Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Банки Екатеринбурга - хозяева Медной горы
01.03.2004

Банки Екатеринбурга - хозяева Медной горы

Свердловская область отличается от других регионов чрезвычайно высоким уровнем конкуренции в банковском секторе. Здесь борьба за клиента шла всегда, менялись лишь ее формы и методы в зависимости от политической и экономической ситуации. Связано это главным образом с концентрацией крупной промышленности, которая постоянно нуждается в ресурсах и притягивает в регион банковский капитал. Однако в последнее время характер соперничества банков начал меняться: новой привлекательной категорией клиентуры становится население. За него и разворачивается борьба.


Логика рыночников

ЕкатеринбургБанковская система Свердловской области всегда была сильна позициями местных банков. Сейчас в области зарегистрировано 28 кредитных организаций. По состоянию на 1 октября 2003 года собственные средства банков области составляли 7,9 млрд рублей, оплаченный уставный капитал - 4,7 млрд рублей. Практически с самого начала становления банковской системы России региональные и столичные банки на Урале пытались перетянуть друг у друга крупных клиентов, промышленные предприятия. С одной стороны, это были чрезвычайно выгодные заемщики, с другой - они держали огромные деньги на депозитах и обеспечивали банкам ресурсную базу. Именно за этими ресурсами в регион шли московские структуры. Однако, несмотря на наличие более мощного капитала, забрать крупный бизнес им удалось не сразу: на это ушло почти 10 лет. В 1998 году иногородние банки занимали в различных сегментах всего лишь 3-4%, и только к 2001 году их доля увеличилась до 10-20%. Тогда же местные банкиры были вынуждены с горечью констатировать: крупный бизнес москвичам мы отдали. В 2000 году местные банки держали 73% общего кредитного портфеля области, а в 2003 - уже 43%.

Во-первых, у региональных банков не хватило капитала, чтобы обеспечить растущие потребности промышленности региона, основу которой составляют черная и цветная металлургия, машиностроение. Они попытались решить проблему через организацию синдицированных кредитов, но из этого ничего не получилось: слишком высока оказалась конкуренция между самими местными банками. Никто не захотел поступиться принципами. Создать синдикат с соседом - означало поделиться с ним клиентурой.

Во-вторых, в промышленности начался процесс укрупнения бизнеса через создание вертикально интегрированных компаний, часто из разных регионов. Практически все привлекательные заемщики - НТМК, Уралэлектромедь, Уральский алюминиевый завод, Синарский трубный завод и другие предприятия - вошли в состав холдингов. Естественно, что собственники перераспределяли финансовые потоки в банки федерального значения, оставляя в регионах лишь некоторые текущие счета и карточные зарплатные проекты. Банки, не имеющие стратегических собственников, вообще лишились большей части крупной клиентской базы.

С улучшением ситуации в промышленности даже крупные федеральные банки не могли удовлетворить растущий спрос на ресурсы, особенно "длинные". Предприятия начали выходить на западные банки и параллельно развивать программы заимствования на фондовом рынке через корпоративные облигации. Например, Трубная металлургическая компания (ТМК) держит основную часть счетов в региональном СКБ-банке, где ей принадлежит контрольный пакет акций. Помимо этого она активно кредитуется в Сбербанке и Внешторгбанке, выпустила несколько траншей облигаций. И этого ей мало. Дмитрий Пумпянский, генеральный директор ТМК, так объяснил потребности группы: "Окупаемость современных инвестиционных проектов в металлургии составляет 4-5 лет. На соответствующий срок металлургам нужны кредитные ресурсы под приемлемый процент. Сегодня российские банки не могут предоставить необходимого финансирования, и мы вынуждены обращаться к услугам иностранцев: такова логика рынка. Полноценно кредитовать крупный бизнес могут только крупные, хорошо капитализированные банки. Ведь для того чтобы, не нарушая нормативов, профинансировать потребности ТМК, имеющей годовой оборот в 1,5 млрд долларов, нужно иметь солидный капитал".

Дорогой малый бизнес

Потерю крупной клиентуры региональные банки перенесли болезненно, но "без летальных исходов". Они быстро переориентировались на другой сектор - малый и средний бизнес. Тем более что большая часть мелких предприятий выбирала в качестве расчетных именно местные учреждения. Поначалу предлагаемые ставки кредитов были просто неподъемны из-за высоких рисков, которые банки закладывали в себестоимость этих продуктов. Рост экономики дал толчок к развитию небольших частных фирм, и у этой категории клиентов выросла потребность в ресурсах. Региональные банки начали внедрять технологии, позволяющие снизить затраты на обслуживание малых предприятий, развивать схемы, удобные для малого бизнеса, в частности лизинговые операции.

Владимир Фролов, председатель совета директоров банка "Северная казна", прокомментировал этот момент следующим образом: "В 2003 году банки переориентировались на работу с малым и средним бизнесом. Но это очень дорогое удовольствие, и здесь успеха достигнут только те банки, которые смогли создать технологии и предложить их клиенту".

На старте кредитного бума

Еще более интересной для банков клиентурой становится население. Надо сказать, что физические лица для местных кредитных организаций в отличие от московских всегда были ближе и нужнее. Именно деньги населения составляли ресурсную базу регионального банковского сектора. В 2000 году местные учреждения держали 33% рынка вкладов, в 2002 - 37%, а в 2003 (за девять месяцев) уже 48,3%. Ставки по вкладам у региональных банков были и остаются выше, чем у московских, от чего, безусловно, выигрывает потребитель. Московские банки, за исключением, конечно, Сбербанка, не стремятся к конкуренции с местными в этом секторе - им такие дорогие ресурсы ни к чему. Поэтому доля филиалов на рынке вкладов всегда составляла около 3%.

Другое дело - активные операции. "Настало время, когда стало выгодно кредитовать физические лица, потому что выросли их доходы и, как следствие, потребности. Как только человек получит кредит, он начнет интересоваться банковской деятельностью, а до этого он будет пассивным потребителем банковских услуг", - считает Евгений Болотин, заместитель председателя Уральского банковского союза. Предвидя развитие конкуренции в этом сегменте рынка, региональные банки еще в начале 2002 года начали вовлекать население в финансовый оборот. Для этого они создают продукты на грани окупаемости, но так необходимые обычному человеку - проведение расчетов за коммунальные услуги, связь как в стационарной сети, так и через банкоматы. Безусловно, это операции очень дорогие. Чтобы как-то минимизировать потери, банки вкладываются в новые технологии, позволяющие снизить затраты на обслуживание в будущем, - растет число банкоматов, через которые можно провести расчетные операции, развиваются системы удаленного доступа - интернет-банк, клиент-банк.

Меняется и позиционирование банков на рынке: многие переходят от универсальности к специализации. Например, банк "Драгоценности Урала" начал преподносить себя как "семейный банк". Банк "24.ру", открывший первый в области "ночной" офис для населения, вышел на рынок с имиджем круглосуточного банка для деловых людей.

И все это для того, чтобы в конечном итоге быть готовым к массовому спросу на кредиты со стороны физических лиц.

Первые попытки понять уровень спроса банки начали делать примерно в середине 2002 года. Тон в этом процессе задают московские банки, специализирующиеся на ритейле, - "Первое О.В.К.", "Русский Стандарт". Они приносят на рынок свою технологию - создание кредитных продуктов совместно с торговыми фирмами. Однако региональные банки пока не пытаются ее копировать, предпочитая создавать свои продукты. В основном развитие идет в двух направлениях - автокредитование и краткосрочное кредитование владельцев пластиковых карт в рамках зарплатных проектов (офердрафт). В результате за 9 месяцев 2003 года объемы потребительского кредитования в области выросли в 2 раза и составили 5,9 млрд рублей.

"На самом деле это только первая ласточка, - считает Сергей Лапшин, председатель совета директоров банка "24.ру", - постоянно и активно банковскими услугами в России пользуется несколько процентов населения, тогда как в странах западной Европы банковским сектором охвачено 90%. Но потенциал у нас огромный. Опыт других стран показывает, что как только инфляция опускается ниже 10%, наступает бум потребительского кредитования. Я думаю, что это произойдет и у нас уже в 2004 году".

Новой виток конкуренции ожидается в связи с развитием ритейловых программ универсальными федеральными банками. Пока им просто не до того: напуганные перспективами вступления России в ВТО столичные структуры спешно заняты формированием филиальной сети. Но то, что столичные банки будут заниматься в регионах кредитованием населения, сомнений не вызывает. Это дело времени.

Равные и далекие

Безусловно, на такое состояние рынка банковских услуг в Свердловской области оказала влияние позиция местных властей. ГУ ЦБ РФ по Свердловской области долгое время жестко ставило вопрос об укреплении банковской системы области и как могло тормозило движение "варягов" в регион.

Мнение же областных властей было крайне непоследовательным и менялось в зависимости от ситуации на рынке. Где-то в 1995-1996 годах правительство области открыто провозгласило курс на сотрудничество с московскими банками. В филиалы переводились бюджетные счета, с ними обсуждались инвестиционные программы. Кризис 1998 года заставил чиновников вздрогнуть. Когда один за другим начали "сыпаться" банки федерального значения, правительство повернулось лицом к "своим". В результате такого метания в области так и не вырос крупный региональный банк, который мог бы на равных соперничать со столичными учреждениями.

Областное правительство постепенно успокоилось, вывело свои небольшие доли из уставных региональных банков, оставив их всего в двух организациях - СКБ-банке и Губернском банке. При этом каких либо привилегий по сравнению с другими эти банки не имеют. В банковском сообществе сегодня предпочитают находиться с властью на равном и далеком расстоянии. Банки выходят к власти, как правило, сообща для решения глобальных проблем. Например в 1999 году, еще до принятия аналогичного документа на российском уровне, Уральский банковский союз совместно с Главным управлением Банка России по Свердловской области предложили областному правительству разработать "Стратегию развития банковской системы", где банки и власти попытались бы оценить ситуацию в банковском бизнесе и найти пути решения некоторых проблем на местном уровне. Получилось неплохо, и банки продолжили такую практику.

Правда, власти периодически напоминают банкам, что большое количество банков в области способствует созданию конкурентной среды. Однако в этой ситуации банкам сложнее наращивать капитал и масштабы бизнеса. Единственный выход - укрупняться через различные схемы объединения балансов. Переговоры о покупках между менеджерами ведутся постоянно, однако пока ни одного крупного слияния не получилось. Мешают разные интересы у собственников и большие амбиции у топ-менеджеров.

spravka BO

СПРАВКА «БО»

По данным ГУ ЦБ РФ по Свердловской области, на конец III квартала 2003 года 13 банков области (43,3% от числа кредитных организаций) имели уставный капитал свыше 5 млн евро. Пять банков области входят в рейтинг 200 крупнейших банков России по размеру активов (на 1 июля 2003 года). В различных сегментах рынка региональным банкам составляют конкуренцию 19 филиалов кредитных организаций других территорий, (в основном Москвы) и 42 филиала Сберегательного банка, входящие в структуру Уральского Сбербанка. Общая валюта баланса банковского сектора за девять месяцев 2003 года составляла 147,9 млрд рублей.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ