Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Банкиры о ситуации с кредитованием МСБ
29.04.2013

Банкиры о ситуации с кредитованием МСБ

Объем выданных МСБ кредитов вырастет в 2013 году на 15–20%, уход более 350 тыс. индивидуальных предпринимателей не спровоцирует активизацию конкурентной борьбы банков за оставшихся клиентов — она началась еще, как минимум, год назад. Результаты опроса «Б.О» банков — игроков на рынке кредитования МСБ


В первом квартале 2013 года количество индивидуальных предпринимателей сократилось на 350 тыс. Спровоцирует ли это усиление конкурентной борьбы между банками за оставшихся на рынке клиентов?

Анна Салманова, вице-президент, начальник управления поддержки продаж департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ24

Скорее всего, пострадать может рынок микрофинансирования, специализирующийся на предоставлении микрозаймов предприятиям малого бизнеса с небольшим оборотом, именно они чаще всего и являются ИП. Индивидуальные предприниматели со средним уровнем дохода, уже кредитующиеся в банках, вероятнее всего, больших потерь не понесут.

 

Екатерина Орлова, директор департамента малого бизнеса Банка Москвы

Для банков последствия сокращения таких малых предпринимателей сказывается на уменьшении количества расчетных счетов, объемов (незначительных в абсолютном выражении) депозитов, остатках на расчетных счетах таких клиентов. При кредитовании последствия для банков будут менее ощутимыми, так как рассматриваемая группа предпринимателей при необходимости кредитуется в микрофинансовых организациях или у частных лиц.

 

Анатолий Хвостиков, руководитель дирекции по работе с малым и средним бизнесом Росбанка

Работа банков с малым бизнесом только начинает развиваться. Далеко не все кредитные организации включились в это поле деятельности, также как и не все владельцы малых компаний и ИП пользуются кредитными банковскими услугами. В этой связи тенденция сокращения количества компаний не вызовет ажиотажа на рынке. Малый бизнес характеризуется гибкостью и способностью быстро приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. Действующие клиенты банков, особенно имеющие кредиты, скорее всего, переквалифицируют свой бизнес на другое направление и займут новую нишу, чтобы сохранить компанию и иметь возможности для обслуживания долгов.

 

Ольга Бойчарова, советник председателя правления Мастер-Банка

Нет, не приведет. Предложение по-прежнему превышает спрос. Но, принимая во внимание конъюнктуру рынка, банки будут стремиться разрабатывать наиболее оптимальные предложения для клиентов, с учетом их специфики и потребностей.

Касательно кредитования предприятий МСБ надо отметить, что бизнес не всегда может показать свою прозрачность, и банкам в этом случае сложно оценивать риски. Поэтому банки с осторожностью относятся к таким заемщикам.

Участникам рынка необходимо разработать такую схему, чтобы бизнес МСБ стал более «прозрачен» и понятен для банков.

Выдавая кредиты, банки преследуют две цели: извлечение прибыли и обеспечение возвратности выданных средств.

Действительность такова, что на рынке кредитования предприятий МСБ коммерческие банки всегда будут проигрывать в условиях кредитования государственным банкам. Понимая это, каждый коммерческий банк для привлечения клиентов стремится разработать эксклюзивные условия к уже известным на рынке кредитным продуктам.

Стоит отметить, что сегодня почти любой предприниматель разбирается в различных банковских кредитных продуктах, которые, к сожалению, не всегда адаптированы под тот или иной вид его бизнеса. Необходимо учитывать и тот факт, что основную долю малых предприятий составляет розничная торговля.

 

Оксана Леонова, директор департамента кредитных продуктов Бинбанка

На мой взгляд, произойдет некое «перетекание» компаний из одной сферы деятельности в другую. То, что какие-то из них закрываются, еще не означает, что на их месте не появятся новые. При этом, если у клиента имеется опыт ведения собственного бизнеса, то он, вероятнее всего, не уйдет с рынка, а просто сменит сферу деятельности. В данном случае банкам останется только подстроиться под сложившуюся ситуацию на рынке.

 

Дмитрий Скоркин, директор департамента кредитования Московского филиала Смоленского Банка

В условиях сокращающегося рынка такие схватки за оставшуюся долю рынка происходят всегда, поэтому уже сейчас можно отметить, что многие банки вступили в эту борьбу. Тот же Сбербанк, который всегда предъявлял максимально жесткие требования к самим клиентам, ослабил свою хватку и стал более лояльным при подходе к оценке финансового положения и выбора своих клиентов, что, безусловно, положительно сказалось на его портфеле. Это один из примеров, когда очень крупный банк в условиях нынешнего рынка начал предпринимать беспрецедентные меры.

 

Николай Пилецкий, руководитель департамента продаж малого бизнеса Транскапиталбанка

Думаю, что нет, в основном это клиенты микрофинансовых организаций, чей доход серьезно пострадал от повышения налогового бремени, остальные из-за недоверия к политике властей ушли в тень либо перешли из ИП на другую форму собственности — ООО.

 

Сергей Борисов, вице-президент по развитию малого бизнеса Сбербанка России

Изменения в законодательстве в части увеличения размера страховых взносов касаются наших клиентов в сегменте «микробизнес». Основным кредитным продуктом, является беззалоговый кредит «Доверие». На настоящий момент по данному кредиту спрос со стороны ИП сохранился в прежнем объеме. Во-вторых, конкуренция — величина постоянная, и банки стремятся совершенствовать линейку кредитных продуктов, либерализуя условия кредитования, создавая специализированные программы для лояльных клиентов и т.п. Например, в 2012 и 2013 годах мы начали выдавать кредиты на старт бизнеса; предложили проектное финансирование; сократили сроки выдачи кредита; увеличили максимальный срок кредита по многим кредитным программам; создали специализированные программы для лояльных заемщиков и др.

 

По состоянию на апрель 2013 года спрос на кредиты со стороны МСБ превышает предложение банков или, наоборот, «продавцов» больше, чем «покупателей»?

 

Анна Салманова, вице-президент, начальник управления поддержки продаж департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ24

Полностью удовлетворить спрос на кредиты МСБ трудно. Важно сохранить баланс между требованиями, предъявляемыми банками к заемщикам, и возможностями, которыми располагает малый бизнес. Отсутствие прозрачной отчетности, качественного залогового обеспечения, слабая общая ресурсная база ведут к отказам по кредитованию.

 

Екатерина Орлова, директор департамента малого бизнеса Банка Москвы

Спрос на кредиты со стороны МСБ пока выше предложений банков. Но при этом количество потенциальных заемщиков, удовлетворяющих требованиям банков, не столь велико, в связи с этим банки ведут между собой конкурентную борьбу за «качественных» клиентов.

 

Анатолий Хвостиков, руководитель дирекции по работе с малым и средним бизнесом Росбанка

Безусловно, потребности МСБ в банковских услугах гораздо шире и разнообразнее, чем ассортимент предложений, который сейчас предоставляют банки, однако в последние 2–3 года ситуация начала интенсивными темпами меняться. Ряд банков рынка серьезно включился в работу с компаниями МСБ и стал разрабатывать специализированные продукты. Росбанк сделал ставку на этот клиентский сегмент еще в 2005 году. На сегодняшний день мы продолжаем активно работать с МСБ, постоянно дополняя наше предложение новыми продуктами и услугами, востребованными небольшими компаниями.

 

Оксана Леонова, директор департамента кредитных продуктов Бинбанка

В настоящее время на рынке банковских услуг для юридических лиц наблюдается здоровая рыночная конкуренция, каждый банк ищет ту нишу, в которой ему удобно и понятно работать. Кто-то делает упор на кредитование крупных клиентов, кто-то — на кредитование малого и среднего бизнеса. При этом есть банки, принявшие решение сократить объемы кредитования малого бизнеса и увеличить объемы розничных кредитов. Поэтому можно сказать, что на рынке действует всем известный закон спроса и предложения.

 

Дмитрий Скоркин, директор департамента кредитования Московского филиала Смоленского Банка

Складывается парадоксальная ситуация. Предприятия МСБ, как правило, всегда испытывают недостаток в денежных средствах, а банки необходимость в размещении этих средств. Совместить эти интересы сложно, потому что банки предъявляют жесткие условия по кредитованию. С другой стороны, возможность для кредитования активно ищут клиенты. И нельзя сказать, что сейчас наблюдается перекос в ту или иную сторону, это не что иное, как борьба за рынок.

 

Николай Пилецкий, руководитель департамента продаж малого бизнеса Транскапиталбанка

По нашему мнению предложение многократно превышает спрос и в качестве лидеров продаж продолжают выступать государственные банки.

 

Сергей Борисов, вице-президент по развитию малого бизнеса Сбербанка России

В настоящий момент спрос и предложение сбалансированы, и отвечают тем макроэкономическим условиям, которые сложились в стране. Количество предпринимателей, готовых к высокой степени открытости своего бизнеса для банковского кредитования, на российском рынке всегда было ограничено. Следовательно, мы отмечаем некоторое замедление темпов роста спроса на кредитование МСБ. Вместе с тем банки продолжают совершенствовать систему кредитования как за счет повышения качества сервиса, так и управления риск-менеджментом в этом сегменте, что приводит к либерализации, упрощению и ускорению кредитных процессов для малых компаний. Хотя меня несколько тревожит падение предпринимательской активности населения.

 

В начале марта 2013 года Сбербанк объявил о «пакете» мер, направленных на повышение привлекательности различных «продуктов» и услуг для МСБ (например, отмена комиссии за выдачу кредита). Ваш банк планирует аналогичные мероприятия?

 

Анна Салманова, вице-президент, начальник управления поддержки продаж департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ24

Самые важные для клиентов параметры — скорость принятия кредитных решений, ставка и объем пакета документов. Понимая эти потребности, мы предлагаем экспресс-продукты. Для владельцев бизнеса предлагаем кредитный продукт «Коммерсант», а во втором квартале 2012 года ВТБ24 тиражировал в сеть — «Бизнес-экспресс». За восемь месяцев 2012 года (с начала тиража продукта) было выдано кредитов на сумму 28 млрд рублей, каждый месяц выдаем более двух тыс. кредитов по этой программе. В целом кредитный портфель экспресс-продуктов для МСБ за 2012 год вырос в 2 раза и его объем превысил 80 млрд рублей.

 

Екатерина Орлова, директор департамента малого бизнеса Банка Москвы

В 2012 году мы осуществили перезапуск своей работы с клиентами малого бизнеса. Этот сегмент выделен в отдельную вертикаль — в головном офисе банка создан департамент малого бизнеса, в регионах — подразделения; запущена новая программа кредитования и линейка из 7 кредитных продуктов. В марте 2013 года запущен восьмой кредитный продукт. В апреле рынку будет предложен усовершенствованный кредит для участия в электронном аукционе (ЕЭТП). Планируется введение более лояльных условий по залоговому обеспечению, увеличение сроков кредитования до 7 лет.

 

Николай Пилецкий, руководитель департамента продаж малого бизнеса Транскапиталбанка

В нашем банке уже давно отменены все комиссии для МСБ. В 2013 году мы планируем значительно сократить сроки рассмотрения заявок и их трудозатратность для клиента, сделать получение кредита легким и удобным.

 

Дмитрий Скоркин, директор департамента кредитования Московского филиала Смоленского Банка

Мы стремимся быть лояльными по отношению к программам кредитования МСБ, но другим путем. У большинства предприятий МСБ существуют проблемы с обеспечением кредита — это недостаточность активов, которые можно было бы использовать как залог. Мы стремимся структурировать свои кредитные продукты и оценивать сделки таким образом, чтобы мы могли обращать внимание на залоги в последнюю очередь.

 

Оксана Леонова, директор департамента кредитных продуктов Бинбанка

Мы не перестаем совершенствовать продукты и услуги для юрлиц и ИП. Не так давно мы запустили специальный кредитный продукт для компаний с ярко выраженной сезонностью в бизнесе. Также сейчас проводится масштабная работа по улучшению сервиса для юрлиц, направленная на сокращение срока открытия расчетного счета и улучшение качества обслуживания клиентов.

 

Анатолий Хвостиков, руководитель дирекции по работе с малым и средним бизнесом Росбанка

Мы исходим несколько из другой стратегии работы с МСБ — не адаптируем корпоративное предложение под компании, а разрабатываем новые продукты и услуги, ориентированные на их потребности. В прошлом году мы запустили лизинг для малых компаний и факторинговые продукты для среднего бизнеса. Также для собственников небольших предприятий и ИП мы ввели новый кредитный продукт «Профессионал», позволяющий бизнесмену получить деньги в качестве частного лица. Таким образом можно в течение 1-2 дней оформить кредит до 1,5 млн рублей без залога.

 

По итогам 2013 года темпы роста кредитного портфеля МСБ в целом по банковскому сектору по сравнению с 2012 годом вырастут или снизятся?

 

Сергей Борисов, вице-президент по развитию малого бизнеса Сбербанка России

Портфель кредитов МСБ в 2013 году продолжит расти и по предварительным оценкам сохранит текущие темпы роста в 15–18% в годовом выражении. При этом основным драйвером роста будет являться увеличение доступности финансовых ресурсов, предлагаемых основными игроками рынка кредитования. Речь, прежде всего, о либерализации условий кредитных продуктов, требований к заемщикам и процентных ставок по кредитам.

 

Анна Салманова, вице-президент, начальник управления поддержки продаж департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ24

К концу 2013 года ожидается рост рынка кредитования малого бизнеса, но он будет небольшим, скорее всего, не превысит 15%. Что касается ВТБ24, то рост портфеля МСБ банка в 2012 году вдвое превысил рост рынка. В 2013 году планируем наращивать портфель не менее агрессивными темпами.

 

Екатерина Орлова, директор департамента малого бизнеса Банка Москвы

 

Рост кредитного портфеля МСБ в 2013 году не будет значительно отличаться от прошедшего года и составит 18–19%.

 

Анатолий Хвостиков, руководитель дирекции по работе с малым и средним бизнесом Росбанка

Прогнозируем прирост рынка кредитования МСБ в диапазоне 18–20% по итогам года. При условии отсутствия резких негативных колебаний рыночной конъюнктуры. 

 

Ольга Бойчарова, советник председателя правления Мастер-Банка

Возможно, будет незначительный рост. Но надо понимать, что в данный момент макроэкономическая ситуация нестабильна и она существенным образом оказывает влияние на бизнес-группы, например, нестабильностью поставок, отсутствием спроса, неплатежами клиентов и т.п.

 

Оксана Леонова, директор департамента кредитных продуктов Бинбанка

На мой взгляд, в 2013 году кредитный портфель МСБ в целом по банковскому сектору по сравнению с 2012 годом вырастет на 20–25%.

 

Дмитрий Скоркин, директор департамента кредитования Московского филиала Смоленского Банка

Ожидаем, что темпы вырастут. Мы всегда стараемся идти с опережением, поэтому для себя запланировали на 2013 год рост кредитного портфеля МСБ в размере примерно 30%. Конечно, это оптимистичный прогноз: на деле рост рынка, скорее всего, составит 15–20%. Время покажет.

 

Николай Пилецкий, руководитель департамента продаж малого бизнеса Транскапиталбанка

Думаю, что сократятся. В экономике отсутствуют фундаментальные причины для качественного роста, а на данном этапе развития рынок уже перенасыщен.

 






Новости Новости Релизы