Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Какую роль играет голосовой ИИ в финансовых организациях сегодня, как будет использоваться завтра и трудно ли банкам развивать компетенции цифровых агентов, «Б.О» рассказал Александр Тимохин, руководитель BFSI-направления VoicеTеch компании Nеuro.nеt
Александр Тимохин (Nеuro.nеt)
— Александр, какие аспекты взаимодействия банка с клиентом уже сегодня передаются голосовым роботам?
— Мы используем термин «цифровой агент». Это такой неустающий виртуальный сотрудник, который эффективно работает в режиме 24х7 и по результатам опережает самого эффективного сотрудника контакт-центра, отдела продаж или службы по работе с клиентами банка. Он не устает, всегда следует скрипту, обучен на лучших практиках продаж, и у него высокая мотивация.
Во-первых, в банках цифровые агенты уже используются в сферах маркетинга и в сфере продаж различных финансовых продуктов (upsell, cross-sell), в том числе индивидуальных предложений клиентам. Это первое применение.
Во-вторых, различные напоминания о просроченной задолженности. В зависимости от того, ранняя это просроченная задолженность или поздняя, цифровой агент использует те или иные фразы и произносит их с разными интонацией и степенью настойчивости, а затем передает информацию в банк.
В-третьих, можно использовать таких агентов для телемаркетинга. Они обзвонят клиентов, зададут им вопросы, зафиксируют ответы и сразу же автоматически отправят их в CRM- или в другую систему банка.
В-четвертых, самое продвинутое применение — это интеграция цифровых агентов в мобильные приложениях банков. Здесь они действительно выступают в роли голосовых помощников: поддерживают диалог с пользователями, предоставляют информацию о курсах валют, рассказывают о новых банковских продуктах и даже могут по голосовой команде совершать перевод средств указанному адресату. У таких голосовых помощников много навыков, и для них постоянно разрабатываются новые. На сегодняшний день это вершина развития цифровых агентов.
Их эволюция идет в сторону расширенного применения технологий голосового ИИ, включая распознавание речи, создание цифровых аватаров для метавселенных, о которых сейчас очень модно говорить. Nеuro.nеt тоже движется в этом направлении. Благодаря синергии ИИ-технологии, позволяющей создать оцифрованную версию человека, и живого ведения диалога цифровые агенты из мобильных приложений становятся видимыми и даже осязаемыми. В будущем они станут для клиента единой точкой входа в банк, виртуальным консультантом, который сможет быстро и исчерпывающе полно ответить на любой вопрос. Это будет действительно очень круто.
— А как вы прокомментируете растущую популярность голосовых решений у мошенников, выдающих себя за службу безопасности банка?
— К сожалению, сейчас очень много поставщиков с низкой социальной ответственностью. Мы всегда тщательно проверяем истории, которые нам предлагают реализовать. Более того, у нас есть опыт предотвращения взаимодействия с мошенниками. Один из наших проектов для оператора связи — голосовой помощник, который принимает входящие вызовы. Он распознает тех самых товарищей, звонящих из «службы безопасности банка», отвечает, что представляет службу безопасности абонента и завершает звонок, поскольку считает его мошенничеством. Так что голосовых роботов можно предлагать клиентам для быстрого окончания подозрительных звонков.
— Как вы позиционируете цифровых агентов при внедрении в контакт-центр банка?
— Наши голосовые решения дают возможность разгрузить людей от рутины, для того чтобы они занимались работой, с которой роботы пока не справляются. Цифровые агенты берут на себя холодные звонки, снимают с операторов негатив. В продажах робот первым принимает звонок клиента, задает ему уточняющие вопросы, собирает информацию и в готовом виде отправляет ее в банк, где оператор завершает сделку. У нас очень много успешных кейсов, в которых цифровой агент работает на первой линии, а человек — на второй.
Поскольку цифровые агенты не нарушают скрипты, они позволяют уже при первом контакте с клиентом задать корпоративно верный тон взаимодействия, исключающий хамство, грубость, равнодушие.
— В чем уникальность цифрового агента в контакт-центре?
— Наших цифровых операторов мы записываем с помощью профессиональных дикторов, они знают, как правильно построить речь, чтобы диалог звучал естественно. Часть подготовленного материала мы нарезаем на кусочки, чтобы отдельные фразы и слова вставлять по ходу диалога для имитации живой речи. Словом, первое условие успеха — это работа с интонациями, работа с настроением (эмоциями), с правильным произношением, для того чтобы все это звучало действительно натурально. Кроме того, системе распознавания (мы пока используем «движки» крупных игроков рынка и одновременно разрабатываем собственный) предстоит пройти обучение на наборе данных банковской терминологии. Она должна хорошо понимать распространенные в финансовой сфере слова и словосочетания.
Синтез речи мы используем только тогда, когда нужно назвать цифру, которая каждый раз разная. В других случаях наш робот работает с дикторским голосом. Но многое зависит от пожелания банка-заказчика. Некоторые банки хотят, чтобы голос collections-робота был максимально искусственным. Кому-то, наоборот, нужна полная имитация разговора с человеком. Впрочем, всегда предусматривается сценарий, по которому клиент может спросить цифрового агента: «А вы робот?». Сознаваться или нет, решает заказчик.
— По опыту компании Nеuro.nеt, каждый проект внедрения голосового решения в банках разрабатывается исключительно «под заказчика» либо уже более или менее стандартизован?
— Каждая такая история индивидуальна. В любом случае мы разрабатываем робота с нуля, потому что у каждого банка свое понимание, что можно говорить, а что нет. У каждой кредитной организации свои акции и продукты, о которых роботу предстоит рассказывать клиенту. Вместе с тем после запуска первых банковских проектов мы поняли, что есть вещи, которые нужно унифицировать и потом из проекта в проект переносить. К примеру, всем известно, что на стоимость банковских продуктов влияет изменение процентных ставок. Постепенно мы поняли, как построить внутренний скрипт робота, чтобы его было проще изменять. Другой пример — для более натуральной идентификации клиента при звонке нам приходится записывать имена и отчества отдельно, а затем их склеивать.
— В оптимизации каких внутренних бизнес-процессов могут помочь банкам голосовые технологии?
— Для адаптации новых сотрудников. По определенному номеру они могут обращаться к голосовому помощнику с вопросами. Интегрированный с базой знаний банка и владеющий полной информацией о нем цифровой агент поможет сориентироваться в новой обстановке. Такая история реализуема, но только в том случае, если база знаний банка классифицирована и размечена для взаимодействия с роботом. Подготовка базы — огромная работа, которая может занять не один год. Это сложный и долгосрочный проект, в результате которого возникает единая точка доступа любого сотрудника к нужной ему информации.
— Может ли банк выстроить компетенции по разработке голосовых решений у себя? Что для этого нужно?
— Стать партнером Nеuro.nеt. Мы предоставим банку доступ к нашей облачной платформе или развернем ее на серверах банка on-premise, при необходимости научим разрабатывать лучших цифровых операторов, менеджеров или специалистов службы поддержки. Для этого нужен хотя бы один выделенный под проект Python-программист. Мы его обучим, он начнет что-то делать, а мы параллельно будем делать для нашего клиента скрипты. Когда разработчик сам сможет выдать результат, можно взять на проект еще одного.
Банки смогли преодолеть пик кризиса 2022 года весьма достойно, без существенных вливаний в банковскую отрасль для докапитализации. Участники рынка не раз отмечали, что меры ЦБ были своевременными и точными, но время их действия подошло к концу. На какие меры поддержки может рассчитывать финансовая отрасль в 2024 году?