Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Описание номера
Потребительское кредитование в регионах — одно из самых перспективных направлений розничного бизнеса банков. Потенциал этого рынка еще не исчерпан. Насколько активно сегодня столичные банки работают в регионах, и в какой степени местные кредитные организации составляют им конкуренцию — эти и другие проблемы анализируют эксперты «БО».
Медицинская страховка давно стала обязательным элементом соцпакета уважающей себя компании. Страховщики знают, что при грамотном подходе к ДМС работодатель получает не только дополнительную мотивацию работников, но и вполне зримый экономический эффект. Каким должно быть добровольное медицинское страхование для банков? На вопросы «Банковского обозрения» отвечает директор департамента личного страхования страховой компании «Энергогарант» Наталья Клименко.
Социальный статус, как нежное растение, нуждается в постоянном подкреплении и поддержке. Одно из важнейших материальных воплощений этой поддержки — соответствующая недвижимость. Если для обычного гражданина достаточно иметь маленькую квартирку и фазенду на шести сотках, то статус крупного бизнесмена или высокопоставленного чиновника требует большой квартиры в элитном жилом комплексе и загородного дома стоимостью от миллиона у.е. Новейшая тенденция на рынке дорогой загородной недвижимости — поселки для среднего класса.
Московские банкиры и региональные эксперты едва ли не диаметрально противоположно оценивают темпы развития потребительского кредитования за пределами МКАД. Наблюдатели на местах видят, что даже в небольших магазинах появились рекламные щиты с нулевыми первоначальными взносами и даже нулевыми процентными ставками. Региональные управления Центробанка рапортуют о двукратном росте объемов. Москвичи же оценивают не двукратный рост мизерных объемов и не широту рекламного предложения (нашли чем удивить), а уровень своих затрат и платежеспособность провинциальных заемщиков. И особой эйфории не испытывают.
Российский аудит насчитывает немногим более 10 лет. Однако за этот непродолжительный период сформировалась аудиторская профессия и выстроился рынок аудиторских услуг. Накопленный отечественный опыт свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования национальной системы регулирования аудиторской деятельности и укрепления системы саморегулирования.
Если российские банки и идут за рубеж, то лишь вслед за своими крупными клиентами. Самостоятельная экспансия в большинстве случаев ограничивается некоммерческими формами — открытием представительств.
Главной темой предстоящего XVI съезда Ассоциации российских банков (АРБ) названа конкурентоспособность российской банковской системы. О том, с кем сегодня конкурируют отечественные банки, каковы их позиции и перспективы в конкурентной борьбе, «Банковское обозрение» беседует с президентом АРБ Гарегином Тосуняном.
Владимир Рашевский, генеральный директор Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК), а в прошлом председатель правления МДМ-Банка, имеет счастливую возможность взглянуть на взаимоотношения российских банков и крупного отечественного бизнеса с обеих сторон. С его точки зрения, борьба за обслуживание крупного бизнеса еще не завершена. У иностранных банков есть репутация и большая ресурсная база, у российских — филиалы и знание специфики рынка. Но на специфике долго не продержишься. Оптимальное решение для российского банка — стать квалифицированным посредником между иностранным источником ресурсов и отечественным бизнесом.
В России еще немало регионов, где, кроме вывески Сбербанка, люди никакой другой банковской вывески и не видели. Но неумолимая логика развития рынка гонит банкиров в регионы. И вот уже в питерских, новосибирских, ростовских магазинах висят привычные глазу москвича рекламные призывы: 0% за кредит, 10*10*10, моментальная кредитная карта и т.п. Лидеры рынка вынуждены искать подход к небогатому по московским меркам провинциальному заемщику, тесня и раззадоривая при этом местные банки. И заемщик с готовностью отзывается на рекламный клич, привыкая жить в кредит.
В советскую эпоху население было уверено, что детский банковский продукт — это хорошая возможность лет за десять накопить солидную сумму для своего ребенка, которая стала бы ему надежным подспорьем во взрослой жизни. К сожалению, сейчас подобные программы можно называть долгосрочными только с большой натяжкой. Да и особым спросом у населения они не пользуются.
Несмотря на активное использование пластиковых карт, объем наличных денег в обращении растет из года в год. На российском рынке представлены все ведущие мировые производители оборудования по обработке наличности. Однако банкиры не спешат воспользоваться их услугами.
Несмотря на бурное развитие розницы, работа с крупными и средними предприятиями по-прежнему остается важнейшей статьей дохода для большинства банков. Привлекая на обслуживание юридические лица, банки предлагают различные дополнительные услуги работникам своих клиентов-предприятий. Мало кто подходит к этой проблеме творчески: в «ассортименте» в основном зарплатные карты и овердрафт. Банкиры оправдываются дороговизной и плохой окупаемостью спецпредложений. Но программы не сворачивают. Более того, разрабатывают услуги для детей и совместные продукты со страховщиками и медицинскими клиниками.
Эксперты рынка рассказали «Банковскому обозрению» об основных спецпредложениях кредитных организаций для работников клиентов-предприятий. Оригинальных продуктов предлагается мало.
В апреле проходит съезд Ассоциации российских банков, а в конце мая — годовая конференция Ассоциации региональных банков «Россия». Две крупнейшие банковские ассоциации так похожи по названиям, что их для простоты называют «тосуняновской» и «мурычевской». Пока еще.
Эффективная оценка кредитоспособности частных лиц позволит банкам решить главную проблему потребительского кредитования — неизбежность высокой кредитной ставки. Повсеместное внедрение методики балльной скоринговой оценки позволяет составить о заемщике лишь приблизительное представление, потому банки и не рискуют снижать ставки. Банковской рознице нужны более тонкие и точные механизмы оценки. И рынок уже предлагает целый арсенал методик: нейронные сети, генетические алгоритмы, методы правдоподобных рассуждений и др.
Подавляющее большинство держателей карт по-прежнему используют их только для обналичивания зарплаты. Казалось бы, дизайнерские и технологические находки банкиров по обороту пластиковых денег пропадают втуне. Но некоторая, самая активная, часть клиентов уже почувствовала вкус к азартной игре, непременным атрибутом которой являются банковские карты: кредитные, предоплаченные, чиповые, магнитные, бесконтактные, моментальные, подарочные, коллекционные. Банкиры нащупывают страсти и насущные нужды клиентов — и уверены в победе в этой игре.