Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Другой банкинг
28.05.2020 Аналитика

Другой банкинг

Развитие банковской отрасли после коронавируса


Еще не закончилась пандемия коронавируса, а уже нужно строить прогнозы о развитии экономики в целом и банкинга в частности после того, как пандемия закончится. Очевидно, что удар отрасли был нанесен очень ощутимый. Давайте попытаемся представить исходя из имеющихся данных и тенденций, какой банковская отрасль будет после коронавируса. 

Некоторые аналитики пытаются оценить финансовый удар, нанесенный коронавирусом по банкам. Исследование Berenberg Bank, проведенное в 38 европейских и американских банках, оценивает общее снижение доходов на 8,5% в 2020 году и прибыль на 30% ниже той, что ожидалась на 2020 год в предыдущем году. 

Признаки надвигающегося кризиса были видны еще в 2019 году, когда пандемия только начиналась. За счет ухудшения показателей в последних месяцах 2019 года, в частности, соотношение затрат и доходов ведущих американских банков в упомянутом году составило в среднем 66,9%, что было самым высоким показателем со времен финансового кризиса 2008 года. Рентабельность собственного капитала, показатель прибыльности, снизилась до 8,7% — самый низкий показатель за последние три года, свидетельствуют данные Bloomberg Intelligence. Агентство Moody's в начале 2020 года понизило кредитный прогноз для банков Франции, Италии, Испании, Дании, Нидерландов и Бельгии до негативного, поскольку операционная среда, по мнению Агентства, значительно ухудшится из-за кооронавируса.

До COVID-19 в банковской индустрии было много разговоров о переходе в «цифру», но далеко не все финансовые организации действительно построили цифровые экосистемы, несмотря на то что последние пять-шесть лет стали периодом процветания после восстановления от последствий кризиса 2008-2009 годов.

Однако нет худа без добра, и коронавирус стал стимулом ускорения перехода к диджитализации потребителей банковских услуг, даже те из них, которые до пандемии неохотно принимали использование цифровой связи с банками. Исследование J. D. Power показало, что в 2019 году 67% потребителей финансовых услуг получали их через контакт с «живыми кассирами». Сейчас в силу страха перед заражением COVID-19 это количество уменьшилось, вероятно, в несколько раз.

По прогнозам консалтинговой компании Peak Performance Consulting Group, открытие клиентами новых депозитов резко сократится из-за высокой безработицы. Меньше людей будут переезжать или делать крупные покупки, поэтому покупка жилья и автомобилей в кредит застопорятся. Помимо этого снижение процентных ставок по всему миру сильно сократило маржу. В результате сочетания этих факторов банки будут стремиться к сокращению расходов, что вызовет закрытие филиалов. В силу закрытия филиалов пропорционально его темпам будут расти услуги цифрового банкинга. Учитывая, что многие клиенты банков во время пандемии получили первый опыт совершения транзакций или получения консультаций специалистов в онлайн-режиме, закрытие филиалов не вызовет у них такой негативной реакции, какая могла быть еще в прошлом году. Так что филиалы погубят два фактора: рост онлайн-банкинга и снижение объема средств клиентов.

Оставшиеся филиалы подвергнутся комплексу мер, которые банки проведут в целях повышения эффективности работы. Это может подразумевать переход филиалов к универсальному банковскому обслуживанию, внедрение во всех банкоматах и банковских сейфах ресайклинга, что значительно сократит расходы на инкассацию, а также ряд других мероприятий, требующих немалых инвестиций. 

Также можно прогнозировать стремление банков и других финансовых учреждений к слияниям. Чтобы выжить на рынке, банки будут проводить подобную политику, поскольку слияния могут способствовать повышению эффективности и облегчать закрытие лишних филиалов. 

Ставшая популярной во время пандемии коронавируса и адекватно воспринятая клиентами банков тенденция перевода специалистов на удаленную работу может получить продолжение в виде перехода в ряде случаев на так называемую удаленную фискализацию, когда кассы находятся не в самом банке, а в удаленном центре обработки данных, расположенном в сотнях и тысячах километров от самого офиса. По крайней мере, попытки внедрить такую технологию у банков будут. Другой вопрос — как воспримут это клиенты после коронавируса, когда не будет необходимости так широко использовать удаленную работу.

Универсализация обслуживания филиалами может привести к следующей ступени универсализации банковских услуг: универсальным банковским сотрудникам. Для сокращения расходов сотрудникам филиалов придется предоставлять все возможные услуги с определенной гибкостью. 

В связи с колоссальным уроном от пандемии малому и среднему предпринимательству банки будут делать больший акцент на финансовую помощь юридическим лицам, относящимся к этим категориям. Эти клиенты, с одной стороны, могут быть очень прибыльными для банков, с другой стороны, могут требовать большего количества филиалов (что, как мы видим, неприемлемо для банков после такого удара по отрасли), так как пока еще онлайн-кредитование малого и среднего бизнеса не получило такого же распространения, как онлайн-услуги физическим лицам. Поэтому, несомненно, банки после того, как оправятся после коронавируса, начнут работу в этом направлении.

В продолжение темы малого и среднего бизнеса можно указать на то, что у банков в тех странах, где они в «добровольно-принудительном» порядке выдали и выдают мелким и средним предпринимателям кредиты для пострадавшего бизнеса (т.е. на борьбу с расходами, формирующимися в результате прерывания хозяйственной деятельности, и расходами на запуск бизнеса вновь после окончания «мертвого периода»), после окончания пандемии неизбежно возникнут проблемы с возвратом этих кредитов. Многие банки, в частности такой крупный банк, как Royal Bank of Scotland, выдают предпринимателям кредиты на обеспечение непрерывности бизнеса, не требуя гарантий. Поэтому после окончания пандемии просрочка по таким кредитам вероятна. С другой стороны, правительства государств, где банки предоставляют кредиты на обеспечение непрерывности бизнеса, окажут банкам финансовую помощь. Например, в Великобритании правительство покроет до 80% убытков.

Российские банки являются мировыми лидерами в области безналичных платежей. Это одна из причин, по которой они оказались готовы к пандемии гораздо лучше, чем зарубежные банки. Нетрудно догадаться, что выиграют долю рынка и адаптируются под текущую ситуацию те из них, кто сможет продавать продукты онлайн. До коронавируса у банков не хватало времени на цифровую трансформацию и внедрение продвинутой аналитики, а также на переход на удаленный режим работы.

При всей серьезности ситуации с коронавирусом в России, согласно новому отчету BCG «Глобальный риск 2020: банкам пора инициировать подрывные изменения», у российских банков прибыль выросла за 10 лет в 4,5 раза, тогда как во всем мире она упала. Так что российским банкам придется меньше работать над восстановлением эффективности бизнеса. 

Оптимальный способ повести банки по адекватному ситуации пути в период коронавируса и после него — разделить работу на три этапа. 

Нежелание менять практики и нормы — один из наиболее существенных рисков банковского бизнеса, причем в глобальном масштабе

Первый этап включает укрепление основных видов банковской деятельности, второй — обучение прогнозированию последствий кризиса, третий — ускорение цифровой трансформации. На первом этапе банки должны поддерживать сильные механизмы фондирования и достаточный уровень ликвидности. Значительную роль на этом этапе будет играть поддержка центробанков и правительств. Финансовые организации должны будут укрепить функцию управления кредитными рисками. Немалое значение будет иметь трансформация деятельности рейтинговых агентств, которые пока не учитывают факторы риска, связанные с коронавирусом, при написании кредитных рейтингов. Самому же штату банков, а именно комплаенс-специалистам, нужно будет проводить оценку устойчивости и адаптивности операционных моделей с учетом влияния последствий пандемии коронавируса на реализации различных процессов.

На втором этапе банки должны научиться понимать отличия текущей ситуации от рецессии конца нулевых. На разных отраслях экономики кризис скажется по-разному, для оценки этих рисков банкам необходимо детально прорабатывать сценарии для каждой индустрии, в которой работают их клиенты. Помимо непосредственно «ковидных» рисков, банки должны учитывать риски, связанные с кибербезопасностью, легализацией незаконных доходов, безопасностью платежей, обеспечением ликвидности и кредитованием.

Третий этап предусматривает уже упоминавшуюся неоднократно цифровую трансформацию. Нежелание менять практики и нормы — один из наиболее существенных рисков банковского бизнеса, причем в глобальном масштабе. Если и до коронавируса диджитализация была насущной необходимостью для банков, то во время и после него это просто залог выживания банков.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ