Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Банки, финтех-компания и регулятор поспорили о судьбе финтех-компаний в России
Подключение к дискуссии о системе быстрых платежей на Форуме «Финополис-2018» основателя финтех-компании Revolut Николая Сторонского вызвало краткий, но бурный спор о судьбе финтеха как такового в России. Н. Сторонский заявил, что с приходом его компании на рынок тарифы в системе быстрых платежей станут равны нулю, так как именно за счет нулевого тарифа на эти услуги его компания получила в Европе 3 млн клиентов. «Мы придем и сделаем все бесплатно», — сказал он.
Николай Сторонский, Revolut. Фото: Сергей Кулаков / Росконгресс
Компания Revolut — это платформенное решение на рынке p2p, стартовавшее в Великобритании и сейчас работающее в 28 странах Европы. Компания предоставляет клиенту возможность открывать счет, покупать валюту по биржевому курсу и осуществлять платежи p2p.
Стронскому возразил основатель Тинькофф Банка Олег Тиньков. По его мнению, у подобных моделей в России нет будущего. «Большинство финтех-компаний строятся на арбитраже комиссий или регулятивном арбитраже. Убрать комиссию — это не “rocket science”, — считает Олег Тиньков. — В России банки — сами носители финансовых технологий и весьма продвинутый регулятор. Эти компании работают по модели сбора денег инвесторов и постоянного роста капитализации. Но в России нет класса инвесторов. У нас не развита система бизнес-ангелов, посевных инвесторов и т.д. В России эта штука не пройдет». Также он указал, что быстрота и снижение издержек у финтехкомпаний вызваны невыполнением основополагающих требований регулятора. «Легко открывать три миллиона счетов, если не соблюдать простейшие KYC-требования регулятора. Естественно, что транзакции выходят дешевле», — заявил О. Тиньков.
Олег Тиньков, Тинькофф Банк. Фото: Сергей Кулаков / Росконгресс
«Мир стремится к эффективности, поэтому будущее за системами “not face to face”, в том числе и в сфере KYC», — возразил ему Н. Сторонский, отметив, что эффективность его компании основана на полной автоматизации, «за счет чего нет необходимости содержать массу менеджеров, комплаенсов, операционистов». «Эльвира Сахипзадовна, можно мы тоже не будем содержать массу комплаенсов?» — обратился к председателю ЦБ Олег Тиньков. «Нет, нельзя»!, — моментально отреагировала ее первый заместитель и модератор секции Ольга Скоробогатова. Она заметила, что некорректно говорить об отсутствии издержек на комплаенс и операционных издержек, так как при соблюдении норм законодательства их несут банки — партнеры Revolut. «Говорить, что ваши услуги отменяют бэк-офисную часть банкинга, неправильно», — заявила она.
Ольга Скоробогатова, ЦБ РФ. Фото: Сергей Кулаков / Росконгресс
«Старушка Европа отстала от нас в части финансовых технологий на 10–20 лет, — подключился главный управляющий директор Альфа-Банка Владимир Верхошинский. — Учитывая масштабы рынка и отсутствие технологий, три миллиона счетов — это совсем немного». Он также заявил, что большинство финтех-стартапов имеют сомнительные перспективы монетизации и для Альфа-Банка это не конкуренты, а источник вдохновения.
Владимир Верхошинский, Альфа-Банк. Фото: Сергей Кулаков / Росконгресс
В свою очередь, Олег Тиньков назвал стратегию компаний, подобных Revolut, опасной. «Рано или поздно инвесторы спрашивают, где, собственно, инвестиции, и просят деньги назад. Тогда наступает “час Ч”, — заявил он. — Как делать бизнес, годами прожигая деньги инвесторов, не очень понятно».
«Этот спор могут решить только результаты реальной деятельности, — заявила Ольга Скоробогатова. — Мы были бы рады, если бы Revolut, начиная как платформа, получил в России банковскую лицензию и стал серьезным игроком на рынке. Наша идеология — в том, чтобы обеспечить такую возможность всем желающим».
По темпам цифровизации и внедрения инноваций банковский сектор России давно занимает лидирующие позиции. Еще в 2020 году, согласно исследованию компании Deloitte, Россия вошла в топ-10 стран по цифровизации банков. Куда направлен вектор инноваций четыре года спустя? Какие подходы к автоматизации финансовых процессов находятся на гребне технологической волны?
Когда наступает банкротство организации или гражданина, это событие, как правило, затрагивает интересы очень и очень многих: самого должника, его контролирующих и аффилированных лиц, реальных и потенциальных контрагентов должника, иных субъектов — в том числе и государства. Поэтому информация о факте возбуждения и ходе дела о банкротстве должна быть публичной, чтобы широкий круг лиц мог соответствующие сведения получить, проанализировать и оценить, например, в контексте собственных рисков продолжения взаимоотношений с должником