Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Кризис ликвидности на рынках капитала пока не слишком сильно ударил по российским банкам. Зато он, как ни странным это может показаться на первый взгляд, существенно изменил ситуацию на рынке кредитного брокериджа. Добросовестные, или, как их принято называть, «белые» брокеры вынуждены теперь работать в куда более жестких условиях, чем раньше. Зато для «черных» и «серых» брокеров кризис открыл настоящее «окно возможностей»: к ним теперь обращаются клиенты, которым банки по тем или иным причинам отказываются предоставлять кредиты.
Для брокеров кризис ликвидности действительно изменил многое. Большинству компаний, работающих на этом рынке, пришлось буквально «перестраиваться на марше»: привыкать к новым, более жестким условиям сотрудничества с финансово-кредитными структурами; вносить изменения в собственные продуктовые линейки. Последнее стало особенно актуальной задачей потому, что банки стали «резать» свои ипотечные кредитные портфели и почти полностью ликвидировали то, что было принято называть на рынке «ипотекой subprime по-русски» — программы кредитования без первоначального взноса, по льготной ставке и т. д.
«Банки в целом стали менее охотно предоставлять клиентам «длинные займы», стали делать это на более жестких условиях, — говорит директор департамента розничных продаж кредитной брокерской компании «Фосборн Хоум» Ирина Максимова. — Это естественно, потому что сейчас на фоне дефицита ликвидности банки стали больше заботиться о качестве своих кредитных портфелей». Это, как поясняет специалист, оборачивается тем, что финансово-кредитные структуры стали отказывать в предоставлении займов клиентам, которым раньше легко и непринужденно выдали бы кредиты. «Также можно отметить отход банков от эксклюзивных льготных программ, предусматривающих отсутствие первоначального взноса, или другие выгодные условия кредитования», — подчеркивает эксперт.
С Ириной Максимовой согласен руководитель другой крупнейшей брокерской компании — генеральный директор «Кредитного и финансового консультанта» (КФК) Юрий Королев. «Действительно, из-за кризиса наш аналог ипотеки subprime перестал существовать», — признает специалист. А именно эти льготные программы, как легко догадаться, пользовались в докризисный период наибольшей популярностью среди клиентов. Налицо и другая перемена: банки стали «отсекать» потенциальных заемщиков, которые теперь не кажутся им надежными — людей, не способных выплатить большой первоначальный взнос или не имеющих возможности подтвердить свои зарплаты с помощью официальных документов. В результате клиентская база брокерских компаний начала сокращаться — пока не трагически, но вполне ощутимо, признаются участники рынка.
Справедливости ради, стоит отметить, что это не единственное неприятное последствие кризиса ликвидности для брокеров. Представители брокерских компаний признают, что в нынешней ситуации настороженно-сдержанное отношение банков к брокерам стало более заметным, чем раньше. На практике это оборачивается отказом банков принимать во внимание результаты скоринговой проверки, проведенной брокерской фирмы. «До кризиса все шло к тому, что банки, если не передоверят нам часть функций по проверки платежеспособности потенциальных заемщиков, то по крайней мере упростят процедуру собственного скоринга по отношению к нашим клиентам, — заявил «БО» эксперт одной из московских брокерских фирм. — Теперь об этом даже разговора быть не может, банки не хотят принимать на себя дополнительные риски даже в случае, если клиентов им «поставляют» проверенные брокерские фирмы, с которыми данные финансово-кредитные структуры сотрудничают уже давно».
Банкиры, впрочем, с такой однозначной оценкой ситуации не согласны. Некоторые из них считают, что проблемы заключаются не в стремлении банков перестраховаться, а в неповоротливости самих брокеров. «На рынке не появилось новых сильных игроков, а существующие игроки как будто затаились — никаких громких акций, рекламы и т. д.», — подчеркивает управляющий директор блока «Розничный бизнес» Банка Москвы Алла Цытович. А заместитель председателя Русь-Банка Валерий Кардашов, со своей стороны, считает, что «пациент скорее жив, чем мертв» — нынешняя ситуация, по его мнению, скорее благоприятствует брокерам, чем вредит им. «Банки ужесточают условия ипотечного, потребительского и автокредитования — это правда, — полагает эксперт. — В этой ситуации брокеры позиционируют свои услуги как уникальную возможность для клиента получить кредитные продукты с минимальной процентной ставкой и комиссией. Это первый положительный для брокеров момент. Второй заключается в том, что банки кровно заинтересованы теперь в диверсификации каналов продаж, сотрудничество с кредитными брокерами позволяет им увеличивать объемы продаж и привлекать качественного клиента».
«На мой взгляд, банкам при любой рыночной ситуации выгодно сотрудничать с брокерами, так как они снижают издержки банков на поиск и первоначальный отсев клиентов, — полагает директор кредитного департамента СДМ-Банка Сергей Козлов. — Что касается нынешней конъюнктуры кредитного рынка, то банки ужесточают условия выдачи кредитов, чтобы «сузить горлышко» и повысить качество входящего потока клиентов. Кредитные брокеры в таком случае будут просто транслировать клиентам измененные условия банков».
Удорожание заемных средств на внешних рынках привело и к другим последствиям для брокеров: им пришлось если не перестраивать свои продуктовые линейки, то уж, точно, вносить туда некоторые коррективы. Ипотека, считавшаяся ранее наиболее спрашиваемым продуктом, потихоньку уступает теперь свое место «длинным» нецелевым кредитам и займам малому и среднему бизнесу. «Потребительское кредитование, в отличие от ипотеки, от недавнего кризиса ликвидности практически не пострадало. И требования банков в данном случае не претерпели радикальных изменений», — рассказывает Юрий Королев (КФК). Достаточно востребованным, по оценкам эксперта, остался и такой продукт, как кредиты малому и среднему бизнесу. «Я не разделяю точки зрения, в соответствии с которой ранее это направление было непопулярным среди брокеров, — говорит генеральный директор КФК. — Помощь в подборе таких программ кредитные брокерские фирмы оказывали давно и весьма активно. Другое дело, что далеко не всегда такие действия попадали именно в категорию подбора кредитов для малого и среднего бизнеса».
Достаточно распространенной, как поясняет специалист, была и остается практика, при которой руководители предприятий малого и среднего бизнеса берут кредиты для физлиц. «Это вполне объяснимо: для получения потребительских кредитов нужно предоставить меньше документов, здесь менее сложная процедура андеррайтинга, чем в случаях, когда речь идет о кредитовании малого и среднего бизнеса. Поэтому иногда для решения локальных проблем компаниям действительно выгоднее привлекать деньги в форме потребительского кредита. Хотя бы потому, что сроки рассмотрения таких заявок могут оказаться на порядок меньше, чем аналогичные сроки при одобрении заявки по кредиту для малого и среднего бизнеса», — подчеркивает эксперт.
Ирина Максимова («Фосборн Хоум») тоже отмечает рост популярности программ, связанных с подбором потребительских кредитов, автозаймов и кредитов малому и среднему бизнесу. В то же время, по ее словам, хоронить ипотеку не стоит, так как спрос на жилищные кредиты сохраняется, а по мере преодоления кризиса ликвидности он будет увеличиваться. С такой сдержанно-оптимистичной оценкой согласен и Юрий Королев (КФК). «На мой взгляд, ипотека сохранит свои позиции в качестве одного из самых востребованных кредитных продуктов. Во-первых, потому, что люди, желающие приобрести квартиру в кредит, будут искать и находить возможности получения займа. Во-вторых, я уверен, что в обозримом будущем мы увидим бурный рост объемов ипотечных займов в регионах», — считает специалист.
Банкиры также уверены в том, что в среднесрочной перспективе ипотека вернет себе положение наиболее востребованного направления кредитного брокериджа. «Ипотека — довольно сложный продукт, клиенту необходима квалифицированная помощь не только в получении одобрения на кредит, но и в сборе и оформлении документов по приобретаемой квартире, в проведении оценки квартиры, работе со страховыми и риэлторскими компаниями, — говорит заместитель председателя правления BNP Paribas Винсент Таррид. — Кроме того, в последние годы в России ипотека приобретает все большую популярность, а это приводит к появлению огромного количества ипотечных банковских программ, в которых людям зачастую непросто разобраться, и в этом им помогают ипотечные брокеры». Что касается потребительского кредитования, то его популярность в качестве продукта кредитного брокериджа, напротив, постепенно будет снижаться, уверен эксперт. «Здесь дело обстоит намного проще, чем в ипотеке: клиенты привыкли напрямую обращаться в банк, им не надо собирать огромное количество документов для получения кредита, и, следовательно, помощь посредников клиентам здесь требуется в меньшей степени. Кредитование малого и среднего бизнеса также происходит в основном без участия брокеров», — резюмирует Винсент Таррид (BNP Paribas).
Впрочем, пока о популярности тех или иных продуктов с точки зрения кредитного брокериджа можно судить только по Москве, Санкт-Петербургу да еще нескольким городам-миллионникам. Брокеры признают, что до остальных населенных пунктов руки у них пока не дошли, а точнее, только-только начинают доходить. Однако участники рынка кредитного брокериджа согласны в одном: какие бы трудности их ни ожидали, а осваивать российские регионы им придется. Причина проста: туда сейчас активно идут банки, а следом за ними волей-неволей приходится следовать и смежникам, в том числе кредитным брокерским фирмам.
В регионах, однако, работать оказывается намного сложнее, чем в Москве. И не только потому, что население здесь по определению является менее доходным, а следовательно, менее кредитоспособным. Проблемы, по словам брокеров, заключаются еще и в том, что на региональном уровне им приходится работать не с головными офисами банков, а с филиалами — структурами, зачастую медлительными и чрезмерно осторожными в принятиях кредитных решений. «Однако это обстоятельство в конечном счете играет на руку столичным брокерам: у них уже сложились хорошие отношения с головными офисами банков, поэтому они могут апеллировать к ним, «пробивая» одобрение кредитов в регионах. В этом их конкурентное преимущество по сравнению с чисто региональными брокерскими фирмами», — считает Ирина Максимова («Фосборн Хоум»). С ней согласен и Юрий Королев (КФК). «Мы располагаем более высокими технологиями и уже налаженными связями с банками», — подчеркивает он.
Если же говорить о путях региональной экспансии брокеров, то они, как поясняют специалисты, различаются. Некоторые брокерские фирмы предпочитают открывать в регионах свои подразделения, создавая филиальную сеть по аналогии с банковскими филиальными сетями. Иногда подобные подразделения возникают в результате приобретения местных брокерских контор — некрупных, но обладающих устойчивой клиентской базой и хорошей репутацией. Другие лидеры брокерского рынка, к числу которых относится компания «Фосборн Хоум», предпочитают иной путь. «Наиболее эффективным, с нашей точки зрения, при этом будет путь, при котором мы не просто будем открывать новые филиалы, но и приглашать в каждом новом регионе местного специалиста в качестве партнера. «Фосборн Хоум» будет при этом оставлять за собой контрольной пакет регионального филиала, а нанятый специалист будет иметь определенную долю и, соответственно, участвовать в прибылях филиала. Такая схема работы представляется нам оптимальной, потому что мы подбираем специалиста, который знает местные реалии, местный бизнес, наконец, который готов вкладывать средства в развитие компании», — рассказала «БО» Ирина Максимова («Фосборн Хоум»).
Но где бы ни работали «белые» брокеры — в столице, в городах-миллионниках или в менее крупных населенных пунктах — они почти со 100-процентной вероятностью столкнутся со своими извечными противниками в лице «черных» брокеров. При этом с учетом нынешних реалий, сложившихся на рынке, данное столкновение может оказаться для «белых» особенно неприятным. Известный закон сохранения материи, в применении к финансовому рынку, гласит: если где-то денег стало меньше, значит, где-то их количество возросло. Если «белым» брокерам в посткризисных условиях стало сложнее привлекать клиентов и работать с банками, значит, их конкурентам в лице «черных» брокеров кризис помог. Практика, как признают эксперты «белых» брокерских структур, подтверждает эту гипотезу. «На мой взгляд, к сожалению, количество «черных» и «серых» брокеров на рынке не сокращается, а на фоне нынешнего кризиса даже увеличивается, — рассказывает Ирина Максимова («Фосборн Хоум»). — Это естественно: сейчас банки стали более жестко подходить к предоставлению займов, они удлинили сроки рассмотрения заявок, стали более требовательными при проведении андеррайтинга. Соответственно, клиенты оказались отсеченными от займов, а ведь они по-прежнему нуждаются в кредитах». Чтобы найти выход из сложившейся неблагоприятной для них ситуации, неблагонадежные, с точки зрения банков, заемщики обращаются к «серым» и «черным» брокерам, которые обещают помочь им с получением необходимых займов, поясняет специалист. Понятно, что помощь эта будет предоставляться людям на обычных для «черных» брокеров драконовских условиях — по ставкам 20, 30 или даже 50 % от общей суммы полученного кредита. Однако выхода у клиентов «черных» брокеров в любом случае нет: «белые» брокеры все равно откажутся с ними работать, просто потому, что банки не согласятся рассматривать заявки таких заемщиков.
Таким образом, вольно или невольно, но сами банки, ужесточая условия кредитования, открывают «окно возможностей» для недобросовестных брокеров. Это, по словам «белых» брокеров, особенно обидно потому, что еще год назад казалось — «черные» брокеры доживают на рынке последние месяцы. «Людей смущали их слишком высокие тарифы, — говорил тогда генеральный директор «Альянс-Кредит» Константин Логинов. — Пока суммы кредитов были небольшими, а заемщики находились в состоянии «кредитного угара», такие расценки воспринимались клиентами нормально. Потом стали смущать, особенно при сравнении их с тарифами «белых» брокеров на уровне 10%, максимум 12% от суммы кредита». Теперь, похоже, все возвращается на круги своя, что и неудивительно: хочешь получить кредит — заплатишь брокеру любую сумму. Особенно в случае, если более выгодных условий тебе все равно никто не предлагает.
Впрочем, не все «белые» брокерские компании настроены пессимистично. По мнению Юрия Королева (КФК), нынешние трудности носят временный характер, и число «черных» брокеров постепенно будет уменьшаться. «Конечно, полностью с рынка они не уйдут, потому что на их услуги всегда будет находиться свой покупатель. Пока есть спрос на получение кредитов по поддельным документам, в результате предоставления заведомо ложной информации, «черные» брокеры будут существовать, а количество схем, по которым они работают, продолжит увеличиваться. Другое дело, что банки становятся и будут становиться более осторожными, поэтому рискну предположить, что число сделок, заключенных с помощью «черных» брокеров, постепенно будет сокращаться», — предполагает эксперт.
Но рынок брокеров, как известно, не мир «Ночного дозора», где участники противостояния делятся на «темных» и «светлых». Наряду с «черными» и «белыми» брокерами на рынке посреднических финансовых услуг прекрасно уживаются и так называемые «серые» брокеры. «С ними дело обстоит сложнее, чем с «черными» брокерами, — признается Юрий Королев (КФК). — Если «черные» брокеры совершают преступные действия, то «серые» ничего криминального не делают. Они обычно помогают людям, которые хотят иметь 100-процентную гарантию одобрения кредита и готовы платить за эту гарантию достаточно высокий процент от выдаваемой в рамках кредита суммы. Возможно, проблема в том, что человеку кредит нужен срочно, или в том, что у него нет какого-то документа, необходимого для быстрого одобрения заявки. В любом из этих случаев он обращается к «серому» брокеру, у которого есть связи в банке-кредиторе».
Именно эти связи в банках и становятся питательной почвой для «серых» брокеров. Фактически речь идет о том, что они находят в банке «свою руку», с которой впоследствии делятся полученными комиссионными. Размер комиссионных, отстегиваемых банковским сотрудникам, при этом может составлять и 30 и 50 и даже 70% — в зависимости от трудности получения кредита и риска, который берет на себя банкир.
Ирина Максимова («Фосборн Хоум»), со своей стороны, считает, что питательной почвой для возникновения и процветания всевозможных «черно-серых» брокерских контор становится несовершенство российского законодательства — вернее, даже полное отсутствие законодательства, регулирующего деятельность брокеров в целом. «С точки зрения регулирующих структур, тех же правоохранительных органов, нет разницы между «белым», «серым» и даже «черным» брокером, — поясняет она. — У правоохранительных структур, если говорить честно, вообще нет понимания того, что такое «черный» или «серый» брокер, соответственно, такие люди или такие фирмы не могут быть привлечены к уголовной ответственности за свою деятельность. Их могут обвинить в подделке документов или в неуплате налогов, но не в том, что они занимаются «черным» брокериджем. В кодексах нет такой статьи, и нет закона о брокерской деятельности в России».
С представителем брокерской компании согласен Винсент Таррид из BNP Paribas. «Главное следствие отсутствия регламентов и стандартов в этой отрасли — это существование нечистоплотных брокеров и как следствие — ухудшение качества кредитных портфелей банков, которые с ними сотрудничают», — уверен эксперт. От этого, по мнению г-на Таррида, страдают добросовестные брокеры, поскольку нечистоплотные игроки отрицательно влияют на репутацию всего сообщества. «При отсутствии стандартов оценки брокеров банки могут делать выводы о надежности и порядочности партнера только на основе личного опыта. Для эффективной работы всех механизмов в этой отрасли необходима выработка стандартов, которыми могли бы руководствоваться игроки», — резюмирует специалист.
Сложно не только бороться с «черными» и «серыми» брокерами — сложно даже подсчитать, какую долю рынка кредитно-брокерских услуг они контролируют сейчас, признаются специалисты. Можно только предположить, что такие брокеры оттягивают на себя значительную часть крупных сделок и активно работают в сфере кредитования бизнеса. При этом, как подчеркивает Юрий Королев (КФК), шансов на то, что «черные» и «серые» брокеры постепенно начнут переходить в «белые», практически нет. И дело тут не в том, что нынешняя ситуация этому не благоприятствует, а в том, что «черные», «белые» и «серые» брокеры придерживаются совершенно разных схем и принципов деятельности. «Первый вариант — из «черных» в «белые» — почти 100-процентно исключен. Второй, на мой взгляд, тоже маловероятен, потому что бизнесы «серых» и «белых» брокеров строятся по совершенно разным принципам. «Белые» брокеры по определению работают «на потоке», они получают сравнительно небольшие комиссионные и конкурируют друг с другом за счет качества обслуживания, профессионализма персонала, технологий и т. д. «Серые» брокеры «заточены» на совершение двух-трех сделок в месяц, они не заинтересованы в привлечении квалифицированных сотрудников и расширении штата. Для них принципиально важно иметь своих людей в банках, чтобы «пробивать» одобрение заявок с их помощью», — резюмирует специалист.
Мнение эксперта
Алексей Шленов, генеральный директор «МИЭЛЬ-Брокеридж»:
Для клиента важное преимущество работы с ипотечным брокером – это возможность получить ставку по ипотечному кредиту ниже, чем напрямую в банках, уменьшить дополнительные банковские платежи или освободиться от них (например, от платежа за рассмотрение кредитной заявки), благодаря этому заемщик может сэкономить около 5% от суммы кредита за весь период кредитования. Брокер также позволяет сэкономить время своих клиентов (принцип «одного окна») и оптимизировать расходы, связанные с получением кредита.
Ценность услуг ипотечных брокеров для банков заключается в том, что брокер становится дополнительным каналом продаж кредитных продуктов банка (уже 1/4 продаж в среднем осуществляется через брокера) и, тем самым, позволяет снизить затраты банка на рекламу. Брокер привлекает в банк дополнительный поток клиентов, снижает трудозатраты банка по первичной консультации и предварительному андеррайтингу заемщика, формированию кредитного досье. Таким образом, брокер дает возможность банку не делать массу «лишней» работы.
В жизни компании процесс управления рисками — неотъемлемая часть развития бизнеса. Санкции, финансовые колебания, непрерывность действия, комплаенс — все это риски, с которыми компаниям приходится работать. Неверные оценка рисков, модель управления, инструментарий воздействия на риски приводят к серьезным последствиям, ответственность за которые несут официальные лица компании (директора, топ-менеджмент). Цена ошибки — убытки и субсидиарная ответственность, которые не списываются в рамках личного банкротства, а более того, передаются по наследству
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка
Совкомбанк с благотворительным проектом «Технологии добра» занял первое место в номинации «Лучшая программа, способствующая профессионализации некоммерческого сектора» (партнером номинации выступает Минэкономразвития)