Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
1 марта прошел круглый стол, посвященный бюджетному правилу
Клуб банковских аналитиков и макроэкономистов и Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара провели круглый стол «Бюджетное правило и структурный профицит ликвидности. Разворот тенденции».
Во вступительной речи Максим Осадчий, начальник аналитического управления и член совета директоров Банка БКФ рассмотрел общую картину функционирования бюджетного правила в РФ и пришел к выводу, что она крайне печальная. Во-первых, объем средств Фонда национального благосостояния России (ФНБ), объединенного в прошлом году с Резервным фондом, составляет всего 69 млрд долларов — скромный показатель по сравнению с 525 млрд в 2009 году. Во-вторых, само бюджетное правило способствует снижению цены на нефть и, следовательно, курсу рубля. В-третьих, разнонаправленные действия в его рамках, когда сначала Минфин формирует навес рублевой ликвидности, а затем ЦБ скупает валюту, также приводят к дестабилизации национальной валюты. В-четвертых, сейчас отсутствуют четкие критерии определения уровеня «цены отсечения».
Первым по теме структурного профицита бюджета в банковской сфере высказался Алексей Ведев, заведующий Лабораторией структурных исследований Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ), РАНХиГС, Института Гайдара. Он акцентировал внимание на взаимосвязи между уровнем кредитования и профицитом ликвидности в банковской системе. Эксперт напомнил аудитории динамику профицита бюджета за последние семь лет. В период с 2011 по 2014 год он снижался главным образом за счет возобновления кредитования населения. Однако в 2015-2016 годах кредитная активность населения стала снижаться, и россияне перешли к сберегательной модели поведения, что, в свою очередь, повлекло за собой рост профицита ликвидности. Алексей Ведев пришел к выводу, что источником лишних денег в банковской системе являются прежде всего заемные средства населения.
Главный недостаток бюджетного правила заключается в его неспособности функционировать в условиях оттока капитала
Более детальное внимание проблемам банков и бюджетного правила уделил Михаил Матовников, старший управляющий директор Сбербанка. Главный недостаток, по его мнению, заключается в его неспособности функционировать в условиях оттока капитала. Например, в первом полугодии 2018 года итогом применения бюджетного правила в полном режиме стал отток валюты из банковской системы. Минфин и ЦБ вынужденно ввели мораторий, и уже во втором полугодии из системы выводились рубли. В это время текущий счет валютных средств составил более 18 млрд, его было бы достаточно для банковской системы, чтобы не только устранить последствия бегства капитала в 17 млрд, но и нарастить ликвидные активы. Однако в этот период ЦБ закупил валюты на 11 млрд, что привело к потере банками валютной ликвидности на 10 млрд. Однако, несмотря на негативные явления, отметил Михаил Матовников, само бюджетное правило является нейтральным. В пример он снова привел вторую половину прошлого года, когда во время действия моратория из банковской системы, внутри которой находилось 3 трлн рублей избыточной ликвидности, 2 трлн рублей было выведено за короткий период, что привело к уменьшению размера платежей процентных расходов ЦБ. Это, по мнению эксперта, служит доказательством того, что в системе отсутствует дефицит физической ликвидности.
Воздействие на профицит ликвидности оказывают не только слабые стороны бюджетного правила, но и проблемы банковской системы. Кроме покупок в рамках бюджетного правила формируется в течение года еще и обычный профицит, который достигает достаточно больших сумм. В период с декабря по январь он обычно возвращается Минфином в банковскую систему в виде депозитов. Например, в январе этого года 8% всех средств клиентов банковской системы были сформированы депозитом Минфина и субъектов РФ. Большую долю этих средств размещают на аукционах. Однако с каждым годом остатки растут и наносят банковской системе ущерб в 1 трлн рублей, которые кредитным организациям необходимо брать у регулятора и Минфина, чтобы поддерживать должный уровень ликвидности.
Немаловажно и то, что сегодня банки обладают количеством ликвидности, достаточным для операций с клиентами, однако недостаточным для исполнения нормативов. В итоге им следует немногие кредитные организации — преимущественно государственные банки.
Еще одну проблему для банков создает Минфин. Он собирает средства в виде налогов со всех кредитных организаций, однако возвращает их в виде депозитов лишь нескольким банкам. Это приводит к тому, что у частных банков уменьшаются размеры пассивов, и они вынуждены поднимать процентные ставки. В то же время депозиты Минфина практически никак не помогают государственным банкам, которые вынуждены вступать в процентные войны. В итоге релевантность процентной политики ЦБ снизилась.
В 16 из 85 субъектов РФ не осталось ни одной местной кредитной организации, а еще в 19 функционирует только одна
Подводя итоги своему выступлению, эксперт отметил, что бюджетное правило эффективно работало до 2008 года, в условиях притока капитала. Сейчас же ЦБ и Минфину следует выйти за его рамки и перейти на «ручное управление», использовав имеющиеся рычаги для управления ситуацией.
Последним с докладом по теме изменения банковской среды за последние 10 лет выступил Алексей Мамонтов, президент Московской международной валютной ассоциации (MMBA) и глава Финансового содружества профессионалов финансового рынка. Он отметил, что этот период был выбран им неслучайно, поскольку с 2008 по 2018 год вся банковская система испытывала различные трудности: дефицит ликвидности, мировой глобальный кризис, санкции. Также в этот период ЦБ стал мега-регулятором не только всего банковского сектора, но и финансовых рынков, и даже смежных областей. В итоге банковская сфера пришла в крайне тревожное состояние: число кредитных организаций в 2018 году по сравнению с аналогичным показателем десятилетней давности сократилось более чем в два раза: в 2008 году их было 1189, а в прошлом — 484 банка, в число которых входят также те, которые сейчас находятся в состояниях некроза и анабиоза. Число филиалов начиная с 2009 года, когда оно достигало показателя 3470, стало стремительно уменьшаться, и сегодня их количество составляет всего 725. Данный процесс, как отметил эксперт, не является результатом диджитализации. Его причина заключается в том, что в большинстве своем региональные банки вынуждены сокращать число филиалов, а также ликвидировать целые подразделения из-за их невостребованности.
Тревожную картину состояния банковской системы по регионам отражает также то, что в 16 из 85 субъектов РФ не осталось ни одной местной кредитной организации, а еще в 19 функционирует только одна. Таким образом, кредитный рынок в регионах практически полностью занят крупными государственными банками, представляющими мегаполисы, прежде всего Москву и Санкт-Петербург. В подтверждении своего тезиса эксперт привел статистические данные: доля кредитов за 2018 год, выданных по всей территории РФ банками топ-30 Москвы и Санкт-Петербурга, составила 76%. Это показывает, что региональные предприятия кредитуются не через свои регионы, у которых практически отсутствуют финансовые ресурсы, а обращаются за заемными средствами в центральные офисы.
Алексей Мамонтов видит в этом отсутствие принципа федерализма, закрепленного Конституцией РФ: ломая экономические устои регионов и их экономическую самостоятельность, регулятор практически превращает РФ в унитарное государство.
Также эксперт обратил внимание аудитории на тот факт, что за 10 лет концентрация активов по банковскому сектору на долю первых пяти банков выросла с 42,3 до 60,4%, что свидетельствует об огосударствлении всей банковской системы. Само это явление, по мнению эксперта, является крайне негативным для всей экономической системы.
О трансформации страховых продуктов в «конструкторы», переходе к модели страхования «по подписке» и развитии высоких технологий в этой области рассказала «Б.О» Катрин Соомре, директор дивизиона «Защитные страховые продукты и сервисы» «Сбера»
Согласно данным с официального сайта СБП, уже более 200 финансовых организаций подключились к этому сервису. Популярность СБП постоянно растет: например, ЦБ обнародовал цель о переводе четверти межбанковских переводов на данный сервис к 2023 году. Естественно, что система, через которую проходит значительный объем транзакций (в конце прошлого года через СБП было выполнено 87 млн переводов общим объемом 643 млрд рублей), интересна злоумышленникам
2020 год был богат на утечки данных граждан и попытки их продажи в даркнете. Мы решили опросить представителей банков, сталкивались ли они с этой проблемой в прошлом году, и как в целом банки решают задачу защиты от утечек.
Просим принять участие в мини-опросе только сотрудников финансовых организаций – это займет не более 2-х минут! Опрос исключительно анонимный.