Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Расходы банков на рекламу растут не по дням, а по часам. Поговорка «скупой платит дважды» все чаще становится для финансово-кредитных структур горькой истиной: сэкономишь на количестве и качестве рекламы —не досчитаешься новых клиентов или лишишься уже имеющихся. Однако чем больше денег тратят банки на рекламу, тем более острыми становятся вопросы: не уходят ли выделенные средства в песок и не работает ли банк-рекламодатель в лучшем случае на повышение финансовой грамотности населения, а в худшем — на своих непосредственных конкурентов? От такой «филантропии поневоле» не застрахован никто,но заниматься ею в ситуации, когда «неподеленных» клиентов остается все меньше, не только невыгодно, но и опасно.
Проблема эффективности рекламы, конечно, возникла перед банками отнюдь не в 2007 году. В той или иной форме она существовала всегда: даже в те давние-давние времена, когда на российском рынке в качестве рекламодателей выступали только Инкомбанк, СБС-Агро или незабвенный банк «Империал» и когда речь шла не столько о «продвижении» конкретных продуктов и услуг, сколько о повышении узнаваемости банка-рекламодателя. Но тогда никто еще всерьез не подсчитывал, во что обходится банку каждый новый клиент, привлеченный с помощью телевизионного ролика или печатного рекламного сообщения. И уж тем более, как подчеркивают эксперты маркетинговых и рекламных агентств, никто скрупулезно не отслеживал рекламную деятельность конкурентов. Наиболее продвинутые банки, по словам специалиста, начали заниматься этим только в последние два-три года, а подавляющее большинство финансовых структур не утруждало себя подобным мониторингом буквально до последнего момента. Зачем им было тратить время — места на рынке еще недавно хватало всем, и проблема завоевания симпатий клиентов не слишком волновала банкиров.
Случай пока не частый: банкам приходится «на пальцах» объяснять процесс своего слияния
Как известно, рано или поздно приходится платить за все, в том числе и за длительное отсутствие интереса к проблеме эффективности своей и чужой рекламы. Для банков «момент истины» наступил в 2007 году: как подчеркивают специалисты, именно сейчас перед банками в полный рост встал вопрос, выполняют ли рекламные кампании свои задачи, и если да, то насколько успешно. Немаловажную роль при этом, как легко догадаться, сыграла резко обострившаяся конкуренция на рынке финансовых услуг.
«Раньше кредитный портфель банков рос в основном за счет того, что спрос значительно превышал предложение, а не потому, что банки предпринимали исключительно оригинальные маркетинговые ходы. Клиентов хватало всем. Такая расстановка сил и сегодня сохраняется в некоторых регионах, однако в мегаполисах требуются совершенно другие акценты в маркетинговой политике. Банки вынуждены позиционировать свои предложения как лучшие по отношению к своим конкурентам и заниматься переманиванием потребителей друг у друга. Как следствие, им приходится уделять огромное внимание повышению уровня лояльности имеющихся клиентов», — говорит руководитель проектов банковского маркетинга и связей с общественностью агентства «ИМА-консалтинг» Дмитрий Афонин.
И повышение лояльности, и привлечение новых клиентов требует немалых средств, поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что расходы банков на рекламу росли и в 2006 году, и на протяжении всего 2007 года. По данным агентства «ИМА-консалтинг», если в 2005 году средний рекламный бюджет одного банка, входящего в топ-20 по величине уставного капитала, составлял 195 млн рублей, то в 2006 году он вырос до 243 млн рублей. По словам специалистов рекламных и маркетинговых агентств, можно ожидать, что в 2007 году прирост рекламного бюджета банка из топ-20 составит порядка 300–320 млн рублей, а в 2008 году «средняя температура по больнице» еще возрастет. И потому, что банкам придется больше платить за «наружку» и телевидение (в связи с тем, что планируются серьезные сокращения допустимых объемов наружной и телевизионной рекламы). И потому, что времена, когда рекламные кампании делались, по словам экспертов, «на коленке», по принципу «а не продвинуть ли нам такой-то продукт», безвозвратно прошли.
«Иностранные банки поняли это давно, у них есть отработанные рекламные технологии и опыт, который они приобрели на других рынках, поэтому они действуют в этих вопросах системно. В то же время российским финансовым структурам, долгое время не понимавшим, что рекламные кампании должны разрабатывать профессионалы, приходится привыкать к новым условиям и новым правилам игры», — говорит управляющий директор коммуникационной группы «Модус» Иван Синицын.
По мнению экспертов, ситуацию осложняет то, что привыкать к этой принципиально новой обстановке на рынке российским банкам приходится не просто быстро, а очень быстро. Можно сказать, перестраиваясь на марше. Что и неудивительно, если учесть, что в последние несколько месяцев в затылок им начали дышать не только «дочки» иностранных финансовых групп, но и такие «родные» и хорошо знакомые финансовые организации, как Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк.
Изменение рекламного поведения госбанков, по мнению большинства экспертов, смело можно назвать одним из главных итогов 2007 года. Действительно, еще два-три года назад финансово-кредитные структуры с госучастием буквально «лежали в анабиозе» и не проявляли сколько-нибудь заметной активности на рекламных полях. Исключение из этого правила составляла только группа ВТБ, вернее, только ее розничная «дочка» в лице ВТБ 24, охотно размещавшая информацию о своих продуктах и услугах на рекламных стендах, в печатных СМИ и на телевидении.
Сбербанк рекламирует всю «линейку» — от ипотеки до денежных переводов
По мнению начальника управления внешних связей банка «Финсервис» Вячеслава Хабибова, объяснялось это тем, что ВТБ, в отличие от Сбербанка, всегда позиционировал себя как обычный коммерческий банк, играющий на общих условиях. «И для ВТБ, в отличие от Сбербанка, всегда была характерна агрессивная политика на рекламном рынке», — считает специалист.
Однако активность ВТБ была заметной лишь на фоне полной рекламной пассивности двух его соседей по рейтингам и собратьев по «принадлежности» — Сбербанка и Газпромбанка. Первый, по мнению экспертов, долгое время был уверен в том, что ни в каких маркетинговых ухищрениях для продвижения своего брэнда не нуждается. Второй постоянно подчеркивал свою «корпоративность», и только недавно стал делать шаги в сторону позиционирования себя в качестве универсального банка. Как результат, и та, и другая структура ограничивали свою рекламную деятельность распространением печатных брошюрок в точках продаж, размещением рекламных картинок в окнах офисов или оплатой немногочисленных «наружек» на улицах российских городов. Теперь рекламные стенды Сбербанка украшают собой не только магистрали столицы, но и стены зданий в центре Москвы, и уже мало кого удивляет появление на телевидении рекламных роликов, повествующих о преимуществах автокредитов «Сбера».
«Если говорить о Сбербанке, то ситуация здесь сильно изменилась: этот банк, который раньше был монополистом на рынке обслуживания физических лиц, теперь должен бороться за удержание своих клиентов и привлечение новых, — говорит Вячеслав Хабибов («Финсервис»). — Дело в том, что на рынке к настоящему моменту появилось много банков, которым россияне доверяют ничуть не меньше, чем Сбербанку». К их числу, как подчеркивают специалисты, прежде всего, относятся «дочки» крупнейших иностранных финансово-кредитных групп: их брэнды являются не менее известными, чем брэнд Сбербанка, а доверие ко всему «заграничному» в России пока находится на достаточно высоком уровне.
«В этой ситуации Сбербанк вынужден более активно продвигать свои продукты», — резюмирует начальник управления внешних связей банка «Финсервис». А Иван Синицын из КГ «Модус» не исключает того, что подтолкнуть Сбербанк к более активному рекламному позиционированию могли такие факторы, как проведение «народного IPO» в начале 2007 года. «Банки, вышедшие на фондовый рынок, должны создавать условия для повышения цен на свои акции; имидж и его продвижение играют не последнюю роль в решении этой задачи. Так что, на мой взгляд, закономерно, что и Сбербанк, и ВТБ стали достаточно активно «продвигать» как свои продукты, так и собственные корпоративные брэнды», — подчеркивает эксперт.
С мнениями Вячеслава Хабибова («Финсервис») и Ивана Синицына (КГ «Модус») согласна и креативный директор группы компаний «Ньютон» Татьяна Хижнякова. По ее словам, увеличение рекламной активности — это ответ на вызов времени. «У госбанков десятилетиями складывался образ неодушевленных и закрытых компаний. Теперь этот образ морально устарел. Современное поколение выбирает доступность, прозрачность, эмоциональность, и госбанки стремятся отвечать ценностям потребителей, понравиться конкретному клиенту», — подчеркивает эксперт.
Впрочем, на рынке есть специалисты, которые считают, что госбанки не то чтобы стали активнее на «рекламном поприще» — они просто задавали тон и ритм всему рекламному процессу и поэтому являлись более заметными, чем розничные финансовые структуры. Такой точки зрения придерживается генеральный директор консалтинговой компании «Дымшиц и партнеры» Михаил Дымшиц. При этом эксперт уверен в том, что тот же Сбербанк способен рекламировать себя намного успешнее, чем большинство ныне действующих коммерческих банков. «У «Сбера» накоплен огромный опыт в деле продвижения своих продуктов и услуг, опыт, насчитывающий несколько десятилетий. Его рекламные акции в свое время были куда более продуманными и эффективными, чем аналогичные акции банков, появившихся уже после 1991 года», — полагает специалист. Так что российским коммерческим банкам в любом случае есть о чем задуматься.
Кредит малому бизнесу — теперь и этот продукт продвигают с помощью «наружки»
Но возросшая рекламная активность госбанков — не единственный вызов, который волнует сейчас участников банковского рынка. Перед любой структурой, независимо от ее национального происхождения и формы собственности, неизбежно встает целый ряд вопросов, и первый из них — какие продукты в нынешней ситуации являются наиболее «рекламоемкими». Раньше в число бесспорных фаворитов попадали потребкредиты и — в последние год-два — автокредиты. Изменился ли этот перечень «лучших из лучших» в 2007 году?
И да, и нет, говорят эксперты. По мнению Ивана Синицына (КГ «Модус»), в этом году настоящий «рывок» сделала ипотечная реклама, причем кризис рынка subprime в США не остудил рекламный пыл банков, а, скорее, напротив, подхлестнул его. Второй, не столь заметной, но не менее примечательной тенденцией стало появление рекламы об узкоспециализированных и совсем не народных продуктах — услугах кредитования для малого и среднего бизнеса, факторинге, международном финансировании и т.д.
В то же время, по словам Татьяны Хижняковой (ГК «Ньютон»), в 2007 году рекламновостребованными остались потребкредиты и автокредитование. «То, что банки продвигают именно эти продукты, вполне объяснимо: мы размашистым шагом вступили в общество потребления — востребовано то, что делает жизнь удобной и приятной. Услуги кредитования как раз отвечают нашим потребностям», — подчеркивает специалист.
«На мой взгляд, в целом для этого года характерно то, что банки стали реализовывать серийные рекламные кампании, рассчитанные на длительный период: теперь крупнейшие участники рынка стремятся привлечь внимание клиентов не к отдельным продуктам, а ко всей своей продуктовой линейке. Эпоха разовых сезонных «рекламных акций» постепенно заканчивается, ей на смену приходят качественно спланированные, интегрированные коммуникационные кампании», — резюмирует Иван Синицын (КГ «Модус»).
Иногда реклама банков бывает настолько креативной, что «посыл» сразу трудно понять
Если говорить о способах размещения рекламы, то здесь, по мнению экспертов, также налицо перемены — пусть не радикальные, но заметные. Вячеслав Хабибов («Финсервис») обращает внимание на возросшую роль наружной рекламы при продвижении финансовых продуктов и услуг. «В 2007 году телевидение, радио, СМИ, на мой взгляд, отошли на второй план. Причины тут разные: что касается телевидения, то его привлекательность в качестве «носителя» уменьшилась потому, что в последние два года существенно повысились расценки на эфирное время. Если же говорить о радио и печатных СМИ, то они уступают «наружке» по критерию «охвата потребителя», — полагает эксперт. С Вячеславом Хабибовым согласна и руководитель исследовательских проектов агентства BrandLab Елена Балашова. «Если все-таки попытаться выделить какое-то одно наиболее предпочитаемое банками средство продвижения, то на сегодняшний день это наружная реклама (с учетом метро), затем печатные СМИ, радио и ТВ. Этот порядок напрямую определяется стоимостью (производства и размещения рекламы) и достижимостью целевой аудитории», — считает аналитик.
Стандартные подходы и каналы продвижения рекламы, конечно, хороши, но, как отмечает Татьяна Хижнякова (ГК «Ньютон»), к «джентльменскому набору» — «наружке», СМИ, телевидению и радио — банки все чаще стали прибавлять необычные маркетинговые ходы. «В 2007 году практически все банки стали думать масштабно, системно и использовать интегрированные маркетинговые коммуникации. Так или иначе, они попробовали на зуб нестандартные каналы коммуникации с потребителем — BTL. И в результате этого получили неплохие показатели по узнаваемости брэнда и приросту продаж», — считает Татьяна Хижнякова.
«Перечень инструментов продвижения банковских услуг «разбухает» год от года в связи с резким обострением конкуренции, — отмечает Дмитрий Афонин («ИМА-консалтинг»). — В ход идут средства, о которых раньше говорилось только в шутку. Отделения Сбербанка развешивают обычные черно-белые объявления о кредитах на рекламных досках у подъездов жилых домов». Альфа-Банк, который всегда славился своими нестандартными шагами в сфере рекламы, отправился за новыми клиентами на корпоративные блоги. А Импэксбанк, чей брэнд в недалеком будущем должен полностью уйти с российского банковского рынка (он будет заменен на брэнд Райффайзенбанка), решил разместить рекламу нецелевого потребительского кредита на ручках «заправочных пистолетов» на бензозаправках.
Импэксбанк решил искать покупателей «Народного кредита» на автозаправках
Но и выбор продукта, и определение способа продвижения еще не гарантирует успеха. По словам специалистов, банк вряд ли может рассчитывать на высокий уровень эффективности рекламы в случае, если образы, используемые в «наружке», ролике или печатных макетах, не находят отклика у потенциальных потребителей. Ситуация осложняется тем, что, выбирая эти образы, банки оказываются между двух огней: с одной стороны, они зачастую стремятся предложить рынку что-нибудь принципиально новое (и тем самым выделиться среди своих конкурентов), с другой — будучи по природе консервативными структурами, они боятся креатива «на грани фола».
«В целом это можно сформулировать так: банки стараются не экспериментировать с креативом: цена вопроса слишком высока, и здесь либо пан, либо пропал, — говорит Татьяна Хижнякова (ГК «Ньютон»). «Большинство банков демонстрируют довольно разумный подход: обращаются к универсальным ценностям и используют стандартный набор радостных персонажей, получающих очередную дозу счастья от приобретения очередной квартиры в ипотеку. Как ни странно, своим выбором рекламных образов и аллегорий финансовые институты активно опровергают утверждение о том, что не все в жизни можно купить за деньги — любовь, семейное счастье, талант. Причем не только купить, но и взять в кредит», — говорит специалист.
Времена, когда рекламные кампании делались, по словам экспертов, «на коленке», по принципу «а не продвинуть ли нам такой-то продукт», безвозвратно прошли.
Кроме стандартных «человеческих» персонажей — улыбающихся мужей, жен, дочек и сыновей — довольно высокой популярностью среди банков-рекламодателей продолжают пользоваться образы братьев наших меньших. Складывается впечатление, что дело Импэксбанка, запустившего некоторое время назад «животные» ролики под броскими заголовками «понятно даже ежу», «догонит даже черепаха» и «жаба будет рада», живет и побеждает. Примеру «Импэкса» не так давно решил последовать Банк Москвы. Теперь его продукты и на экранах телевизора, и на биллбордах «продвигают» хомяки, бобры и зайцы. А эксперты уже говорят о том, что эта акция, несмотря на неоднозначное отношение к ней, может стать самой запоминающейся рекламной кампанией 2007 года.
В то же время, по мнению Елены Балашовой (BrandLab), использование образов и аллегорий в банковской рекламе далеко не всегда оказывается успешным с точки зрения повышения эффективности рекламных сообщений. «Видимо, на данный момент наиболее действенным инструментом по привлечению клиентов является демонстрация «рациональных» выгод, а не воздействие на «эмоциональном» уровне», — считает эксперт. Другие наблюдатели разделяют это мнение. «Люди сейчас при выборе «продукта» интересуются не столько «задействованными» образами и названием банка-рекламодателя, сколько условиями предоставления услуги. Представим себе такую картину: человек видит три «наружки», на двух из которых указаны ставки по кредитам или вкладам, а на одной написано только название банка и название продукта. Понятно, что за дальнейшими разъяснениями человек, скорее всего, обратится в первые два банка и только затем позвонит в третий — и то, если у него хватит для этого времени и сил», — подчеркивает Вячеслав Хабибов («Финсервис»).
На фоне запуска первых полисов долевого страхования жизни, которое по текущим оценкам остается довольно консервативным для клиентов, интересно рассмотреть использование международного долевого страхования жизни (МДСЖ) и оценить возможности этого продукта для резидентов РФ. В текущих экономических условиях этот инструмент может стать одним из наиболее эффективных в задаче накопления и приумножения капитала
Одним из этапов развития любой компании является привлечение внешнего финансирования. Поскольку банковское кредитование зачастую не соответствует ожиданиям руководителей бизнеса (в том числе по размеру кредита или процентной ставки), широкое распространение получили альтернативные инструменты
Одним из этапов развития любой компании является привлечение внешнего финансирования. Поскольку банковское кредитование зачастую не соответствует ожиданиям руководителей бизнеса (в том числе по размеру кредита или процентной ставки), широкое распространение получили альтернативные инструменты