Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • «Дорогие» наличные
03.03.2016 Мнение

«Дорогие» наличные

Помните, еще не так давно бурно обсуждался скорый закат наличных расчетов, после чего во всем мире настанет эра только электронных платежей. Безусловно, технологии развиваются очень быстро, но доля «классического» платежного инструмента на нашем отечественном рынке весьма высока


Среднестатистический житель России крепко верит в силу бумажных денег — в привычке ли дело или в не везде доступной инфраструктуре оплаты картами, но банкоматы опустошаются минимум дважды в месяц, что обеспечивает головную боль банку.

А теперь обратимся к другим реалиям оте­чественного банковского сектора: сокращение бюджетов, рост операционных расходов на поддержку систем, снижение инвестиций на фоне требований максимальной экономии при сохранении качества обслуживания… Все важнее становится доказать эффективность своей работы. Сегодня банки оптимизируют и объединяют сети банкоматов, но при традиционном подходе к планированию загрузки банкоматов стоимость обслуживания рубля значительно превышает его собственную ценность.

Результаты проведенных нами исследований свидетельствуют о том, что практически каждый банк сталкивается с рядом типичных проблем: лишние затраты на процесс доставки и пересчет наличности в кассовом центре, упущенная прибыль от фондирования средств, снижение лояльности клиентов. Полученные данные показывают, что суммы, возвращаемые в банк в ходе инкассации, составляют 25% суммы загрузки, а это говорит о неоптимальном выборе даты инкассации и лишних затратах на процесс доставки и пересчет наличности.

А если представить, что существует универсальное решение, которое снизит операционные издержки на обслуживание терминальной сети?

В 2012 году мы разработали решение Cash Management, когда стало совершенно очевидно, что тенденции последних нескольких лет демонстрирует наращивание банками объемов собственных сетей банкоматов. С тех пор решение успешно работает как в России, так и за рубежом. Дело в том, что наше решение одновременно проводит оптимизацию затрат с точки зрения как суммы загрузки, так и логистики. Это весьма востребовано сейчас, так как сеть банкоматов разрастается не только по крупным городам, но и по районам, находящимся на различном удалении от центра вывоза наличности.

Система позволяет на основе собранной статистики прогнозировать дату и сумму грядущих инкассаций с разбивкой по номиналам купюр и валютам. При формировании графика инкассации оператор может своевременно, с точностью до часа, определить оптимальную потребность в сумме наличных средств для загрузки в банкоматы по каждой валюте с разбиением купюр по номиналам.

Осуществляемый мониторинг, предоставляя данные о состоянии всей сети, группы терминалов и каждого устройства в отдельности, оповещает оператора-аналитика об аномальных изменениях спроса и других нештатных ситуациях, позволяет производить перерасчет и предложить различные варианты принятия решений. Таким образом, оператор может оценить востребованность номинала в транзакциях, скорость снятия конкретных номиналов и эффективность инкассаций в целом.

В ходе проведенного в реальных условиях эксперимента мы сравнили показатели одного из банков. За основу были взяты 40 банкоматов, обслуживаемых по традиционной схеме, а затем с использованием Cash Management. За время наблюдений была получена экономия в среднем 7000 рублей с каждого банкомата в месяц. Соответственно даже при наличии сети всего из 500 устройств экономия финансовой организации составляет более 30 млн рублей в год.

Согласитесь, что данный показатель — весомый аргумент эффективности вашей работы для руководителей банка.

Реклама






Новости Новости Релизы