Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • «БО» «поюзал» банковские сайты
01.08.2007

«БО» «поюзал» банковские сайты

Недельная аудитория постоянных пользователей русскоязычного сегмента Интернета в текущем году превысила уровень в 10 млн человек — такой значительной аудиторией банки пренебрегать не могут. Каждый уважающий себя банк имеет представительство в пространстве Интернета — фирменный сайт. «БО» поставил целью оценить usability,то есть удобство пользования сайтом для целевого посетителя, крупного «федерального», крупного региональногои крупного «иностранного» банка. Корреспондент «БО», не специализирующийся на банковской тематике, зато профи в интернете, получил задание оценить удобство поиска на сайте информации о потребкредите, кредитной карте, паях ПИФов, вкладах и ипотеке. В целом автор оценил качество банковских интернет-площадок достаточно высоко, но отметил, что иногда банки заставляют своих клиентов идти к цели слишком долгим путем.


Первое впечатление: Дизайн сайта производит неоднозначное впечатление: на первый взгляд создается ощущение кустарности и мешанины, и лишь приглядевшись повнимательнее понимаешь, что количество текстовых стилей и их модификаций превышено незначительно. В остальном же претензий к дизайну нет: все смысловые акценты расставлены удачно, важные элементы превосходно читаются.

На каждой странице сайта пользователь видит прямые ссылки на страницы со всей важной информацией, которая может ему понадобиться для принятия решения — видна качественная работа проектировщиков.

Наиболее посещаемые разделы:

У ВТБ-24 — раздел «Кредиты» (в порядке убывания — подразделы «Потребительские кредиты», «Автокредиты», «Ипотечное кредитование»). В сумме — посещаемость раздела составляет около 15% от посещаемости сайта (около 700 человек в день, или около 21700 в месяц — по экспертным оценкам).

Также очень популярен раздел «Кредитный калькулятор» — около 3700 посетителей страницы за месяц.

На сайте Райффайзенбанка статистика закрыта. Счетчик Рамблер Топ-100 указывает, что сайт Райффайзенбанка посещает около 400000 посетителей в месяц, он занимает место в тройке самых популярных сайтов раздела «Банки» счетчика Рамблер Топ-100.

У Банка24.ру самые популярные разделы — «Интернет-банкинг», «Перевод через Вестерн Юнион», «Вклады», «Кредиты». Их посещаемость в сравнении с предыдущими сайтами очень низка — внутри разделов 3—5 человек в день. Возможно, это связано с тем, что банк региональный, а в регионах Интернетом пользуется не так много людей, как в столицах.

Источник: компания ARTtech

Впрочем, есть и некоторые неудобства: для перехода в новый тематический/продуктовый раздел клиенту надо сделать один лишний переход на главную страницу — главное меню по продуктам банка доступно почти исключительно только с нее (исключения из этого правила логике не поддаются).

Потребительские кредиты

Найти кредиты на сайте оказалось несложно — ссылка на раздел вполне заметна невооруженному глазу на главной странице, как и ссылка на подраздел «Потребительские кредиты» на странице второго уровня.

Порадовала и структура текста, содержащего всю необходимую информацию. В заявке не так много полей, чтобы спугнуть посетителя сайта. Однако при заполнении поля «Отделение банка, где вы хотите получить кредит…» в выпадающем списке присутствуют только города, а указать отделение в выбранном городе нет никакой возможности.

Калькулятор по расчету потребительского кредита — как и вообще количество и качество автоматизированных сервисов на сайте ВТБ-24 (предварительные заявки и калькуляторы на все основные виды продуктов) — приятно удивил: все понятно даже человеку, впервые задумавшемуся о возможности взять кредит. Очень удобно структурирована информация, которая может понадобиться потенциальному клиенту банка после принятия решения — на видном месте есть ссылки на страницы «Комплект необходимых документов», «Места предоставления услуг». К сожалению, на этой странице удалось найти только адреса филиалов банка в Санкт-Петербурге.

Кредитные карты

Сервис подбора кредитных карт («Помощь в выборе карты») позволяет получить список из 10–15 видов карт, сделав нужные отметки в четырех полях формы — существенное сужение выбора, экономия времени и усилий. Правда, при выборе нужного типа карты почему-то отсутствует возможность выбрать кредитную карту, предлагается только дебетовая, с овердрафтом или «для Интернета». Пользователь, пришедший на сайт с намерением подобрать себе кредитную карту ВТБ-24, не сможет воспользоваться этим сервисом и, возможно, уйдет на сайты других банков. Лечение: необходимо добавить четвертый тип карт — револьверная кредитная карта.

Вклады

Для раздела о банковских вкладах и сопутствующих услугах выбрано название «Ваши сбережения», мало что говорящее пользователю, что является нарушением главного правила проектирования веб-интерфейсов: «Не заставляйте пользователя думать». Когда же, после раздумий, пользователь попадает в нужный раздел, в расширенном меню раздела справа он наконец видит то, зачем пришел: ссылку на подраздел «Срочные вклады». Следует признать, на странице есть вся информация, включающая размеры процентов по этому типу вкладов и минимального взноса.

Тут же есть и ссылка на Депозитный калькулятор, пользование которым интуитивно понятно и наглядно. Одно «но»: при переходе на страницу калькулятора правое меню с перечнем вкладов заменяется общим продуктовым меню с главной страницы. Чтобы вернуться во вклады, надо снова пройти весь путь по каталогу услуг либо воспользоваться кнопкой браузера (кликнуть «назад»), что при сложной навигации сайта, при технических сбоях, при низкой проходимости сети и пр. приводит к неоднозначным последствиям.

ПИФы

Найти информацию о ПИФах просто: «Инвестиционные услуги» — «Паевые инвестиционные фонды». Однако текст на странице написан языком рекламных банковских буклетов — низкая мотивация, высокая плотность специальных формулировок и штампов — оставляет без ответов множество вопросов. К сожалению, на этой странице нет никакой практически полезной пользователю информации — ни списка доступных ПИФов, ни условий работы с ними через ВТБ-24… в конце довольно длинного текста есть лишь ссылки на другой сайт (брокерский проект ВТБ-24), где расположена нужная информация. Лишь самые дотошные и никуда не спешащие люди продолжат свое путешествие в поисках информации о ПИФах от ВТБ-24. Стоила ли того экономия времени по размещению всей необходимой информации на сайте?

Ипотека и ипотечный калькулятор

Судя по всему, на ипотечные продукты банк делает акцент. Предложение заполнить интернет-заявку на получение кредита находится в основном текстовом блоке на главной странице банка, на той же странице есть и маленький банер, ведущий в раздел ипотечных кредитов. Однако, как уже говорилось выше, графический шум, наблюдаемый на главной странице сайта, не располагает к прочтению текстов на ней, а банер находится ниже уровня скроллинга — чтобы увидеть его, нужно «прокрутить» сайт вниз, что делает далеко не каждый пользователь.

Текст на ипотечной странице болен теми же болезнями, что и на странице ПИФов: его безболезненно можно было бы сократить вдвое.

Впрочем, есть ссылки на важную пользователю информацию: ставки и тарифы, предварительная ипотечная анкета, заявка на ипотечный кредит, а также возможность доступа к калькуляторам по нескольким разновидностям продукта — «Ипотечный кредит», «Нецелевой ипотечный кредит», «Улучшение жилищных условий», «Рефинансирование ипотеки».

Но расчет условий ипотечного кредита возможен только исходя из одного, а не нескольких базовых параметров. Из-за этого упущения пользователь сталкивается с массой вопросов. Например, вводим минимальный доход семьи из двух человек 1500 долларов. Получается, что максимальная сумма кредита при сроке в 10 лет равна 55 582 доллара и такая же цифра выставляется и в стоимости квартиры. Почему? Может быть, банк полагает, что человек, рассчитывающий кредит исходя из дохода, не имеет никаких средств для первоначального взноса на квартиру? Но если это так, то у него мало шансов взять ипотечный кредит в ВТБ-24. При расчете по сумме кредита та же ситуация: первоначальный взнос равен нулю. А при попытке расчета по первоначальному платежу программа вообще дает сбой. Единственный путь для того, кто знает свой доход, а также размер первоначального платежа и примерную стоимость желаемой квартиры, — это, как ни странно, расчет именно по ежемесячному платежу. Клиент получит информацию о максимальной сумме кредита, о доходе и о проценте по кредиту — все, что нужно для предварительного принятия решения.

Резюме: В общем и целом сайт ВТБ-24 — добротный, хорошо продуманный проект. Однако масса мелких недоделок и проблем с контентом может существенно осложнить жизнь пользователю, который решил воспользоваться интернет-представительством банка для принятия решения о сотрудничестве с ним. Обычно пользователи такого не прощают.

Первое впечатление: Графическая концепция сайта вполне современна: легкие шрифты и стили, бесспорное цветовое решение — красный, серый, голубой. Однако все элементы дизайна, мелкие и легкие, примерно равнозначны по исполнению, поэтому глазу не за что зацепиться. В верхнем левом углу, читающемся прежде всего и поэтому, традиционно предназначенном для логотипа, находятся курсы валют. Неужели, по мнению банка, они важнее?

Под валютным блоком три ссылки главного меню — «Банк сегодня», «Пресс-центр банка» и «Качество обслуживания банка». Может быть, сайт предназначен для журналистов?

Как бы то ни было, ссылки на страницы с информацией для потенциальных клиентов банка, которые пришли на сайт с конкретными целями, находятся лишь в третьем слева-сверху блоке страницы и никак не выделены графически.

Потребительские кредиты

На странице «Кредиты» — ссылки на четыре кредитных продукта банка под общим заголовком «Потребительские нужды». Каждая ссылка сопровождается вилкой сумм, которые можно получить, воспользовавшись данным продуктом. На странице продукта (мы выбрали «Кредит на неотложные нужды») — вся основная информация об этом кредите. В самом начале текста есть ссылка на «электронную анкету-заявление на получение кредита», а вот калькулятор для расчета суммы платежей лишь в самом низу страницы, дойти до него непросто. Текст достаточно интерактивный, в меру насыщен внутритекстовыми ссылками — и на форму справки о доходах, и на льготную программу «Сертификат хорошего заемщика», и на версию для печати. В общем, все понятно и удобно, хотя и не на уровне последних достижений сайтостроения.

Кредитные карты

Информация о кредитных картах банка и условиях их получения разбросана по разделам, посвященным различным предметам кредитных программ: «Кредитная карта с льготным периодом» попала в «Потребительские нужды», «Кредитка хорошего заемщика» и «Кредитка вкладчика» — в «Маркетинговые акции». Поэтому если цель посетителя — кредитная карта, то сайт не очень-то поможет найти и сравнить плюсы и минусы различных карт банка.

На странице описания каждой карты присутствует основная информация о продукте, исключая стоимость банковских услуг. Эти важные сведения находятся на другой странице, ссылка на которую находится в самом конце описания карты. Информация структурирована в виде таблицы, причем понять, что именно имели в виду ее составители, помечая какую-либо цифру, например, дробной степенью 3,4, удалось не сразу… оказалось, что это всего лишь пометка, что к данной цифре относятся примечания 3 и 4, размещенные под весьма объемной таблицей.

Вклады

Чрезвычайно неудобно расположена информация о вкладах: подробные описания всех семи вкладов банка расположены на одной странице одно под другим. Пользователю было бы гораздо удобнее найти нужный ему продукт, если бы вверху страницы стояли внутристраничные ссылки на каждый из вкладов. А если бы банк и вправду захотел облегчить жизнь своим потенциальным клиентам, он разместил бы на этой странице ссылку на сервис выбора вклада или хотя бы сравнительную таблицу всех продуктов линейки.

Впрочем, хорошо уже то, что каждый вклад снабжен простеньким калькулятором для расчета платежа.

Что же до нижней части страницы, где расположены ссылки на договоры по открытию вкладов, то дойти до нее сможет редкий пользователь.

Ипотека и ипотечный калькулятор

Ссылка на информацию об ипотечном кредите банка «закопана» довольно глубоко на странице «Кредиты». По этой ссылке пользователь попадает на страницу с большим массивом данных, практически никак не структурированных (есть только ссылки на документы). Впрочем, вполне возможно, что пользователь будет настолько заинтересован в этом продукте банка (все же нечасто приходится покупать жилье!), что проявит настойчивость и дойдет не только до таблиц зависимости процентов по кредиту от процентного соотношения первоначального взноса и собственно суммы, взятой в кредит, но и до ссылки на ипотечный калькулятор. Пользоваться им несложно, вот только выбор между «справкой по форме 2-НДФЛ» и «справкой по форме банка» будет сделан впустую, потому что расчет в любом случае будет произведен исходя из 2-НДФЛ.

Резюме: В общем, сайт банка не блещет достижениями проектировщиков или программистов, но сделан добротно и на нем можно найти всю необходимую пользователю информацию. Правда, лишь при значительном желании.

Первое впечатление: Информационный шум. Заголовки вывороткой, шапка сайта, похожая на неброский рекламный банер, довольно агрессивное сочетание цветов «желтый-черный», везде квадратные формы. Пестрота усиливается и за счет размера элементов, все маленькое и яркое. Критическая масса ссылок и ссылочек явно превышена. Одним словом, дизайн сайта оставляет желать много лучшего. Скорее всего, это связано с принятым дизайном сайта головного австрийского банка — а с этим не поспоришь.

При более пристальном разборе оказывается, что все ссылки верно сформулированы, полезны и могут пригодиться пользователю при поиске информации по продуктам и услугам банка.

Потребительские кредиты

Ссылка «Потребительский кредит» находится прямо на главной странице сайта, то есть попасть на нужную страницу можно ровно в два раза быстрее, чем с сайтов, рассмотренных выше. Структура информации на этой странице оптимальна: заголовок; ссылки на общее описание программы; список документов; страхование и кредитный калькулятор (при переходе по этим ссылкам перегружается только основной текстовый блок страницы, что экономит время и трафик пользователя); ссылка на анкету заемщика; информация о том, где можно оформить кредит.

Пользование калькулятором вопросов не вызывает — однозначные формулировки, продуманные способы внесения информации. Все удобно и быстро.

Кредитные карты

Пожалуй, слишком многословное начало текста на тематической странице. Есть ссылка на онлайн-заявку на получение карты, указание на конкурентные преимущества кредиток от Райффайзенбанка. Очень жаль, что на этой странице банк почему-то изменил структуру, которая отлично работает на «Потребительских кредитах» — ссылки на важную информацию (тарифы и условия, как подать заявку, как погашать задолженность, вопросы и ответы) находятся не в начале текста, а в раскрывшемся на подпункты меню слева. Как-то неожиданно, и при размере основных шрифтов сайта эту информацию приходится поискать.

Зато к странице «Тарифы и условия» претензий нет: вначале условия списком, затем тарифы в таблице, причем выбор валюты кредита осуществляется прямо в таблице и при смене валюты перегружается только необходимая часть таблицы — мелочь, а приятно.

Вклады

Ключевого слова «Вклады» на главной странице сайта найти не удалось — в разделе «Частным лицам» нет ничего подобного, а страница «Депозиты», ссылка на которую находится в разделе «Казначейство» (!), так и не разрешила наших сомнений на тему — о вкладах ли здесь идет речь? После долгих поисков во внутреннем меню раздела «Частным лицам» удалось найти пункт «Текущие счета». Судя по всему, именно эта формулировка соответствует, по мнению банка, определению искомых продуктов.

В тексте на этой странице есть упоминание о документах, необходимых для открытия счета, но, к сожалению, нет списка необходимых документов. Чтобы узнать его, посетителю предлагается позвонить в банк, а телефон доступен по ссылке «Контакты» в самом низу страницы, и посетитель об этом не знает!

В остальном претензий к информационной достаточности и удобству пользования страницей нет: информация хорошо структурирована, таблица с тарифами перегружается отдельно от страницы при выборе валюты счета, все понятно и просто.

ПИФы

Найти ПИФы от Райффайзенбанка — занятие не для слабонервных. Среди ссылок под общим заголовком «Инвестиционно-банковские операции» нет ничего, намекающего, что именно здесь может быть необходимая информация. Корреспондент «БО» уже почти было решил, что банк никак не связан с этим видом услуг, как вспомнил, что кое-что хорошо спрятанное может быть во внутреннем меню раздела «Частным лицам». И впрямь — есть пункт «Инвестиционные продукты», а на этой странице оказалась ссылка «Паевые инвестиционные фонды».

На странице ПИФов оказалась минимальная информация о самих ПИФах, об управляющей компании, необходимые контактные данные, ссылки на сайты, где можно увидеть динамику изменения стоимости паев и все, что еще нужно видеть потенциальным инвесторам.

Все просто, без изысков и сложностей.

Ипотека и ипотечный калькулятор

Если бы формой этого текста был хит-парад, раздел сайта Райффайзенбанка по ипотечному кредитованию стал бы его несомненным и безоговорочным лидером. В нем максимально использованы все преимущества веб-технологий — возможность интерактивности, впечатляющая навигационная прозрачность, высокая проводимость информации.

На первой странице раздела — краткий текст о возможностях ипотеки (изящно совмещенных с информацией о предметах ипотечного кредитования банка), запись на индивидуальную консультацию, ссылки на специальные предложения.

На страницах, посвященных тому или иному ипотечному продукту банка, — основные условия предоставления кредита плюс калькулятор.

На каждой странице раздела отдельных меню — ссылки на страницы с необходимой заемщику информацией как то: анкеты, требования, документы, калькулятор, вопросы-ответы и даже толковый словарь ипотеки. Все, что надо, — и все работает!

Браво!

Резюме: Все минусы дизайна и навигации по сайту Райффайзенбанка с лихвой компенсируются формой и содержательностью информационного наполнения. Недаром же 78% пользователей, выражающих недовольство веб-интерфейсами, объясняют это претензиями к качеству контента. К сожалению, в русскоязычной части Интернета дизайн и программные разработки вполне конкурентны западным образцам, а вот к контенту наши сайтостроители и их клиенты относятся с позиции: «Все мы в школе учились писать, поэтому тексты напишем сами». Возможно, это и стало основной причиной того, что в отношении содержания сайт австрийского банка демонстрирует ощутимо более высокий уровень качества.

Таблица 1. Банки-лидеры по количеству запросов
с точным названием банка

Таблица 2. Некоторые характеристики сайтов банков
(нажмите чтобы увеличить)






Новости Новости Релизы