Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
В четверг, 20 февраля, на конференции FinNext украинский ПриватБанк представил новый способ управления электронными банковскими услугами — через командную строку.
В четверг, 20 февраля, на конференции FinNext украинский ПриватБанк представил новый способ управления электронными банковскими услугами — через командную строку.
По словам Александра Витязя, заместителя председателя правления ПриватБанка, инновация позволит банкам отказаться от трудоемкого проектирования интерфейсов интернет- и мобильного банкинга, и свести весь интерфейс к одному экрану. В новом приложении ПриватБанка на этом экране отображается баланс по счетам, иконки трех самых используемых операций, и та самая командная строка. Александр Витязь сравнил ее с поисковой строкой Google, в то время как «старые» банковские приложения представляют собой каталоги. Однако в отличии от поисковой строки, командная строка ПриватБанка может обрабатывать запросы и запускать так называемых роботов, то есть процедуры, которые, например, могут перевести деньги, открыть депозит или привязать карту к приложению. Запросы отправляются на естественном русском языке, программа сама выделяет ключевые слова и решает, какого робота вызвать.
Сервис реализован на базе собственной разработки ПриватБанка — чата под названием SiteHeart, который банк использует вот уже шесть лет в общении операторов контакт-центра с клиентами. Александр Витязь говорит, что система обучается с каждым днем, и роботов банк может создавать сколько угодно под запросы пользователей — если, к примеру, будет существенное количество запросов доставки пиццы — будет создан робот по обработке соответствующих заказов. Для этого статистику постоянно просматривают аналитики.
Вызывает сомнение, будет ли кто-то пользоваться таким «чатом» — ведь на смартфоне текст набирать не очень удобно. Александр Витязь парировал, что WhatsApp — тоже текстовый мессенджер, однако по удачному совпадению в тот же день было объявлено о его приобретении социальной сетью Facebook за 16 млрд долларов.
В командной строке отсутствует возможность голосового ввода, что Александр Витязь объяснил необходимостью сохранения приватности в общении с банком.
ПриватБанк предлагает SiteHeart и другим организациям как сервис, причем бесплатный, который может быть встроен в их сайты и приложения. Зарабатывать банк предполагает, по словам Александра Витязя, на комиссии с транзакций.
К сожалению, пока возможности командной строки ПриватБанка, судя по тестам «Б.О», оставляют желать лучшего. Российская «Наносемантика», использующаяся, например, на сайтах ТКС Банка или банка «ДельтаКредит», по ощущениям, работает с запросами гораздо «разумней», но она не умеет проводить транзакции. Протестированная же система ПриватБанка на большинство запросов отвечает «Ничего не найдено». В какой-то момент, как говорит Александр Витязь, она, поняв, что не способна обработать запрос, может переключить клиента на оператора. Сам клиент тоже может это сделать, набрав что-то вроде «переключить на оператора».
Кроме того, система может сама инициировать диалог с клиентом (и обычно так и делает) — предложив ему выполнить то действие, которое ей кажется подходящим.
Александр Витязь говорит, что никакого описания возможных запросов нет, то есть клиенту нужно действовать методом проб и ошибок. Это можно понять, учитывая, что создание подобного руководство было бы признанием того, что система не столь проста в использовании, как это представляет банк. Ведь в свое время именно из-за нежелания пользователей осваивать команды и был изобретен оконный интерфейс. Судить о ценности технологии, которую ПриватБанк называет революцией в банкинге, наверное, можно будет по статистике ее использования клиентами. Но точно можно сказать, что сделать ее массовой будет очень сложно без серьезной работы над способностью ПО распознавать запросы на естественном языке.