Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Как финтех помогает банкам новыми идеями, повышает финансовую грамотность и меняет банковские продукты
Банковский бизнес на протяжении всей его истории находился под значительным влиянием технологического прогресса, поэтому мы можем сказать, что в том или ином виде финтех-компании всегда были частью банковской жизни. Компьютеризация банковских операций, появление первых банкоматов и кредитных карт, проведение денежных переводов в режиме онлайн постепенно меняли банковский ландшафт, и все эти технологические разработки были созданы подобиями финтех-компаний. Тем не менее никогда прежде это не рассматривалось как вызов. Почему же ситуация изменилась и какие изменения в мире за последнее десятилетие этому способствовали? Ответ на данный вопрос нужно искать в том, как сегодня создаются финтех-стартапы. Одним из самых значительных достижений XXI века стал Интернет, выросло целое поколение людей, не представляющих без него свою жизнь. Для этого поколения нет ничего невозможно, и его выделяет характерная черта — это поколение очень не любит ждать. Именно поэтому оно начало создавать такие собственные продукты и услуги, какие не могло создать предыдущее поколение.
Сегодня финтех-компании нового типа рождаются какими-нибудь студентами или молодыми специалистами, у которых есть ноутбук и немного опыта в бизнесе, это больше не прерогатива гигантских, технологически развитых корпораций. Возвращаясь к предмету нашего разговора, подчеркну: изменились не столько взаимоотношения банков и финтех-компаний, сколько структура последних, что дало обеим сторонам новые возможности. Вслед за этими изменениями начались преобразования в банках и финансовых институтах. Это послужило почвой для тех процессов, которые мы наблюдаем. Появилось множество новых цифровых финансовых корпораций, в основном монолайнеров, которые обслуживают рынок карт и текущих счетов, рынок денежных переводов. Сегодня часто говорят о том, что финтех заменит банки, но я не думаю, что это произойдет.
Жизнь меняется каждую минуту, мы уже не предоставляем продукты и услуги так, как это было в X или даже XX веке. В действительности часть банковского бизнеса находится в руках других игроков рынка, но основной бизнес банков останется эксклюзивным для банков. Однако в ближайшем будущем банкам предстоит принять вызов в сфере денежных переводов и платежей, валютных операций. Уже сейчас мы можем наблюдать первые успешные примеры компаний, способных бросить такой вызов: Transferwise, Revolut, Monzo и т.п. Но на этих примерах видно, что такие компании работают в основном с теми продуктами, о которых мы говорили ранее, и большинство из них основаны в одних и тех же странах и городах, при этом подобные компании отсутствуют в других регионах. Например, множество таких успешных компаний сконцентрировано в Лондоне, но при этом мы не найдем их в Париже. Почему? Причина заключается в законодательных и регуляторных нормах, действующих в стране, а также в системе образования и распространенности предпринимательства среди населения.
Если мы обратимся к основному банковскому бизнесу — депозитам и кредитованию, то увидим, что регулирование, управление рисками и некоторые другие факторы благоприятны для банков. Вероятнее, в будущем банки и другие игроки рынка будут отличаться от сегодняшних, но их основной бизнес вряд ли изменится значительно. В качестве контраргумента чаще всего приводят p2p-кредитование, которое развивается очень быстро, однако это вид кредитования пока не освоен. В первые годы существования механизм p2p-кредитования продемонстрировал выдающиеся результаты в части сроков платежей, уменьшения риска дефолта и дохода для тех, кто инвестировал в этот бизнес. С другой стороны, из года в год игроки рынка наблюдали, как ухудшается качество портфеля и повышается вероятность дефолта. Показательным стал 2018 год, когда китайские инвесторы запаниковали, или когда снизились биржевые цены некоторых из крупнейших игроков p2p-кредитования.
Банки уже поняли, что отстали в плане адаптации к технологиям
После финансового кризиса 2008 года консервативная рисковая политика банков, низкий аппетит к кредитованию и особая структура рынка в некоторых странах (например, в США с их бременем потребительских кредитных карт) создали благоприятную среду для стимулирования p2p-кредитования. Этому также способствовало отсутствие регулирования и законодательной базы. В то время как банковская деятельность жестко регулируется и каждый год появляются новые риски для финансовой стабильности, сегмент p2p этим не обременен. Некоторые такие компании в Великобритании, США и Китае были оценены на рынке в миллиарды долларов США, но замедление на рынке обнажило риски этого бизнеса. С другой стороны, p2p-кредитование и подобные ему разработки привнесли некую новизну на финансовый рынок. И клиенты, и банки только выиграли от этого. Например, в Великобритании эти события вынудили крупнейшие банки изменить ценовую политику в отношении услуг по текущим счетам и дебетовым картам.
Для инвесторов p2p-кредитование открыло большие перспективы, дав возможность сбалансировать показатели риска и доходности. Наконец, те, кто раньше не имели доступа к кредитованию, смогли получить кредиты. Если бы этот вид кредитования развивался в условиях жесткого регулирования, как это происходит в банках, ситуация могла бы быть иной. Здесь мы и подходим к возможному варианту сотрудничества финтех-компаний и банков. Я хочу подробнее рассказать о предыдущем примере, чтобы объяснить, как банки и p2p-кредиторы могут сотрудничать. Скорее всего, p2p-кредитование выживет, но управление рисками будет возложено на банки. Или банки будут создавать свои собственные p2p-кредитные компании совместно с финтех-компаниями. Инвестор будет чувствовать себя намного безопаснее, банк будет по мере возникновения контактов с клиентами увеличивать свою базу данных по рискам, возможно даже получать небольшую плату за оценку рисков.
Банки уже поняли, что отстали в плане адаптации к технологиям. Опять же, сегодня у многих банков недостаточно человеческих ресурсов, чтобы успевать за изменениями, или их унаследованные системы слишком стары и сложны для изменений. Чтобы справиться с этим, банковский сектор уже начал активно сотрудничать с финтехом. Передав некоторые разработки на аутсорсинг, банки начали осваивать новый подход к бизнесу, учитывать новые требования клиентов, а также искать способы более эффективного выполнения стандартных операций. Эта ситуация создала потребность в возникновении акселераторов для банковского сектора. Крупные игроки начали сотрудничать с финтех-стартапами самостоятельно через открытый банкинг, питч-дни, создали собственные хакатоны. Успешные примеры позволили сделать еще один шаг вперед, банки совместно с финтех-компаниями или посредством приобретения последних начали выходить на следующий уровень развития банковского сервиса: «повседневный банкинг».
С этого момента у банков появилось стремление создать такую экосистему, в которой клиент мог бы удовлетворить большую часть своих повседневных потребностей — от покупки билетов в кино до вызова врача или заказа такси. Думаю, что совсем скоро искусственный интеллект будет помогать нам управлять бюджетом и давать советы прямо в мобильном приложении. Основным девизом розничного банкинга стал «Облегчи жизнь клиента». Я сказал в начале статьи, что банковский сектор постоянно меняется, развивается, — так будет и впредь. Банки будут существовать и в будущем. Скорее всего, они будут меньше участвовать в денежных переводах или платежах, но будут все больше интегрироваться в повседневную жизнь людей. С каждым годом этот процесс будет идти все быстрее, но только при поддержке финтеха и в сотрудничестве с ним.
Как уже говорилось, финтех-компании существовали и ранее, хотя сейчас они немного видоизменились. Они есть повсюду и доступны для сотрудничества. Единственное, что остается банкам: найти партнера и сотрудничать с ним.
Кто принимает решения на рынке — люди или алгоритмы? Есть ли место классическим инструментам на рынках будущего? Развитие технологий — угроза или новые возможности для действующих игроков? Ответы на эти вопросы искали участники одной из дискуссий на Finopolis 2018
Буквально пять лет назад рынок пестрил оригинальными продуктами вроде карты «Зеленая польза» для вегетарианцев, «Карты паломника», карты «Халяль» и других узкосегментированных карт. Сейчас же предложения от банков по дебетовым продуктам сократились до флагманской карты, карты для бизнеса и (иногда) детского «пластика» с креативным дизайном. Нельзя сказать, что кредитные организации перестали бороться за клиента через дебетовые продукты, но изменились методы и подходы к привлечению