Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • 2009 год будет удачным и для российского рынка, и для Ситибанка
01.09.2008

2009 год будет удачным и для российского рынка, и для Ситибанка

«Дочка» крупнейшей финансово-кредитной группы Citigroup — Ситибанк, похоже, защищена от проблем, которые испытывает сейчас материнская структура. И потому, что работает она на быстро растущем российском банковском рынке, и потому, что, в отличие от «матери», почти не занимается ипотечным кредитованием. О практически полном отсутствии в портфеле Ситибанка ипотечных кредитов и о ключевых направлениях бизнеса рассказал читателям «БО» глава Ситибанка по работе с частными клиентами Джоэл Конрейх.


— Ситибанк, являющийся «дочкой» крупнейшей в мире финансово-кредитной группы, работает в России уже 15 лет и привык за это время и к взлетам, и к падениям нашего банковского рынка. Но прошлый год и первая половина этого года, наверное, были сложными и для него?

— Я бы так не сказал. Напротив, с моей точки зрения, оба эти периода — и прошлый год, и первая половина этого года — оказались для нас вполне успешными. В этом году Ситибанк первым на рынке стал предлагать своим клиентам продукты, позволяющие инвестировать средства в международные финансовые инструменты без открытия специального счета за рубежом. В прошлом году мы запустили несколько очень интересных кобрендинговых проектов, одним из которых стал проект с туристической сетью «Куда.ру». В этом году это направление деятельности банка получило свое дальнейшее развитие, в результате чего появился кобрендинговый проект с торговой сетью «Стокманн». И в наших планах — запуск еще по крайней мере трех кобрендов в обозримом будущем.

— А можно немного поподробнее рассказать об этих планируемых кобрендовых проектах?

— К сожалению, пока нельзя. Могу только сказать, что запуск одного из них произойдет совсем скоро — не позже сентября этого года. Если вернуться к вопросу о результатах прошлого года и первой половины этого, то хотел бы добавить: еще одним нашим успехом за этот период мы считаем то, что теперь во всех отделениях Ситибанка клиенты могут получать one day loan — кредит за один день. Также уже создана система, позволяющая клиентам обслуживать кредиты по Интернету. Так что, подводя промежуточные итоги за указанный период, могу сказать: несмотря на достаточно волатильную рыночную конъюнктуру и в России, и за рубежом, Ситибанк добился прекрасных результатов. Понятно, что мы не собираемся останавливаться на этом — в наших планах запуск новых продуктов, таких, например, как instant cards — моментальные кредитные карты. Для России это будет уникальным банковским проектом. Ну и, конечно же, Ситибанк продолжит расширять свое присутствие в российских регионах — в Москве, в Петербурге, в других городах, где мы будем открывать наши новые подразделения и точки продаж.

— Вы упомянули о волатильной рыночной конъюнктуре за рубежом — это вполне понятно, учитывая кризис ликвидности на международных рынках капитала. А какие риски вы видите в России, почему говорите о том, что здесь обстановка была и остается достаточно волатильной?

— Я бы хотел сразу уточнить: волатильная — не значит плохая. Российская экономика и российские финансовые рынки пока практически не затронуты тем кризисом, который наблюдается на международных рынках капитала. В связи с этим ваша страна чувствует себя, если можно так выразиться, намного лучше, чем западные страны, прежде всего США и Великобритания. Я не вижу значительных рисков для банковских портфелей «длинных кредитов» здесь и не считаю, что в обозримом будущем ситуация с обслуживанием таких кредитов может радикально измениться к худшему. Тем не менее было бы неправильным утверждать, что на России кризис ликвидности никак не отражается и что здесь нет никаких рисков для банковского бизнеса. То, что банкам стало сложнее рефинансировать свои кредитные портфели, не является секретом: условия привлечения средств на международных рынках капитала стали не такими благоприятными, как раньше. Не секрет и то, что в России достаточно высокая инфляция, и что самое неприятное — она продолжает расти. Тем не менее мы настроены достаточно оптимистично и считаем, что 2009 год, несмотря на все эти факторы, будет удачным и для Ситибанка, и для российского банковского рынка в целом.

Citigroup понимает важность России

— То есть, с вашей точки зрения, главный риск, точнее, главная причина для беспокойства — это высокая инфляция в России, а не ситуация на международных рынках капитала?

— На сегодняшний день — да. Повторюсь, влияние кризиса ликвидности на деятельность российских банков — особенно на деятельность финансово-кредитных структур, не имеющих естественных источников фондирования, — не стоит преувеличивать. Я не считаю, что в обозримом будущем их позиции пошатнутся из-за того, что происходит сейчас на рынках капитала.

— А ситуация вокруг материнской структуры в лице Citigroup не омрачает положения «дочки»?

— Ни в коей мере. Мы являемся стопроцентной «дочкой» крупнейшей в мире финансовой группы, и благодаря этому всегда были и остаемся очень хорошо капитализированным банком. Хотя бы потому, что сама Citigroup, несмотря на сложности, порожденные кризисом, остается одной из самых высоколиквидных финансово-кредитных структур в мире. Не стоит думать, что в результате кризиса ликвидности пострадал весь бизнес группы в целом — отдельные направления, конечно, чувствуют себя сейчас не слишком хорошо, зато очевиден рост по другим направлениям. В том числе и по российскому. Руководство Citigroup прекрасно понимает, что Россия на сегодняшний день является одним из немногих активно растущих рынков, что необходимо развивать бизнес здесь. Поэтому материнская структура выделяет финансирование на наш рост, на открытие новых подразделений банка в российских регионах, на наем нового персонала. Кстати, процесс увеличения численности людей, работающих в Ситибанке, идет очень быстрыми темпами: только за последние три месяца число наших сотрудников возросло на 10%!

— То есть можно сделать вывод, что кризис ликвидности не только не помешал развитию бизнеса Ситибанка, но даже помог ему? Во всяком случае, Citigroup стала уделять своей «дочке» в России больше внимания?

— Ну, это слишком сильно сказано. Не думаю, что кризис может помочь. Другое дело, что в нашем случае он банку и не повредил. Если же говорить об интересе, который Citigroup испытывает сейчас к России, то следует констатировать: и до кризиса ваша страна не была обделена вниманием со стороны иностранных финансово-кредитных групп.

Карты и управление богатством, а не ипотека и автокредиты

— А это повышенное внимание к России не мешает иностранным банкам видеть другие риски российской экономики? Например, откровенно перегретый рынок недвижимости.

Не может ли этот фактор, с вашей точки зрения, со временем привести к неприятным последствиям для финансовых рынков в целом и для российской ипотеки в частности?

— Никогда нельзя со стопроцентной уверенностью сказать, как будут развиваться события, и никто, я думаю, не возьмется предсказать, когда положение здесь радикально изменится. Могу только сказать, что, пожалуй, действительно можно говорить сейчас о некотором перегреве рынка недвижимости. Что же касается ипотеки, то в данном случае я бы не стал ничего прогнозировать, потому что Ситибанк практически не занимается ею. Когда мы разрабатывали модель своего бизнеса в России, то решили сосредоточиться на нескольких ключевых для нас направлениях, которые мы хорошо знаем и умеем хорошо развивать…

— А ипотека в число этих направлений не вошла?

— Нет. Я согласен — это очень привлекательный рынок для инвесторов, он очень быстро растет и предлагает своим участникам большие возможности. Однако в то же время это очень сложный рынок, так как он требует от банков и огромных ресурсов для финансирования портфелей, и высокопрофессиональных людей. Повторюсь — с учетом этого мы сделали выбор в пользу продуктов, которые мы умеем разрабатывать и продавать лучше наших конкурентов, — кредитных карт, необеспеченных кредитов и управления богатством (wealth management). А ипотекой мы занимаемся в очень ограниченных размерах.

— Но все-таки занимаетесь?

— Очень мало, особенно если сравнивать с общими объемами бизнеса Ситибанка.

— А можно оценить долю ипотечных кредитов в кредитном портфеле банка? Она составляет меньше процента?

— Намного меньше. Я бы сформулировал это так: она абсолютно незначительна. И мы не собираемся развивать это направление и значительно увеличивать эту долю в обозримый период.

— В число выбранных вами продуктов не попал еще один, очень популярный сейчас на российском рынке — автокредиты. С чем это связано, его вы тоже не планируете развивать?

— Активно — нет. С нашей точки зрения, рынок автокредитования в нынешних условиях является довольно рискованным. Дело в том, что Ситибанк придерживается достаточно консервативной политики при проверке платежеспособности клиентов.

— Но многие банки в этой сфере работают пока успешно.

— Вот именно — пока. Впрочем, названная причина не является единственной. Развитие направления автокредитования требует от банка также больших инвестиций для создания партнерств между банком и автодилерами. Кроме того, на мой взгляд, в обозримом будущем нынешним участникам этого рынка будет работать сложнее, потому что на него выходят автобанки — финансово-кредитные подразделения производителей автомобилей. Это не лучшие условия для старта нового для банка бизнеса — особенно при условии, что есть направления, в которых мы занимаем лидирующие позиции на рынке.

— По кредитным картам и по необеспеченным кредитам?

— Да, и по управлению богатством. Как раз это направление мы считаем очень перспективным. Не секрет, что россияне сейчас очень заинтересованы и в сохранении, и в преумножении своих капиталов, а Ситибанк способен предложить им широкий набор инструментов для этого.

— Однако складывается впечатление, что управление богатством не является вашим традиционным направлением. На рынке кредитных карт Ситибанк, конечно, работает уже давно, а wealth management занялся, по-видимому, сравнительно недавно?

— Около двух лет назад. Но к настоящему моменту мы уже занимаем первое место среди дистрибьютеров паевых фондов, и, как я уже говорил, в прошлом году мы предложили нашим клиентам новые возможности — вкладывать средства в международные фонды. И, конечно, мы предлагаем им обслуживание оффшорных фондов в Лондоне.

— Но карты, наверное, все равно вне конкуренции. Можно уточнить, какую долю это направление занимает в бизнесе Ситибанка и какую долю рынка в целом Ситибанк планирует занять?

— Знаете, официальных цифр по этому вопросу было обнародовано достаточно много. По нашим же неофициальным, внутренним подсчетам, поступления по этому продукту составляют порядка трети всех доходов банка. По такому параметру, как прибыльность кредитных карт, мы занимаем второе место на рынке.

— А первое?

— Банк «Русский Стандарт». Зато если смотреть на доходы, получаемые банком в результате оплаты картами покупок и услуг, то здесь мы абсолютные лидеры. Ситибанк на сегодняшний день контролирует более чем 30-процентную долю этого рынка. И конечно, в наших планах дальнейший рост и удержание тех позиций, которые уже завоеваны нами. А также вхождение в тройку лидеров по размеру доходов, получаемых по кредитам в целом — кредитным картам и необеспеченным кредитам.

Досье «БО»

Джоэл Конрейх, главный операционный директор и руководитель департамента по обслуживанию частных клиентов Citi в России и странах СНГ.

Бельгиец по национальности, Джоэл закончил Бизнес-школу Солвей в Брюсселе с отличием. Ветеран Ситибанка, Джоэл начал свою карьеру в Ситибанке Бельгия и отвечал за успешный запуск проекта СитиБанкинг — стратегическое предложение для клиентов Ситибанка Бельгия.

В октябре 1994-го Джоэл переехал во Францию, где он успешно запустил программу CitiGold, а также программы по продаже и маркетингу для экспатов и другие.

В течение года Джоэл работал директором по сегменту технологических разработок в США. В 1998 году Джоэл перешел на работу в АБН АМРО в Индонезии, где он возглавил подразделение по работе с физическими лицами. Впоследствии Джоэл возглавил подразделение продаж и маркетинга АБН АМРО банка по Азиатско-Тихоокеанскому региону.

Джоэл вернулся в Ситибанк в 2001 году, заняв сразу две должности — директора по маркетингу Азиатско-Тихоокеанского региона подразделения по работе с физическими лицами и директора по ипотеке и кредитам. В 2003-м он возглавил подразделение маркетинга и продаж Ситибанка в Сингапуре. С 2006 года работает в России.

— В начале нашей беседы вы упомянули моментальные кредитные карты. Это действительно новый продукт для российского рынка?

— Абсолютно новый и, кстати сказать, не только для России, но и для мира в целом. Потому что, хотя такие карты в мире существуют, они не являются персонифицированными. А в наших планах запуск в России именно персонифицированных моментальных карт, причем клиенты банка смогут получать их в течение 15–20 минут после подачи заявки.

— И вы планируете этот проект запустить…

— Точной даты я, конечно, указать не могу, но рынок познакомится с ним еще до конца текущего года.

Заход с чистого листа и органический рост

— Ситибанк также является редким примером захода иностранного банка на российский рынок с чистого листа, без предварительной покупки национального актива. Вы планируете и в дальнейшем придерживаться стратегии органического роста, или все же рассматриваете возможность приобретения российских банков для ускорения темпов экспансии?

— Отвечу так: хотя мы привержены стратегии органического роста, мы никогда полностью не отрицали для себя возможности покупки национальных банковских активов. Мы тщательно мониторим рынок слияний и поглощений и рассматриваем варианты подобных сделок.

— Надо заметить, очень закрыто рассматриваете: насколько я помню, на рынок не просачивалась информация о том, что Ситибанк заинтересован в покупке конкретного российского банка.

— То, что информация не просачивалась, естественно — мы не заключали сделок по приобретению банков. Но в нескольких случаях мы очень серьезно изучали предложения, поступающие от владельцев российских активов. Мы ожидаем, что процесс консолидации рынка будет продолжаться, следовательно, аналогичные предложения будут поступать снова и снова. Будем ли мы участвовать в каких-либо сделках — другой вопрос, на который я сейчас не могу ответить. Это будет зависеть от ряда факторов.

— Но прежде всего, наверное, от цены. Еще несколько месяцев назад представители иностранных банков жаловались на то, что российские активы слишком дороги — точнее, что запрашиваемая цена далеко не всегда соответствует качеству предлагаемого актива. Согласны ли вы с этой точкой зрения, и как в обозримом будущем, по вашему мнению, будет складываться ценовая ситуация на российском рынке банковских слияний и поглощений?

— В определенном смысле я согласен с коллегами из других иностранных банков. Собственно говоря, не будь цена на российские банки, с нашей точки зрения, завышенной, мы бы, наверное, уже приобрели один или несколько таких активов. Если же подходить к вопросу более серьезно, то приходится признать следующее: в последние два-три года цены сделок по покупке российских банков действительно были очень высокими: премия к капиталу в некоторых случаях достигала 4–5 раз. Не секрет, что Barclays Bank приобрел Экспобанк именно с коэффициентом на уровне 4. Это очень высокий показатель, оправдать такие высокие коэффициенты западным покупателям становится все сложнее. Особенно с учетом той ценовой ситуации, которая сложилась на рынках слияний и поглощений в Западной Европе.

— То есть, вы считаете что коэффициент на уровне 4–5 раз к капиталу слишком высок для российских банков?

— Не стану обобщать, потому что коэффициент определяется в каждом конкретном случае и напрямую зависит от качества приобретаемого актива, от его возможностей, от тех ожиданий по росту бизнеса, которые ставит перед собой покупатель.

— А если говорить о планах Ситибанка по возможным приобретениям российских активов — вы присматриваетесь к российским банкам, специализирующимся на рознице, или к универсальным банкам?

— Мы не делаем такого жесткого отбора, это может быть и универсальный, и специализированный розничный банк. Ключевой вопрос для нас — качество актива и, конечно, его цена.

— Не секрет, что в последние годы на российский рынок зашло много иностранных банков, да и сейчас процесс появления новых игроков продолжается. Кого из «западников» и из «россиян» вы считаете своими главными конкурентами?

— Думаю, их имена хорошо известны. Из российских игроков это, конечно, Сбербанк, Альфа-Банк, МДМ-Банк и другие. Среди дочерних структур иностранных финансово-кредитных групп — Райффайзенбанк и «Сосьете Женераль». И, конечно, сюда будут прибывать новые игроки, привлеченные высокой доходностью российского банковского рынка. Примеры этому мы уже видим: на рынке розничных банковских услуг начал работать HSBC, который является нашим давним конкурентом на международных рынках, прежде всего в Азии. Думаю, стоит ожидать увеличения активности по заходу на рынок и со стороны других крупных финансово-кредитных групп.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ