Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Банк России опубликовал статистику по жалобам с января по июнь 2022 года. Число претензий к брокерам, депозитариям и организаторам торгов увеличилось в 14 раз
Регулятор отметил, что каждая шестая жалоба за первую половину года была связана с введенными санкциями. Количество жалоб в отношении банков выросли на 18% относительно первой половины прошлого года. Граждане много говорили о валютных переводах, комиссиях и проблемах со снятием наличной валюты.
В отношении страховиков тематическая направленность жалоб была в большей степени связана с ОСАГО: отказы в оформлении полисов, проблемы с оформлением электронных полисов.
Прирост жалоб к профессиональным участникам рынка ценных бумаг за I квартал 2022 года составил 34,2% по отношению к I кварталу 2021 года. При этом обращения относительно эмитентов сократились до 1,8 тыс. В данном случае поменялась тематика жалоб: граждане обращали внимание ЦБ на выплаты купонного дохода, собрания акционеров и предоставление и раскрытие информации.
Пик прироста жалоб на брокеров пришелся на апрель. Обращения в большинстве своем были связаны с блокировкой активов и переводом ценных бумаг от брокеров, оказавшихся под ограничениями. После введения санкций против крупнейших российских банков в феврале 2022 года их инвестиционное направление также оказалось под угрозой, поскольку клиенты этих брокеров потеряли возможность покупать и продавать иностранные активы, торговавшиеся на СПБ Бирже.
«Из-за введенных санкций возникли проблемы с поставками бумаг, проведением расчетов, зачислением денежных средств из иностранных юрисдикций в Россию», — пояснял тогда Станислав Клещев, инвестиционный стратег «ВТБ Мои Инвестиции».
Если ВТБ тогда сообщил об автоматическом переводе иностранных бумаг своих клиентов к другому брокеру, то, например, брокер «Альфа-Инвестиции» отказался от централизованного перевода. Из-за этого часть клиентов оказалась в санкционной «ловушке».
Банк России никак не регулировал данный процесс, брокеры действовали полностью самостоятельно с той скоростью, с которой могли. Интересы инвесторов в феврале-марте не стояли в приоритете у ЦБ.
Только к концу мая регулятор ограничил торги заблокированными бумагами, а в июле пояснил порядок перевода ИИС, попавших под санкции.
В фокус ЦБ инвесторы попали 20 июля. Тогда Банк России представил концепцию совершенствования защиты розничных инвесторов, в частности, предложив повысить пороги для получения статуса квалифицированного инвестора. Также ЦБ озвучил идею об ограничении доступа «неквалов» к иностранным активам.
Источник: «Банковское обозрение»
Банки смогли преодолеть пик кризиса 2022 года весьма достойно, без существенных вливаний в банковскую отрасль для докапитализации. Участники рынка не раз отмечали, что меры ЦБ были своевременными и точными, но время их действия подошло к концу. На какие меры поддержки может рассчитывать финансовая отрасль в 2024 году?