Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Андрей Федорец (iDSystems): Мы изменяем платежный ландшафт
22.02.2017 Интервью

Андрей Федорец (iDSystems): Мы изменяем платежный ландшафт

Андрей Федорец, генеральный директор iDSystems, рассказывает об истории внедрения культуры пользования электронными счетами (е-инвойсинг) и о планах компании на российском рынке


— Андрей, iDSystems специализируется на решениях по обмену юридически значимыми документами. Что является драйвером развития этого сектора IT?

— В основном это законодательные инициативы и сокращение издержек. Например, требования по взаимодействию с ГИС ГМП, ГИС ЖКХ, положения ЦБ (№ 311, 390, 365/440-П) и др. При сокращении издержек эффективность автоматизации чрезвычайно высока, поэтому мы в десятки раз сокращаем издержки банков. К примеру, у федерального банка месячная совокупная стоимость владения нашим решением в пересчете на филиал почти в 25 раз меньше, чем месячные же затраты на ручную обработку документов от подразделения Федеральной службы судебных приставов (ФССП) России только по одному региону.

— Вы самостоятельно вышли на широкий рынок или пользуетесь каким-то административным ресурсом?

— Мы удачно использовали волну подключения к ГИС ГМП, но на заре становления Некоммерческого партнерства «Национальный совет финансового рынка» (НП НСФР) мы решили объединить с ним усилия по предоставлению комплексных услуг организациям финансового сектора. Сегодня мы как технологические партнеры НП НСФР обязаны предложить работающие решения для разнообразных пилотных проектов задолго до того, как эти проекты приобретут юридическую обязательность исполнения. Поэтому, к сожалению, мы тратим свои ресурсы на то, что никогда «не пойдет в серию», но зато часто играем роль если не машиниста, то уж проводника первого вагона пресловутого «паровоза» инноваций.

— О каких коммерческих достижениях вы могли бы рассказать? Можно ли назвать, например, долю рынка среди банков из списка топ-100?

— Нашими клиентами являются более четверти кредитных организаций, работающих в России. Среди банков первой сотни есть интересная особенность — наши решения используют или внедряют практически 40% банков из топ-10, топ-30, топ-50 и топ-100.

— Известно, что флагманским продуктом является «iDБанк». Каковы возможности этой системы?

— «iDБанк» «из коробки» позволяет реализовать обмен информацией с любыми государственными сервисами, в том числе и с теми, которые могут обеспечить взаимодействие с кредитными и другими финансовыми организациями. Мы предлагаем банку воспользоваться решением «iDБанк» для того, чтобы применить во внутрибанковских и клиентских сервисах все «ценности»: исполнение требований законодательства, сокращение издержек, комиссионный доход, лояльность клиентов.

— О первой паре «ценностей» вы уже рассказали. Что можно сказать об остальных?

— Мы организовали новое направление — iDDirect. Это средство позволяет банку просто и удобно встроиться в новый платежный ландшафт. Имеются в виду устоявшиеся платежные предпочтения граждан на территории нашей страны. В первую очередь это использование наличных. Понятно, что уже давно пора отказаться от массового использования подобного инструмента, и известны случаи практически силового искоренения «кэша» (в Индии, например). Да и в Татарстане аналогичная, но «мягкая сила» уже применяется.

Огромное количество граждан имеет на руках зарплатные банковские карты, но культура пользования ими, к сожалению, так и не была привита (основная масса держателей просто снимает наличные). Однако инфраструктурные вложения участников платежного рынка были огромными, и вряд ли банки просто так откажутся от их использования. В то же время все понимают, что это — платежное средство полувековой давности, по нынешним временам — «наследие исполинов».

Другие средства, существующие на рынке, — это скорее некий суррогат. Электронные деньги, некие кошельки, разнообразные виртуальные карты и т.п. Это, с одной стороны, круто — практически нельзя украсть. Но и пользоваться этим невозможно… Как минимум требуется набор сложных манипуляций по пополнению кошелька. Предельный случай — снятие в банкомате наличных с зарплатной карты с целью приобрести карту пополнения электронного кошелька для того, чтобы в некоем личном кабинете активировать ее! Сказать, что все это прозрачно, — сложно. Скорее это способ сокрытия расходной составляющей личного бюджета от «Большого Брата». Но среднестатистическому гражданину важнее, чтобы его не обманули.

— Когда наметился перелом?

— И вот мы подходим к интересному факту: последние годы были наполнены попытками различных организаций внедрить культуру пользования электронными счетами (е-инвойсинг). До тех пор, пока в это движение не влилось государство, все было бесполезно. Но в последние пару лет наконец сформировалась культура оплаты штрафов за правонарушения в области дорожного движения. Кто теперь оплачивает штрафы в кассах банков? Основная масса граждан сегодня это делает через разнообразные приложения, самые продвинутые из которых встроены в ДБО от нескольких наиболее инновационных банков. «Уважаемый Иван Сидорович! Мы сожалеем, но Вам выписан штраф ГИБДД. Хотите оплатить?»

Для того чтобы распространить подобную культуру на другие сегменты массовых платежей, предпринимались недюжинные усилия. Кредитными организациями и их объединениями внедрялись, и не безус­пешно, целые «федеральные системы». Но только с продуктивным запуском системы ГИС ЖКХ имеет смысл рассчитывать на реальное изменение подхода граждан к оплате значительного объема регулярных платежей.

Понятно, что информирование граждан о формировании электронных счетов за коммунальные услуги, а впоследствии и за другие услуги, оказываемые применительно к жилым помещениям (ТВ, Интернет, наземная телефония и т.п.), в значительной степени приведет культуру оплаты к той, что уже стала привычной для оплаты автоштрафов. И обращение «Уважаемый Иван Сидорович! Сформирован счет для оплаты услуг ЖКХ за квартиру по адресу ХХХ. Хотите оплатить?» станет не просто привычным инструментом, а самым массовым! Тут важно то, что это смогут делать именно те банки, в которых Иван Сидорович получает заработную плату, причем платежи будут совершаться без использования инфраструктуры карточной платежной системы, с текущего (расчетного — для юридического лица) счета!

Именно это и понимается под изменением платежного ландшафта.

— Спасибо за подробное описание. А в чем вы видите свою роль в этом?

— Мы предлагаем банкам использовать единый универсальный механизм для обмена документами с различными поставщиками сведений. Если мы говорим о платежных сервисах, то поставщиками электронных счетов на сегодня являются ГИС ГМП, ГИС ЖКХ, Реестр начислений и платежей города Москвы (РНиП), различные муниципальные организации других городов, которые еще не произвели интеграцию с ГИС ГМП (операторы платного парковочного пространства городов в регионах России) и т.п. Было бы странным не реализовать обмен и с коммерческими поставщиками электронных счетов (е-инвойсов). Эта интеграция уже доступна как в «больших»приложениях (интернет-приложениях), так и для мобильных устройств.

— Какие планы у компании на будущее?

— Грандиозные! Правда! Совместно с нашими клиентами мы планируем участвовать в изменении платежного ландшафта России. Это впечатляющий план. Мы надеемся, что все платежи (конечно же кроме микро, которые естественным образом уйдут к операторам сотовой связи) перейдут в область электронных счетов и прямого списания. А это iDDirect от iDSystems!

Реклама






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ