Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Будет ли очередь в «финансовый супермаркет»?
29.05.2018 Аналитика

Будет ли очередь в «финансовый супермаркет»?

В планах ЦБ уже этим летом апробировать и запустить в интернете виртуальный магазин финансовых инструментов для частных инвесторов. Об этом шла речь на круглом столе «Финансовый супермаркет. Финансы для всех», организованном ИД «Коммерсант»


Сегодня современные технологии создают новые возможности и новые угрозы для классического финансового рынка. В Банке России это хорошо понимают, и готовы действовать, заявил первый зампред ЦБ Сергей Швецов, открывая мероприятие. Он напомнил, что в октябре 2017 была представлена первая концепция финансового супермаркета. А уже в июне участники проекта планируют запустить рабочую версию платформы, представляющую собой операционный «движок» для нескольких агрегаторов предложений от банков и финансовых организаций.

Еще недавно казалось, что чем больше каналов дистрибуции, тем лучше, но это стоит денег. Поэтому удаленный доступ к широкому спектру финансовых продуктов становится частью повседневной жизни. Новая платформа будет иметь «открытую архитектуру», чтобы разные компании могли ее постоянно совершенствовать и добавлять туда новые приложения и сервисы.

У россиян уже сформировалась привычка делать покупки в интернет-магазинах, что будет так же способствовать развитию платформы. Клиенты после ее запуска смогут круглосуточно, не выходя из дома, приобретать финансовые продукты в режиме онлайн. И помогать им в этом будут боты с искусственным интеллектом (ИИ).

То, что нам сейчас кажется далеким будущем, на самом деле, не так далеко, отметил зампред ЦБ. Через маркетплейс, можно будет как разместить депозит по наилучшей ставке, так и приобрести акции, облигации и другие сложные финансовые продукты, а кроме того купить полис ОСАГО. Пока же, по словам Швецова, самым массовым продуктом остаются банковские вклады, куда граждане вложили более 26 трлн рублей. Но это не постоянная величина, деньги сюда приходят и уходят, депозиты все время пролонгируются, граждане непрерывно ищут самые выгодные условия, и настройки маркетплейса будут им в этом помогать. Не стоит так же забывать, что россияне привыкли раскладывать вклады таким образом, чтобы оставаться в пределах страхового возмещения АСВ в размере 1,4 млн рублей. И тем, у кого сумма больше этого лимита, надо постоянно перемещаться из банка в банк. И для них новый сервис будет удобным подспорьем. Для остальных это будет поиск оптимальной ставки в режиме онлайн.

Вторым по популярности продуктом являются корпоративные и государственные облигации. А в перспективе через финансовый маркетплейс могут продаваться не только продукты, связанные с финансовым рынком, отметил чиновник. Правда остается проблема удаленной идентификации клиентов, но она постепенно решается.

В целом надо стремиться переходить от продаж B2C к продажам M2M, когда машины станут обмениваться информацией друг с другом. В настоящее время ретейл финансовых организаций семимильными шагами движется к устранению клерка и замене его на ботов с искусственным интеллектом. Таким образом, устраняется коррупционная составляющая, а процесс принятия инвестиционного решения значительно ускоряется, отметил Сергей Швецов. И тут машина сама будет подбирать необходимый потребителю набор финансовых продуктов от депозитов, до акций, облигаций, и даже инвестиционного страхования жизни. То есть человек на финансовом рынке будет постепенно замещаться умной машиной. В результате она сама будет выбирать финансовые продукты исходя из жизненных потребностей человека. Эта цель, пока далекая, но вполне достижимая.

Для того, что бы это все заработало, потребуется создание очень важной структуры — центрального регистратора, который будет учитывать все заключенные на маркетплейсе сделки. Помимо этого первый зампред ЦБ назвал еще несколько элементов, которые являются основой для финансового маркетплейса. Это система финансовых сообщений, платформа для удаленной идентификации, сквозной идентификатор клиента, а так же система быстрых платежей. Ну а поскольку все продукты и расчеты за них будут в электронном виде, то сами торговые операции будут происходить в режиме «поставка против платежа». Правда не понятно пока — это будет режим Т-0, то есть мгновенно, или T+1. Этот момент обсуждается, поскольку упирается в проблему ликвидности банковских организаций. И пока режим T+1 выглядит более оптимальным.

Уже в недалеком будущем покупатель сложных финансовых продуктов будет избавлен от необходимости приобретать специальные финансовые знания. Кроме того, у потребителя будет доступ в личный кабинет, где он в режиме реального времени будет видеть свою открытую позицию и все приобретенные ранее продукты. Причем ИИ будет иметь доступ к счету и сможет не только давать советы клиенту, но и самостоятельно управлять портфелем. Правда для того, что бы машины могли правильно оперировать позицией клиента, они должны будут получить доступ ко всем каналам информации, а тут еще есть проблемы, отметил Сергей Швецов.

Выступившая затем директор департамента развития финансовых рынков ЦБ Елена Чайковская сообщила, что Центробанк презентует прототип финансового маркетплейса на следующей неделе в Санкт-Петербурге в рамках международного финансового конгресса. При этом она отметила, что на этапе создания платформы в проекте участвуют пять кредитных организаций — это Совкомбанк, банк «Ак Барс», банк «Центр-инвест», банк «Зенит» и Росбанк. Но этот список не закрытый, и после завершения первоначального этапа в проекте смогут принять участие и другие финансовые институты. Даже сформировался некий лист ожидания, поскольку значительное количество банков проявляют интерес к участию в деятельности маркетплейса.

Чайковская отметила, что это чисто коммерческий проект: ЦБ не дает на него денег, он лишь координирует работу по его созданию и устанавливает правила игры, то есть регуляторные требования. Они пока до конца не готовы и будут писаться параллельно с доработкой платформы. А главными барьерами на пути реализации проекта, по ее словам, остаются сложности с системой удаленной идентификации клиентов и надежная система расчетов и платежей. Первая пробная версия маркетплейса будет работать сначала только с банковскими вкладами, поскольку это на сегодня самый массовый и популярный финансовый продукт среди населения.

Маркетплейс — это не только банки. В этом проекте принимают участие и другие финансовые институты, в свою очередь отметил председатель правления Московской биржи Александр Афанасьев. По его словам, на площадке ММВБ доля алгоритмических операций уже превышает 50%, а это и есть M2M, то есть взаимодействие машины с машиной. О чем здесь ранее говорилось в будущем времени, на бирже уже реальность. Сейчас идет активный приток новых лиц на финансовый рынок, что во многом связано со снижением ставок по депозитам в крупнейших банках. Заинтересовались поиском альтернативы банковским продуктам большое количество людей. Так называемые «народные» ОФЗ пользовались тут особой популярностью, и многие открыли счет именно для их покупки. И хотя для биржи этот продукт не так интересен, поскольку у него нет вторичного рынка обращения, он привлек на торговую площадку граждан, которые ранее не думали туда приходить. В 2017 году их было 250 тысяч, с начала этого года еще 130 тысяч, и каждый третий из них воспользовался открытием брокерского счета для покупок других финансовых продуктов, которые обращаются на бирже. При этом молодых клиентов в возрасте до 35 лет интересует именно удаленный доступ к самым продвинутым финансовым продуктам, таким как криптовалюты. Граждане готовы вкладывать деньги в ICO и краудфандинг через маркетплейс. И создаваемый в рамках этого проекта регистратор сделок сильно поможет снизить риски инвестирования на этом рынке.

Представляющая Ассоциацию профессиональных участников фондового рынка (НАУФОР) Екатерина Андреева сделала в своем выступлении акцент на том, что говорит от лица более 500 компаний работающих на фондовом рынке и выражает их консолидированную позицию. Она поблагодарила ЦБ за участие в проекте создания маркетплейса, назвав его очень нужным и своевременным, но при этом отметила, что пока остается много неясного — как будет формироваться функция налогового агента, как будет проходить работа с персональными данными, и организована проверка чистоты сделок. Немало вопросов вызывает так же возможность использования клиентских активов в виде акций и облигаций брокерскими компаниями, что сейчас активно практикуется и позволяет поддерживать ликвидность на рынке. НАУФОР также обеспокоена тем, что маркетплейс предполагает работу только со стандартными финансовыми продуктами, от чего профессиональные участники фондового рынка давно ушли. Остается и проблема опорного депозитария, поскольку ныне действующий Национальный расчетный депозитарий заточен на работу с юридическими лицами и расширение его сферы деятельности на физических лиц несет дополнительные издержки. Кроме того, пустить все 500 брокерских компаний на маркетплейс технически невозможно, придется создать какую-то систему отбора участников, что повлечет за собой определенные конфликты и взаимные обвинения. Все эти вопросы требуют серьезной проработки и было бы целесообразно создать совместно с ЦБ консультационную группу, которая бы отвечала за совершенствование платформы, считает Екатерина Андреева.

Финансовый рынок неоднородный и на нем представлено большое количество разнообразных продуктов, которые вряд ли можно уместить в один маркетплейс, уверен президент НП РТС Роман Горюнов. По его мнению, начинать можно с одной платформы, но в дальнейшем их может быть несколько. На фондовом рынке уже работает несколько похожих структур, и как они будут взаимодействовать с новым маркетплейсом пока не совсем ясно. Особенно, по его мнению, это касается регуляторной деятельности. Кроме того, остается проблема недостаточного количества клиентов. Уже подсчитано, что привлечение одного клиента на фондовый рынок стоит от 5 до 12 тыс. рублей. И кто будет за это платить в данном случае пока не понятно. И за клиента существует жесткая конкуренция с тем же рынком Форекс и рынком криптовалют. А предлагаемый ЦБ проект маркетплейса под условным названием «Витрина», который просто представляет и рекламирует финансовые продукты, но сам их не продает, не будет работать из-за его низкой маржинальности. Еще необходимо снижать регуляторные требования, а на деле пока все происходит ровно наоборот. И ЦБ тут надо еще много сделать. Осенью Минфин и Центробанк намерены внести законопроект о регулировании рынка маркетплейсов в Госдуму и времени для того, что бы все довести до ума остается не так много.






Новости Новости Релизы