Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Бренд банка становится все важнее
13.08.2014 Мнение

Бренд банка становится все важнее

Доверие к финансовым институтам в России в 2014 году снизилось по сравнению с прошлым годом с 78% до 65%, фактически вернувшись на уровень 2012 года (64%). Об этом свидетельствует ежегодный всероссийский инициативный опрос НАФИ, проведенный в июне 2014 года


Анализ показал, что женщины доверяют банкам больше, чем мужчины, а самый низкий уровень доверия к этой категории организаций оказался у людей пожилого возраста (старше 60 лет).

Снижение доверия к банкам объясняется событиями на финансовом рынке: отзыв лицензий, прекращение операций по картам некоторых банков, общее для потребителей и игроков рынка ощущение финансовой неопределенности в связи со сложившейся политической и экономической обстановкой.

На страховом рынке складывается аналогичная ситуация — после роста в 2013 году с 35% до 41%, этой весной доля потребителей, с доверием относящихся к страховщикам, составила 38%. Уровень доверия к другим финансовым организациям значительно ниже: инвестиционным компаниям и НПФ доверяет менее пятой части населения, МФО — только 11%.

Особых изменений в отношении к МФО за последнее время мы не отмечали — доля россиян, им доверяющих, в последние три года колеблется от 14% до 11%. В первую очередь потому, что не до конца понимают, чем занимаются такие организации (особенно актуально для инвестиционных кампаний, которые воспринимаются как нечто «из другого мира»).

Важным фактором выбора кредитно-финансовой организации становится бренд

В случае с МФО проблема доверия обостряется также отсутствием четкого представления у потребителей, кто регулирует их деятельность. Если говорить о пользовании финансовыми продуктами и услугами, то недоверие к МФО и оценка их как «недостаточно надежных» по сравнению с банками является вторым по значимости барьером к микрозаймам среди всех категорий населения. Так их оценивает почти треть россиян. Первый по значимости барьер — большая сумма переплаты и высокие процентные ставки: почти 40% россиян считают такие продукты «слишком дорогими».

Однако необходимо понимать, что в данном случае речь идет не обо всех россиянах, а только о тех, которые представляют себе, что такое микрозаймы. Ведь в отличие от классических банковских кредитов менее половины текущих и потенциальных потребителей финансовых услуг хорошо знают и могут пользоваться такими продуктами, а одна пятая часть вообще никогда не слышала о них. В случае с инвестиционными продуктами или негосударственным пенсионным страхованием ситуация еще хуже. Например, о первых хорошо осведомлено не более 25% россиян.

О заметном росте уровня финансовой грамотности пока, к сожалению, говорить не приходится — заемщики, как правило, плохо ориентируются в тарифах и условиях кредитно-финансовых организаций.

Поэтому важным фактором выбора кредитно-финансовой организации становится бренд. Даже когда речь идет о кредитах, а не о вкладах, заемщики стараются выбрать знакомую известную компанию, которая, по их оценкам, является достаточно надежной. Однако часто именно такие банки склонны к длительному рассмотрению заявок заемщиков, а многие пользователи финансовых услуг обычно оформляют кредит не в тех банках, где выгоднее условия, а в тех, которые первыми одобряют кредит.

 

Таблица. Распределение ответов на вопрос: «Скажите, пожалуйста, насколько вы доверяете следующим финансовым организациям?», в % от всех опрошенных, выбравших «полностью доверяю» и «скорее доверяю»

 

2012 год

2013 год

2014 год

Уровень доверия банкам

64

78

65

Уровень доверия страховым компаниям

35

41

38

Уровень доверия инвестиционным компаниям

17

19

19

Уровень доверия микрофинансовым организациям

14

13

11

Уровень доверия негосударственным пенсионным фондам

19

19

19

Инициативный опрос НАФИ проведен в июне 2014 года по репрезентативной всероссийской выборке. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%.






Новости Новости Релизы