Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Индексы потребительского и кредитного доверия достигли максимума с начала года
На MFO Russia Forum 2020 обсудили итоги исследований и основные тренды микрофинансирования в условиях пандемии.
Советник гендиректора ВЦИОМ Елена Михайлова в своем выступлении отметила, что в сентябре индексы потребительского и кредитного доверия достигли максимума с начала года. Индекс потребительского доверия, показывающий, насколько благоприятным россияне считают нынешнее время для совершения крупных покупок, в сентябре 2020 года составил 38 пунктов (что вышло на динамический уровень начала года). Каждый четвертый россиянин (26%) считает нынешнее время удачным для совершения крупных покупок. По сравнению с кризисным периодом снизилась доля людей, придерживающихся сберегательной политики в экономическом поведении — 68% россиян считают, что лучше тратить по минимуму, откладывая как можно больше на будущее.
Директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексей Волков отметил, что 2020 год вносит существенные изменения в поведение заемщиков. «Благодаря бесплатному и удобному доступу к своему персональному кредитному рейтингу (ПКР) в НБКИ они знают себе «цену» и, если их ПКР высок, ждут от кредитора лучших условий кредитования. Это, с одной стороны оказывает давление на ставку по займам, с другой — дает кредитору уникальную возможность работать с нужной ему аудиторией точечно, в строгом соответствии с возможностями и пожеланиями клиента», — сказал он.
По словам заместителя генерального директора по продажам «Д2 Страхования» Ольги Васильевой, бизнес-модель микрофинансового рынка за последние два года изменилась, и в 2020 году более 10% в доходах МФО приходится на прочие направления деятельности (дополнительные услуги). Период самоизоляции стал мощнейшим фактором, ускорившим рыночные тенденции, такие как падение рентабельности, переход в онлайн, развитие удаленной идентификации, использование искусственного интеллекта и машинного обучения.
Руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута подчеркнул, что в конце марта наблюдался резкий подъем количества обращений потребителей в ЦБ в связи с пандемией и вынужденными ограничительными мерами в экономике страны.
«В работе некоторых МФО мы видим факт навязывания дополнительных услуг — это страховка, юридическое сопровождение и т.д. Я бы хотел предложить относиться к этому максимально осторожно и взвешенно. Это должна быть именно кросс-продажа, но нельзя обуславливать одну услугу приобретением другой услуги. Это нарушение. Мы внимательно следим, чтобы в кросс-продажах не было признаков навязывания», — сказал Михаил Мамута.
Директор Департамента микрофинансового рынка Банка России Илья Кочетков сообщил, что в период пандемии наиболее пострадал сектор оффлайн, где во II квартале было отмечено снижение на 41%, в том время как в онлайн сегменте снижение произошло на 18% — компании, более технологически подкованные, оказались в выигрышной ситуации. Представитель регулятора также подчеркнул, что за апрель-август 2020 года 67% компаний, покинувших микрофинансовый рынок, сделали это добровольно, не справившись с экономической ситуацией, сложившейся в нашей стране.
В рамках MRF 2020 также состоялся интеллектуальный ринг «Затягиваем пояса еще глубже или период тотальной экономии позади?». Участники поговорили о том, какая статья расходов в кризисный период выросла больше всего, готовы ли МФО экономить на маркетинге, не переоценена ли в целом экономия в период кризиса.
Источник: MRF 2020