Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
p>Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) отмечает снижение доли российских заемщиков, чья текущая долговая нагрузка* (отношение ежемесячных платежей по всем кредитам к ежемесячному доходу или PTI — payment to income) составляет более 50%. Об этом свидетельствуют данные от 4 тыс. кредиторов, передающих сведения в НБКИ.
В IV квартале 2016 года доля заемщиков с показателем PTI выше 50% сократилась на 3,9 процентных пункта (с 13,7% до 9,8%) по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. При этом, наиболее серьезные темпы снижения отмечены у самых «закредитованных» заемщиков (PTI выше 60%) — на 3,3 п.п. до 4,6%.
Таблица 1. Распределение заемщиков по значению текущей долговой нагрузки (PTI)
Менее 10% |
10,01–20% |
20,01–30% |
30,01–40% | 40,01–50% | 50,01–60% |
Более 60% |
|
---|---|---|---|---|---|---|---|
2014 год |
29,22 |
22,16 |
15,72 |
11,22 |
8,01 |
5,73 |
7,94 |
2016 год |
30,62 |
24,21 |
16,62 |
11,12 |
7,61 |
5,19 |
4,62 |
Однако, доля заемщиков с PTI до 30% с 2014 года, наоборот, выросла, что свидетельствует о том, что банки стали более тщательно следить за долговой нагрузкой населения.
Наибольшая доля самых «закредитованных» граждан (PTI выше 50%) в конце 2016 года отмечена в Кировской и Амурской областях (16,64% и 16,62%, соответственно), а самая «благополучная» ситуация в этом сегменте заемщиков зафиксирована в Санкт-Петербурге (5,21%) и Тульской области (5,82%).
«В последние годы банки серьезно снизили свой аппетит к риску, и, как мы видим, это приводит к положительным результатам — доля самых «проблемных» заемщиков сокращается, — сказал генеральный директор НБКИ Александр Викулин. — При этом следует отметить, что ситуация с долговой нагрузкой в российских регионах крайне неоднородна. Так, доля наиболее «закредитованных» заемщиков, которые тратят на обслуживание кредитов более половины ежемесячного дохода, достаточно сильно варьируется — от 5 до 17% от общего количества заемщиков в зависимости от конкретного субъекта РФ. Поэтому для кредиторов по-прежнему важно учитывать как можно больше данных о заемщике для принятия кредитных решений».
Источник: НБКИ
О том, как в финансовом маркетплейсе выстроить эффективные маркетинг и PR, изменить восприятие бренда и для чего финансовому маркетплейсу нужна премия, главный редактор «Банковского обозрения» Яна Шишкина поговорила с Юлией Майоровой, директором по маркетингу Банки.ру, и Юлией Кондратьевой, руководителем PR-направления той же компании