воспользоваться транспортом на территории всей страны. Параллельно идет работа с федеральными органами для учета интересов всех жителей страны.

Что касается технологической конкурентности, отвечая на опасения Анатолия Аксакова, Сергей Радченков, сказал, опираясь на опыт развития программ лояльности: «Мы делаем упор исключительно на коммерческое продвижение наших продуктов. А это главный драйвер всех изменений. Как пример, создание системы лояльности. Мы рассматриваем ее в качестве дополнения к существующим банковским программам лояльности, а не конкурента или дублера. Не ломая существующий клиринговый цикл расчетов, мы встраиваемся в существую финансовую платежную систему и предлагаем мгновенный кэшбек. Мы взаимодействуем напрямую с предприятиями торговли и проз водителями товара. Поэтому кэшбек предлагает большую монетизацию — программа должна быть прибыльной для всех участников».

Далее модератор предоставил слово представителям четырех региональных банков с тем, чтобы те могли привести всем плюсы и минусы сотрудничества с НСПК.

Первым к микрофону подошел Юрий Богданов, председатель правления банка «Центр-Инвест». Прежде всего, он прокомментировал ход реализации социальных проектов на базе карт «Мир» в Ростовской области: «Мы уже приступили к выдаче студентам первого курса Южного федерального университета карты «МИР» с кампусным и библиотечным приложениями. Планируется, что позднее к проекту подключатся и другие вузы. Мы также готовимся к внедрению на картах «Мир» новых сервисов. В Ростовской области создана рабочая группа, куда вошли мы и представители всех профильных министерств — Минобразования, Минтруда и др., которые нуждаются в появлении идентификатора для получателей тех или иных социальных выплат или проведения платежей. Здесь может помочь карта «МИР» как государственный проект».

Кроме того он отметил тот факт, что НСПК дает возможность выдерживать конкуренцию в борьбе за клиента с другими системами: «Когда для получения нескольких десятков тысяч карт международных системам необходимо ряд телодвижений и танцев с бубном, то сейчас все это стало гораздо проще. НСПК сама приходит в регион, остается сесть за стол и обсуждать». Немаловажно и то, что местные пенсионный и другие фонды перестали рекомендовать исключительно карты одного крупного «зеленого» банка, а это привело к появлению настоящей конкуренции на рыке.

О том, как совмещаются социальные и транспортные проекты в национальном платежном инструменте в Республике Мордовия, рассказал старший вице-президент «КС Банк» Алексей Грибанов: «Практически, мы стали одним из первых региональных банков-участников глобального проекта по созданию российской платежной системы и ее развитию в регионах. В мае 2016 года мы приступили к выпуску единой социальной электронной карты Республики Мордовия — хочу отметить, что в России созданы все компоненты карты, включая чип. Студенты и преподаватели НИ МГУ им. Огарева уже начали получать эти карты с платежным, транспортным и кампусным приложениями. Нашим проектом интересуется и Республиканское министерство спорта, которое хочет выдать такие карты всем ученикам детских спортивных школ и кружков».

Первая партия карт в размере 200 штук была заказана в январе 2016 года, распространены он были среди сотрудников банка и началось полномасштабное тестирование. Параллельно изменялись внутренние документы Банка.

О каких плюсах сотрудничества говорил спикер: «Действительно появилось конкурентное преимущество по сравнению с госбанками. Видны реальные перспективы охвата бюджетной сферы, медицинских услуг, контроль и распределение льгот среди нуждающихся слоев населения. Появилась возможность совместить карточные продукты с полисом ОМС. Сдерживающий фактор — не полная поддержка федеральными банками».

О статусе проекта ЕКАРТ в Екатеринбурге и о кобейджинговых инициативах на базе карт «МИР» рассказал Андрей Гамольский, заместитель начальника Департамента банковских карт и электронных розничных услуг Газпромбанк: «Мы приступили к выпуску карт «ЕКАРТ- МИР» в июне и, наверное, это одна из первых карт «МИР» с транспортным приложением в России. ЕКАРТ представляет интерес для жителей Екатеринбурга, ее принимают 100% перевозчиков, включая частные транспортные компании. Карту можно пополнить с помощью целого ряда устройств — специализированный терминал пополнения, в отделениях «Почты России» и специальное приложение для мобильных телефонов.

В августе этого года мы запустили уже второй ко-бейдж, с платежной системой JCB. Держателям карты, которую уже можно получить в отделениях нашего банка, будет доступен весь функционал и привилегии программ ко-бейджинговой карты»

Куда движутся проекты и какие достижения: «это реализация СКУД, реализация льготных лекарств, пенсий. В Самаре и Ульяновске готовится к запуску транспортное приложение «МИР». Газпромбанк, будучи одним из крупнейших эквайеров в стране, может гордиться тем, что уже 100% POS- и 70% стыковочных решений подготовлены к работе с «МИР». Сеть банкоматов (5 тыс. устройств по всей стране) мы подготовили сразу».

Замыкающим выступлением круглого стола стал доклад Галины Ванчиковой, президента-председателя правления банка «СИАБ», которая отметила преимущества использования платежной системы «МИР» для интеграции региональных транспортных приложений на примере транспортной карты «Подорожник» в Санкт-Петербурге. Эксперт отметила: «Проект полностью готов, мы в конце сентября приступим к промышленной эксплуатации и начнем эмитировать карты «МИР» со всеми приложениями, которые доступны сейчас по «Подорожнику» - проезд на транспорте, единый проездной билет. В части финансового приложения и продуктов на карте будут доступны все существующие в банке СИАБ мобильные решения, а также возможность пополнения транспортного приложения в один клик».

Какие сложности? Их предостаточно: и не самое теплое отношение глав регионов к небольшим банкам, что ограничивает их выход на те или иные нефинансовые сегменты рынка, и не которая неразвитость инфраструктуры приема карт, например, такие гигантами, как «Аэрофлот» и ряд отелей в Сочи, где и проходит форум.

Подводя итоги круглого стола, модератор дискуссии Ян Арт выделил четыре основных достижения НСПК:

  • 137 банков-партнеров, из них 77 эквайреров и 37 эмитентов, за столь непродолжительное время — это показатель успеха!
  • То, что ЦБ понимает, что для технологического развития НСПК нужно минимум административных преимуществ и максимум рыночной конкуренции, это здорово!
  • Грамотное развитие унифицированных нефинансовых приложений карты «МИР» - это несомненный фактор географической экспансии системы!
  • Что надо непременно доделать, это довести «до ума» бонусные программы и кобейджинговые схемы.






Новости Новости Релизы