Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Доверие к финансовым институтам в России в 2014 году снизилось по сравнению с прошлым годом с 78% до 65%, фактически вернувшись на уровень 2012 года (64%). Об этом свидетельствует ежегодный всероссийский инициативный опрос НАФИ, проведенный в июне 2014 года
Анализ показал, что женщины доверяют банкам больше, чем мужчины, а самый низкий уровень доверия к этой категории организаций оказался у людей пожилого возраста (старше 60 лет).
Снижение доверия к банкам объясняется событиями на финансовом рынке: отзыв лицензий, прекращение операций по картам некоторых банков, общее для потребителей и игроков рынка ощущение финансовой неопределенности в связи со сложившейся политической и экономической обстановкой.
На страховом рынке складывается аналогичная ситуация — после роста в 2013 году с 35% до 41%, этой весной доля потребителей, с доверием относящихся к страховщикам, составила 38%. Уровень доверия к другим финансовым организациям значительно ниже: инвестиционным компаниям и НПФ доверяет менее пятой части населения, МФО — только 11%.
Особых изменений в отношении к МФО за последнее время мы не отмечали — доля россиян, им доверяющих, в последние три года колеблется от 14% до 11%. В первую очередь потому, что не до конца понимают, чем занимаются такие организации (особенно актуально для инвестиционных кампаний, которые воспринимаются как нечто «из другого мира»).
Важным фактором выбора кредитно-финансовой организации становится бренд
В случае с МФО проблема доверия обостряется также отсутствием четкого представления у потребителей, кто регулирует их деятельность. Если говорить о пользовании финансовыми продуктами и услугами, то недоверие к МФО и оценка их как «недостаточно надежных» по сравнению с банками является вторым по значимости барьером к микрозаймам среди всех категорий населения. Так их оценивает почти треть россиян. Первый по значимости барьер — большая сумма переплаты и высокие процентные ставки: почти 40% россиян считают такие продукты «слишком дорогими».
Однако необходимо понимать, что в данном случае речь идет не обо всех россиянах, а только о тех, которые представляют себе, что такое микрозаймы. Ведь в отличие от классических банковских кредитов менее половины текущих и потенциальных потребителей финансовых услуг хорошо знают и могут пользоваться такими продуктами, а одна пятая часть вообще никогда не слышала о них. В случае с инвестиционными продуктами или негосударственным пенсионным страхованием ситуация еще хуже. Например, о первых хорошо осведомлено не более 25% россиян.
О заметном росте уровня финансовой грамотности пока, к сожалению, говорить не приходится — заемщики, как правило, плохо ориентируются в тарифах и условиях кредитно-финансовых организаций.
Поэтому важным фактором выбора кредитно-финансовой организации становится бренд. Даже когда речь идет о кредитах, а не о вкладах, заемщики стараются выбрать знакомую известную компанию, которая, по их оценкам, является достаточно надежной. Однако часто именно такие банки склонны к длительному рассмотрению заявок заемщиков, а многие пользователи финансовых услуг обычно оформляют кредит не в тех банках, где выгоднее условия, а в тех, которые первыми одобряют кредит.
Таблица. Распределение ответов на вопрос: «Скажите, пожалуйста, насколько вы доверяете следующим финансовым организациям?», в % от всех опрошенных, выбравших «полностью доверяю» и «скорее доверяю»
|
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Уровень доверия банкам |
64 |
78 |
65 |
Уровень доверия страховым компаниям |
35 |
41 |
38 |
Уровень доверия инвестиционным компаниям |
17 |
19 |
19 |
Уровень доверия микрофинансовым организациям |
14 |
13 |
11 |
Уровень доверия негосударственным пенсионным фондам |
19 |
19 |
19 |
Инициативный опрос НАФИ проведен в июне 2014 года по репрезентативной всероссийской выборке. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%.
Перенасыщенная информационно-маркетинговая среда вынуждает банкиров использовать дофаминовые стимулы для вовлечения клиентов в регулярный контакт с банком и повышения покупательской активности. Попытаемся осмыслить, оправдана ли такая ставка — с точки зрения не только этики, но и бизнеса, нацеленного на выстраивание долгосрочных лояльных отношений с клиентами
По приглашению инициаторов эксперты АОИП присоединились к рабочей группе создания в городе Анжеро-Судженске Кемеровской области Аллеи героев-авиаторов. Проект предполагается реализовать на средства, собранные через высокотехнологичную краудфандинговую онлайн-платформу