Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
После февраля 2022 года сегмент платежных сервисов сильно изменился, и перед отечественными банками встала задача обеспечить клиентов удобными и эффективными инструментами. Старший вице-президент Всероссийского банка развития регионов (ВБРР) Екатерина Орлова рассказала «Б.О» о том, как развиваются платежные сервисы кредитной организации после ухода с отечественного рынка международных платежных систем
— Екатерина, когда и почему необходимость сохранения скорости и качества функциональности платежей стала новым трендом?
— С российского рынка ушла значительная часть таких инструментов, как моментальные и токенизированные сервисы, к примеру, Apple Pay и Google Pay. Перестало работать много локальных инструментов, связанных со взаимодействием и интеграциями с международными платежными системами (МПС).
Екатерина Орлова, старший вице-президент Всероссийского банка развития регионов (ВБРР)
Как итог в большинстве банков задумались о том, как поддержать своих клиентов, обеспечив их необходимыми платежными инструментами. Для этого необходимо не только заместить одни инструменты другими, но и предпринять определенные шаги по качественному развитию платежного рынка.
Соответственно его участники ощутили на себе воздействие нового тренда — не только сохранить скорость и качество сервисов, но и повысить степень функциональности платежей. Основная нагрузка легла на лидеров рынка в своих сегментах.
— В таком случае в каких сегментах ВБРР является лидером?
— ВБРР является одним из серьезнейших игроков на рынке электронной коммерции. Основная специализация банка — прием и проведение платежей за услуги ЖКХ и обслуживание предприятий топливно-энергетического комплекса. В настоящее время помимо развития своей ключевой компетенции мы активно обеспечиваем сервисами электронных платежей все отрасли экономики и успешно тиражируем свой накопленный многолетний технологический опыт. При этом банк постоянно изучает ситуацию и оперативно реагирует на новые тренды и любые запросы самых требовательных клиентов.
— Какие новинки ВБРР предложил клиентам из сферы ЖКХ?
— Рынок ЖКХ специфичен с точки зрения приема платежей. Помимо Единых информационно-расчетных центров (ЕИРЦ) на нем функционируют многочисленные ресурсоснабжающие организации, управляющие компании, разного рода агрегаторы и т.д. Это многообразие затрудняет возможность организации бесшовной оплаты в адрес разных поставщиков услуг в рамках парадигмы «все в один клик». Сегодня никто не хочет оплачивать услуги ЖКХ по отдельности, так как это достаточно трудозатратно.
В ВБРР был создан сервис, позволяющий клиенту зайти, допустим, в мобильное приложение какой-либо компании и оплатить в один клик все квитанции ЖКХ. Для пользователя это выглядит как одна операция с одним вводом номера карты и проверкой безопасности с использованием технологии 3D-Secure. Банк сам разбивает сумму на составляющие и сразу же перечисляет их в адрес ресурсоснабжающих организаций.
Это удобно и потребителю, и поставщикам. У последних помимо всего прочего данная платежная технология снижает затраты на обработку данных, позволяет оперативно получать денежные средства. Кроме того, в нашем сервисе благодаря надежной авторизации клиента предусмотрена возможность проверки на наличие актуальных начислений ЖКХ, а также на присутствие данного лицевого счета в базе клиента. Пользователь сервиса, убедившись, что начисления касаются именно его, может проверить составляющие платежа. Это дополнительный фактор безопасности и удобства.
Мы как банк понимаем полный цикл перехода денежных средств плательщика вплоть до момента их распределения внутри ресурсоснабжающих организаций. Благодаря построенному каналу взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями мы получаем в режиме онлайн данные по начислениям и размещаем информацию для плательщиков.
Располагая информацией о зачислении и о принятии денежных средств, мы можем дать клиенту исчерпывающие данные по статусу платежа как со стороны банка, так и со стороны ресурсоснабжающей организации.
Предварительные итоги показывают, что сервис понравился всем, поэтому идет его массовое подключение.
— Что банк предложил для рыночного сектора e-commerce?
— Сервис оплаты в один клик показал себя вполне универсальным и клиентоориентированным. Так, любой интернет-магазин или маркетплейс может легко его подключить и использовать для перечисления денег за продукты, включающие в себя несколько составляющих от разных поставщиков. Это могут быть, например, авиабилеты, к которым по подписке или по акции предлагаются страховка, питание, отель, трансфер, и т.п.
Разделение платежей для интернет-магазинов при оплате товаров или услуг из корзины разных поставщиков организовано с помощью различных категорий товаров (MCC-кодов). Для покупателя совершается одна операция оплаты на сайте продавца, а денежные средства за выбранные товары или услуги могут перечисляться нескольким поставщикам. При наличии разных категорий МСС-кодов товаров или услуг, содержащихся в корзине, предусмотрена возможность индивидуальной тарификации.
Если говорить об отправке фискальных данных в адрес разных операторов (ОФД), наш опыт свидетельствует о том, что торгово-сервисные предприятия уже адаптировались к необходимости проведения онлайн-фискализации. Соответственно банк имеет возможность маршрутизировать фискальные данные для тех, кому это необходимо.
Кроме того, ВБРР осуществляет экспресс-подключение e-commerce для интернет-магазинов: fastpaymentclick. Подключение не требует затрат и интеграций со стороны этой категории клиентов. Принимаются банковские карты всех платежных систем, включая UnionPay.
Это еще один сервис, созданный нами для некрупных клиентов, у которых нет возможности делать «тяжелые» интеграции с банком, либо нет веб-сайта, либо этот сайт шаблонный и не поддерживается платежными сервисами. В таком случае используется веб-страница банка. Она представляет собой некий конструктор, позволяющий клиенту самостоятельно настроить дизайн, добавить необходимые поля, вставить страницу в нужное место на сайте или в мессенджере, а также использовать страницу в качестве полноценного мини-сайта. Весь платежный функционал уже «зашит» внутри, поэтому дополнительная интеграция не требуется.
Мы уже использовали это решение для организации оплаты услуг ЖКХ в части вывоза твердых коммунальных отходов. У такого бизнеса действительно ограниченные ресурсы, а принимать платежи они хотят в онлайн-режиме, поскольку это удобно.
— Как быть с автоплатежами, которые были настроены у людей раньше?
— Автоплатежи делятся на несколько подтипов. После ухода иностранных МПС некоторые сервисы, связанные с предоставлением автоплатежей, а также автоподписок, стали недоступны. Но при этом глобально, в рамках отечественного платежного рынка, функционал рекуррентных платежей и автоплатежей, конечно же, сохранился.
ВБРР активно развивает и тиражирует эти сервисы в разных вариациях. Например, у нас появились кастомизированные сервисы автоплатежей для сегмента ЖКХ с регулярными списаниями. И мы видим, что количество автоплатежей увеличивается, поскольку люди стали доверять этому инструменту. В будущем мы как банк постараемся это доверие к платежному рынку укреплять.
— Благодарю вас за подробный анализ ситуации на российском рынке платежных сервисов. Отрадно, что российским банкам удалось удержать ситуацию на плаву и продолжить активно развивать платежные инструменты в области электронной коммерции. Судя по всему, в нише обслуживания электронных платежей ВБРР обладает широкими компетенциями и высокой экспертизой. Было полезно узнать о возможностях и опыте банка, являющего одним из лидеров в данном направлении.
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка
В 2023 году Бизнес Платформа ВТБ для малого и среднего бизнеса выиграла в специальной номинации Премии инноваций и достижений финансовой отрасли FINAWARD. О развитии нового интернет-банка для бизнеса «Б.О» рассказал Александр Александров, начальник управления «Интернет-банк», вице-президент ВТБ
В последние годы участились споры о том, какой метод делегирования бизнес-процессов эффективнее: инсорсинг или аутсорсинг? Выбирать что-то одно совсем не обязательно. Рассмотрим, как работать с гибридной моделью, которая сочетает в себе преимущества обеих систем
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка
В рамках акции банк перечисляет один рубль за каждую покупку еды в супермаркетах, кафе и ресторанах в период с 30 сентября по 30 октября 2024 года в благотворительный фонд «Дари еду» на развитие проекта «Социальные кухни»