Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Банки берут регионы взаймы. У «Сбера»
01.04.2005

Банки берут регионы взаймы. У «Сбера»

Московские банкиры и региональные эксперты едва ли не диаметрально противоположно оценивают темпы развития потребительского кредитования за пределами МКАД. Наблюдатели на местах видят, что даже в небольших магазинах появились рекламные щиты с нулевыми первоначальными взносами и даже нулевыми процентными ставками. Региональные управления Центробанка рапортуют о двукратном росте объемов. Москвичи же оценивают не двукратный рост мизерных объемов и не широту рекламного предложения (нашли чем удивить), а уровень своих затрат и платежеспособность провинциальных заемщиков. И особой эйфории не испытывают.


Осторожные оценки региональных рынков потребкредитования со стороны московских банкиров очень напоминают комментарии еще 3—4-летней давности относительно московского рынка — об остальной России тогда вообще никто не думал. Но и столичным смельчакам, рискнувшим кредитовать население практически под честное слово, сулили быстрый крах. Говорили, что население психологически не готово жить в кредит, что процентные ставки высоки, но затраты на обслуживание тысяч мелких заемщиков все равно малоэффективны.

Разумеется, банки пошли «в народ» не от хорошей жизни. Но первые и наиболее активные игроки сняли сливки в Москве, обкатали скоринговые программы, максимально оптимизировали маркетинговое предложение, кредитные продукты — и почувствовали, что стало слишком тесно. Ужесточение конкуренции принуждает к снижению ставок или маскировке реальной ставки рекламными средствами, толкает игроков в соседние ниши, например нецелевого кредитования, с помощью кредитных карт. А еще выдавливает банки в регионы.

Надо сказать, что в каком-то смысле региональным рынкам потребительского кредитования повезло больше, чем московскому. Они получили выстраданный в конкурентной борьбе продукт. Все-таки самые популярные кредитные программы, с которыми выходят столичные банки в крупные областные и краевые центры, не стали бы таковыми, если бы не устраивали заемщиков по срокам и цене предложения. 0% первый взнос и 0% за кредит для заемщика действительно означают беспроцентную рассрочку. Платит за кредит торговая сеть, в которой выдается кредит на приобретение товара. И кредитные карты в регионах продвигаются практически параллельно с экспресс-кредитованием, тогда как в столице прошло несколько лет, пока банки изучили рынок, запомнили, кому давали экспресс-кредиты, кто их благополучно вернул, — тому и предложили кредитки. Догоняющее развитие имеет свои преимущества — регионы сразу получают отборный испытанный банковский продукт.

Другое дело, что без активного развития потребительского кредитования куда более жесткая конкуренция царила бы на товарных рынках. Скорее всего, при существующих ценах продавцы бытовой техники, электроники и прочих потребительских радостей были бы вынуждены сами снижать цены, искать пути оптимизации расходов и повышения эффективности бизнеса. А теперь это за них делают банки. «Купи сейчас — заплати потом» оказалось слишком серьезным и соблазнительным аргументом. В этом смысле потребительское кредитование — действительно «троянский конь» на территории потребителя. Щедрые предложения банков дают возможность заработать и им самим, и торговцам. Теперь соблазн жизни в кредит настигает каждого жителя России.

Соблазн тем более сильный, что в большинстве своем население способно оплатить услуги банка. Для получения небольшого потребительского кредита заемщику достаточно показать ежемесячный заработок в размере 250—300 долларов. В областных центрах отдельных граждан, а тем более семей с таким доходом немало. Автокредитование требует дохода в 500—800 долларов, но оно лучше защищено залогом, риски банка меньше, так что своего клиента эта услуга на региональном уровне, безусловно, найдет.

Примечательно, что лидеры российской гонки потребительского кредитования — «знакомые все лица». Эксперты практически во всех экономически активных регионах называют «Русский Стандарт», Росбанк и купленные им банки группы «О.В.К.», «Хоум Кредит» и, конечно же, Сбербанк. Согласно масштабному исследованию региональных рынков потребительского кредитования Федеральной антимонопольной службой (ФАС) РФ, в подавляющем большинстве субъектов федерации Сбербанк занимает более 50% рынка кредитования физлиц. А в некоторых областях, например в Воронежской, и все 96%. В то же время, исследование ФАС показывает, что в значительном количестве регионов пришлые коммерческие банки теснят отделения «Сбера». Например, доля Красноярского Сбербанка с 2001 к началу 2004 года упала с 94 до 76%. Его потеснил филиал «Центрального О.В.К.». Кроме того, на рынке появился филиал Внешторгбанка — его намерения относительно потребительского кредитования совершенно недвусмысленны. В разных регионах появляются филиалы таких заслуженных игроков на столичном рынке, как Альфа-Банк, ДельтаБанк, Импэксбанк, МДМ-Банк, и быстро занимают лидирующие позиции.

На этом фоне крайне интересны позиции и перспективы местных, региональных банков. По данным ФАС, почти в каждом регионе в тройке лидеров присутствует хотя бы один местный банк. Чаще всего его доля не превышает 3—5%, но вот в Адыгее почти 70% рынка потребительского кредитования в начале 2004 года принадлежало местному АКБ «Новация», в Дагестане рынок поделили банки «ЭНО», Анджи-банк и «Избербаш», на Алтае лидировали АКБ «Ноосфера» и КБ «Эл-банк». В Челябинской области потребительским кредитованием в сопоставимых долях занимаются Челиндбанк, Кредит Урал Банк и Мечел-банк. Конечно, в большинстве случаев ресурсы местных банков несопоставимы с возможностями столичных, и в особенности западных, «дочек». Но стесненные возможности всегда подвигали банкиров на инновационный поиск. И возможно, пока крупные универсальные банки дружно окучивают экспресс-кредитование на покупку телевизоров, местные закрепятся в сегменте кредитования медицинских, образовательных и любых других услуг или нецелевого кредитования. У местных есть не такой уж большой, но вполне стабильный, как показали события прошлого лета, ресурс — доверие местного населения и его депозиты.