Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Иностранные «аналитики» против российских «бухгалтеров»
01.11.2005

Иностранные «аналитики» против российских «бухгалтеров»

На сегодняшний день пять крупных розничных банков из пяти выбрали и внедряют иностранные решения банковского АБС. Вторая пятерка на подходе. Что это: мода на «импорт», давление иностранных партнеров банкиров, возросшая потребность банков в решениях, которые не могут предложить отечественные разработчики банковского АБС? Или просто очередная волна экспансии зарубежных производителей банковского ПО, что российский рынок наблюдал уже не раз? Лидеры рынка выбирают иностранный продукт, но не покупают ли они дорогой и малоудобный «велосипед»?


Иностранцы на рынке банковского АБС: 3 или 30%?

Если говорить об АБС как о ядре банковского программного обеспечения, обеспечивающего выполнение основных банковских операций, то долю иностранных компаний на отечественном рынке можно оценить в 20—30%, считает директор по решениям SAP для финансовых институтов Оксана Глущенко. По ее мнению, именно на данном сегменте рынка конкуренция с отечественными поставщиками программного обеспечения наиболее высока. Впрочем, с подобной оценкой согласны не все. Так, например, генеральный директор компании IIG Дмитрий Лебедев, оппонируя Оксане Глущенко, поделился с «БО» своим видением происходящего: «На настоящий момент доля иностранных компаний на отечественном рынке банковского АБС крайне незначительна. Правильнее говорить об отдельных прецедентах внедрений АБС иностранных производителей конкретными банками, нежели о существовании этого сегмента рынка. Опыт таких внедрений скуден, а сами внедрения отнюдь не всегда завершались успехом и даже просто вводом в продуктивную эксплуатацию». Солидарную точку зрения высказывает и директор департамента информационных технологий Промсвязьбанка Андрей Середа: «Если смотреть на долю западных АБС на рынке банковского ПО в нашей стране, то в настоящий момент она невелика. Были и есть совместные проекты западных компаний и отечественных производителей банковского программного обеспечения. Схемы взаимодействия и участия в проектах между такого рода партнерами разные: как от простого продвижения на наш рынок иностранного ПО российской компанией с использованием привычных каналов продаж и обширной клиентской базы, так и до участия в локализации, кастомизации и «дописывания» собственного функционала». Начальник управления информационных технологий Конверсбанка Роман Агнцев оценивает количество заказов иностранных разработчиков банковского АБС менее чем в 3% от общей суммы. При этом совокупная стоимость этих контрактов составляет около 15%. Немудреные арифметические прикидки показывают, что в среднем стоимость подряда на осуществление работ зарубежным производителем банковского АБС по меньшей мере в пять раз превышает стоимость услуг отечественной компании. То есть наиболее масштабные и прибыльные проекты реализуются иностранцами.

Розница, Базель, глобальная экономика, или Зачем российскому банку импортная АБС

Согласно мнению руководителей российских производителей банковского АБС, в ближайшее время на IT-рынке будут происходить два процесса: консолидация российских производителей и дальнейшее проникновение западных компаний на отечественный рынок банковских IT-систем. Результат этих процессов и может коренным образом повлиять на расстановку сил на отечественном рынке АБС, особенно если в ближайшие год-два внедрение иностранных IT-решений будет успешным.

Оксана Глущенко: Репутация поставщика IT-решения способна серьезно поднять стоимость российского банка, внедряющего это решение, а также повысить доверие к отчетности банка со стороны собственников, регуляторов, клиентов, партнеров.При анализе ситуации помимо тенденций собственно IT-рынка необходимо учитывать процессы, происходящие в банковском секторе экономики, в частности поглощение российских банков западными компаниями. «В связи с этим обстоятельством менеджеры банков все чаще обращают внимание на западные IT-системы. Репутация поставщика IT-решения и распространенность решения в ведущих мировых банках способны серьезно поднять стоимость российского банка, внедряющего это решение, а также повысить доверие к отчетности банка со стороны собственников, регуляторов, клиентов, партнеров», — говорит Оксана Глущенко (SAP).

Другой фундаментальной причиной модернизации или замены банками АБС служит стремительное развитие розницы, являющейся для многих кредитных организаций приоритетным направлением развития бизнеса. Сегодня одна из задач российского банка — минимизировать общение с клиентом с точки зрения трудозатрат последнего. Именно с этим связан принцип многоканальности и самообслуживания (в том числе и из дома). Помимо экономии времени срабатывает еще и психологический эффект, т.е. обслуживание в банке должно быть чем-то само собой разумеющимся, легким и доступным. Таким образом, российским банкам в настоящее время необходимы решения, которые поддерживают консолидацию и всю управленческую и финансовую отчетность.

«С ростом объема как корпоративного, так и розничного бизнеса банки все больше становятся заинтересованными в международных профессиональных банковских АБС, поскольку они поддерживают значительный объем операций и большой спектр продуктов», — отмечает Оксана Глущенко (SAP).

Напомним также, что уже на декабрьском саммите ВТО в Гонконге может быть принято решение о приеме в ряды этой организации России. Следовательно, актуальными задачами ближайших нескольких лет для российских банков станут поддержка МСФО, Базель II, бухгалтерский учет и т.п. Крупные банки приходят к осмыслению того, что если работать на международном финансовом рынке и интегрироваться в глобальную экономику, то необходимо поддерживать международные стандарты и становиться прозрачными.

Актуальным также становится вопрос стратегического управления, так как мало консолидировать и быть просто большим банком, необходимо всем этим эффективно управлять. Российские компании и банки все чаще приходят к мнению, что работа должна двигаться от стратегии и, следовательно, стратегия должна определять показатели повышения эффективности, позволяющие достичь решения стоящих перед организацией задач.

Затем, как бы это неожиданно ни звучало, все более актуальными становятся вопросы, связанные с общехозяйственной деятельностью и управлением человеческими ресурсами. «К примеру, я не могу назвать ни одного крупного российского банка до 2004 года, включая Сбербанк России, Внешторгбанк и Газпромбанк, где была бы внедрена ERP система мирового класса. Сейчас эта тенденция начинает меняться. В частности, ФК «УралСиб» и Уральский банк реконструкции и развития уже используют решения SAP в этой области. К ней относятся как классические задачи управления общехозяйственной деятельностью, так и передовые решения управления персоналом, рабочим временем, командировками, обучением, оценка и мотивация персонала и т.п.

Аргентина — Ямайка 5:0?

Критерии, которыми руководствуется банк при выборе АБС, формулирует Андрей Середа (Промсвязьбанк): это необходимый банку функционал, возможность адаптации и кастомизации решения под специфику банка как силами банка, так и силами компании, лицензионная стоимость и стоимость сопровождения. «Я думаю, что конкурентоспособность отечественных АБС прямо коррелирует с конкурентоспособностью отечественных банков в отношении западных, поскольку отечественная АБС должна в конечном итоге давать возможность банку производить конкурентоспособные банковские продукты», — утверждает банкир.

Что касается управленческих решений, решений для стратегического планирования, решения российских компаний проигрывают иностранным. На данном сегменте рынка иностранные компании имеют абсолютное преимущество вследствие аккумулирования мирового опыта.

На сегодняшний день, с учетом архитектуры решения и количественных показателей розничного бизнеса для действительно крупных банков, имеется выбор лишь среди банковских систем ведущих зарубежных поставщиков. Практика — критерий истины. Пять крупных розничных банков из пяти выбрали и внедряют иностранный продукт, вторая пятерка на подходе.

Дмитрий Лебедев: На настоящий момент доля иностранных компаний на отечественном рынке АБС крайне незначительна. Опыт внедрений их продуктов скуден, а сами внедрения отнюдь не всегда завершались успехом и даже просто вводом в эксплуатацию.Дмитрий Лебедев (IIG) следующим образом оценивает возможности экспансии иностранных компаний на внутрироссийский рынок банковских АБС: «Чтобы говорить о серьезных перспективах иностранных АБС на российском рынке, производителям этих систем необходимо осуществлять инвестиции и открывать здесь свои представительства. Желательно иметь минимальный пул разработчиков в России. Помимо локализаций с точки зрения языковой необходимо иметь местную поддержку и обязательно оперативно выпускать обновления в АБС, поддерживающие регулярно меняющиеся требования ЦБ РФ. Поддержка стандартов МСФО — это прекрасно, но недостаточно. Только при таком подходе можно будет серьезно говорить о перспективах иностранных АБС на российском рынке».

В неизбежности сотрудничества с местными компаниями уверены и крупнейшие транснациональные игроки. Оксана Глущенко рассказала «БО», что SAP имеет в России большое (около 200 сотрудников) подразделение SAP Consulting, а также располагает обширной партнерской сетью, состоящей приблизительно из 50 компаний-партнеров. «Соответственно, есть большой опыт реализации как совместных проектов с партнерами, так и проектов, в которых SAP полностью берет ответственность на себя», — говорит эксперт.

Примечательно, что один из управленцев высшего звена немецкой компании, говоря о взаимодействии с российскими разработчиками АБС, акцентирует внимание не на конкуренции, но кооперации: «Если смотреть на ситуацию объективно, то мы видим наше будущее именно в работе с партнерами. Именно сочетание нашей продуктовой экспертизы и методологии внедрения с партнерским опытом работы в финансовой отрасли дает максимальную отдачу и качество решения, адаптированного к задачам каждого конкретного клиента».

Российские банковские АБС: плюс бухгалтерия, минус аналитика

Каковы же специфические достоинства и изъяны IT-продуктов, предлагаемых отечественными и зарубежными производителями?

Дмитрий Лебедев (IIG) полагает, что с функциональной точки зрения нельзя сравнивать, как некие две внутренне единые сущности, АБС российских разработчиков и иностранных. Корректнее производить сравнения конкретных пар (или групп) АБС между собой. «Основными преимуществами иностранных АБС могли бы быть: история разработчиков (которая, как правило, значительно длиннее, чем у российских разработчиков), количество инсталляций (особенно с точки зрения инсталляций в банках такого масштаба, до которого российским банкам еще долго развиваться) и реальный референс на поддержание огромного по российским меркам числа пользователей/клиентов/числа транзакций и т.д. Все вышесказанное имеет отношение именно к АБС, которая является основной учетной системой банка, но не может транслироваться напрямую на остальной банковский софт», — отметил эксперт.

Роман Агнцев (Конверсбанк) в качестве главного недостатка отечественных АБС называет «кусочную» автоматизацию, основными же изъянами решений западных компаний — недостаточную кастомизацию и недостаточную гибкость.

Оксана Глущенко (SAP) относит к преимуществам АБС от российских производителей определенный круг вопросов, который в отношении зарубежных поставщиков банковского ПО часто расценивается как недостаток и носит название «локализация». Речь идет, прежде всего, о соответствии требованиям регуляторов (ЦБ РФ, ФСФМ и др.) при учете банковских операций (сюда же можно отнести необходимость формирования пакета отчетных форм для ЦБ РФ). «Вдобавок в российских АБС отражены многие требования банков на соответствие сложившейся практике ведения операций, не подкрепленной регуляторными требованиями, то есть по принципу «так принято». Естественно, отсутствие таких возможностей при первом контакте с представителями банка часто воспринимается как серьезный недостаток. Другое дело, что в результате дискуссий, как правило, происходит серьезное переосмысление требований, которые вначале казались незыблемыми» — делится своими наблюдениями эксперт.

Со значительной долей условности обозначенные преимущества можно поименовать «бухгалтерскими». Многие российские банковские АБС, построенные «от проводок», изначально соответствуют требованиям регуляторов. Но, согласно диалектической методологии, любое достоинство может оборачиваться недостатком. Например, в таких системах трудно, а зачастую невозможно отражать аналитические признаки, особенно значимые при развитии географических объемов бизнеса и увеличении клиентской базы, когда возникает необходимость более гибкого предложения продуктов различным клиентским группам. Вдобавок, если отталкиваться просто от исходных бухгалтерских данных, задача расчета прибыльности операций становится просто неразрешимой. Получается, что российские разработчики должны в свою очередь «локализовать» АБС системы под требования бизнеса. Совершенно очевидно, что эта задача, затрагивающая принципы построения архитектуры решения, сложнее, чем локализация западных систем под регуляторные требования, которые в основном касаются вопросов составления отчетности. Ведь в зарубежных банковских АБС вопросы аналитического учета изначально решались значительно лучше.

Эксперты западных компаний признают, что во многих российских АБС нашла выражение традиционная для российских программистов изобретательность при реализации функционала. Однако долго существовавшая ориентация банков на корпоративный бизнес сильно сместила акцент в разработке соответствующих программных продуктов. В итоге российские разработчики оказались не готовы к взрывному росту розничного бизнеса, требующего поддержки массовых операций, связи записей в системе с различными событиями по взаимодействию с клиентами и, самое главное, правильной интерпретации этих записей, в том числе по поддержке дальнейшего взаимодействия с клиентами. Перепрограммирование «на ходу» само по себе не способствует качеству конечного продукта. Не говоря о том, что при этом не обновляется технологическая платформа, поддерживающая массовые операции и нетребовательная к плохим линиям связи.

Важно отметить, что на современном этапе развития банковского бизнеса, который в том числе характеризуется возросшими требованиями к информационно-технологическому обеспечению, все большее распространение получает модель IT-инфраструктуры, получившая название SOA (Service-Oriented Architecture) — сервис-ориентированная архитектура. По сути, это реализация давно вызревавшей формы взаимодействия бизнес- и IT-подразделений по созданию и развитию АБС, когда в четко структурированной модели, понятной бизнес-подразделениям, определяется набор требований к внутренней структуре взаимодействия данных с помощью интеграционной платформы IT-решения. Опуская детали реализации, важно отметить конечную цель, достигаемую такой архитектурой решения, — это возможность гибкого реагирования на изменения требования бизнеса, его расширение, слияния/поглощения, изменения оргструктуры и т.д. По сути, речь идет о снятии ограничений на развитие бизнеса.

Но выбор клиента предопределяется не только результатами анализа технологических различий систем от российских и западных поставщиков банковского АБС. Интегральная банковская система должна обеспечивать регистрацию и правильную обработку различных событий по взаимодействию с клиентами. Только на первый взгляд может показаться, что речь идет о наличии в составе решения CRM — Управление взаимоотношениями с клиентами. Безусловно, компонент CRM должен присутствовать в составе АБС, но на самом деле речь идет о реализации в системе know-how розничного бизнеса, когда все составляющие системы гармонично работают по обработке клиентской информации и взаимодействию людей, вовлеченных в цикл работы с клиентами: от первичного контакта до продажи и обслуживания.

На гребне волны

Директор департамента банковского ПО компании R-Style Softlab Александр Коваленко выделил следующие наиболее характерные достоинства АБС от отечественных производителей. Во-первых, гибкость, возможность поддержать разнообразные бизнес-схемы. Во-вторых, ориентация на отечественный рынок — западные системы для России все-таки представляют конструктор, который нужно долго адаптировать. А после адаптации, на выходе, как правило, получается совсем другая система. От исходной западной разработки остается совсем небольшая часть. В-третьих, поддержка и сопровождение российским разработчиком. Дело не в том, что наше законодательство постоянно изменяется, а западные разработчики не обеспечивают его поддержку, и даже не в том, что ждать реакции западных компаний на новые требования банков приходится намного дольше, — это все хорошо изученная азбука работы с западными системами. Крупные, серьезные заказчики хотят иметь индивидуальный сервис по развитию своих систем, и российские компании его оказывают. А вот для развития западных систем банку приходится организовывать свою собственную IТ-службу, постоянно расширяя ее штат. И через несколько лет можно смело говорить, что банк имеет уже не западную систему, а собственную разработку со всеми ее плюсами и минусами. Таким образом, со временем идея ассимиляции мирового опыта постепенно превращается в тяжелое бремя сопровождения большого, дорогого и тяжелого собственного «велосипеда» на основе импортных комплектующих. А основным достоинством решений от глобальных разработчиков эксперт считает увеличение капитализации банка.

Касаясь перспектив противоборства отечественных и зарубежных производителей ПО, Александр Коваленко (R-Style Softlab) отметил, что западные компании приходят на российский рынок своего рода волнами. За агрессивным наступлением следует не менее внушительный откат. Первая волна была в начале 90-х годов прошлого века. Наиболее крупные инсталляции были реализованы в таких банках, как «СБС-Агро», «Российский кредит». После них был еще ряд иностранных систем, которые были установлены в нескольких банках, но ни одна из них не получила широкого распространения. Как правило, все завершалось одной-двумя инсталляциями.

«Сейчас мы наблюдаем очередную волну наступления иностранных разработчиков, — продолжает эксперт. — Если судить об этой волне по долям иностранных решений на рынке, то она крайне невелика. Однако суммы отдельных контрактов весьма и весьма внушительны. В среднесрочной перспективе будет откат. А в долгосрочной — очередная система попробует разгрызть «русский орешек», который не поддался всем предшественникам».

Новости информационных технологий в банках

На XI Международном форуме разработчиков интегрированных банковских систем 19—22 сентября компания «Диасофт» представила как новые, так и уже зарекомендовавшие себя технологические разработки. Среди них: фронт-офисные решения для обслуживания клиентов банка на базе технологической платформы нового поколения; комплексное решение задач формирования банковской отчетности; решения для автоматизации взаимодействия банков с открываемыми бюро кредитных историй и автоматизации деятельности самих бюро кредитных историй; современные версии выпускаемых и сопровождаемых компанией программных продуктов линий 5NT(e) и Master, а также финансовая программа, облегчающая переход банков с решений 4х4 for DOS и WorkFlow(e) на 5NT(e).

В рамках форума компания «Диасофт» организовала клиентскую встречу, на которой представила стратегию развития компании и, в частности, презентовала новую финансовую архитектуру, получившую название Diasoft Financial Architecture. Ее ключевые элементы — это комплексная информационная система нового поколения, основанная на архитектурном подходе с разделением на фронт- и бэк-офисную части, а также система формирования отчетности.

Бэк-офисы новой архитектуры представлены решениями 5NT(e) и Master, система отчетности построена на хранилище данных Datagy. Фронтальные приложения реализованы на новой инструментально-технологической платформе J2EE в архитектуре SOA.. Одновременно с развитием программных продуктов компания направляет значительные ресурсы на развитие сервисного обслуживания своих клиентов.






Новости Новости Релизы