Банковское обозрение

Финансовая сфера



15.02.2021 FinSecurityFinTechАналитика
IT-ПРОЕКТЫ 2020 ГОДА В ФИНАНСОВОМ СЕКТОРЕ

«Б.О» в четвертый раз собрал данные о внедрениях, которые можно рассматривать как предварительный FINAWARD’S Long List


В 2020 году пандемия в первом полугодии резко увеличила IT-бюджеты, а значит, повысились скорость и спектр стартовавших проектов: переход на «удаленку», выстраивание финансовых экосистем и маркетплейсов, роботизация рутинных бизнес-процессов и внедрение элементов ИИ (AI) в финансах. Затем бюджеты заметно ужались, но далеко не у всех.

Все это происходило в рамках цифровой трансформации, тотального перехода на гибкие практики разработки ПО и активизации использования аутсорсинга, облачных технологий и API. Отдельный тренд — внедрение решений для мониторинга эффективности IT-инфраструктуры и комплексных средств кибербезопасности.

Цифровизацию — в массы!

Подводить итоги 2020 года впервые за много лет надо начать с того, чем этот год закончился, с точки зрения IT-специалистов. Здесь есть о чем порассуждать, анализируя проекты, начатые ближе к ноябрю-декабрю. Но рассматривать их требуется в контексте того, что происходило с бизнесом финансистов как таковым.

Второго декабря ВТБ выдал первый льготный кредит по программе Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, направленной на поддержку цифровой трансформации компаний. Кредиты в рамках программы предоставляются по ставке от 1 до 5% годовых, минимум — 25 млн рублей. Кредиты по программе Минцифры выдаются на приобретение российского ПО и оборудования, лицензий и патентов, оплату труда сотрудников, обучение специалистов и другие цели в рамках цифровизации бизнеса.

Что здесь важно отметить?

Ударными темпами «Сбер», ВТБ, Ростелеком, «Яндекс», крупный ретейл и т.д. строят свои мегаоблака и заканчивают базовые проекты, связанные с собственной цифровой трансформацией и платформизацией.

Сегодня их основная задача — выстраивание масштабных экосистем, о чем президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф лично рассказал Владимиру Путину в рамках международной конференции AI Journey 2020. На этой конференции президент России призвал главу «Сбера» не забывать о банковском прошлом этой организации, чем поставил очередную точку в дискуссии о том, что есть крупнейший банк страны.

До сих пор банкиры заманивали в свои «сети» главным образом физлиц. Льготное кредитование Минцифры расширяет этот спектр за счет МСБ из реального сектора экономики. И вряд ли банкиры ограничатся кредитованием предпринимателей: ведь речь идет об отечественном ПО, разработчики которого сосредоточены именно в крупных банках. Наверняка в планах банкиров на 2021 год — подключение МСБ к своим собственным IT- и ИБ-ресурсам по облачным и аутсорсинговым моделям на своем собственном ПО по модели SaaS. Это означает продолжение расширения экосистем банкиров и связистов, наполнение их новыми сервисами. Здесь стоит отметить IT-программы Минсельхоза для фермеров, в которых активно участвуют Россельхозбанк и «Сбер». С точки зрения облачной ИБ как сервиса мощный рывок совершил Ростелеком. Но, к сожалению, методики гибкой разработки ПО, которые банкиры уже давно распробовали на вкус, оставляют на рынке все меньше места независимым разработчикам, не обладающим развитыми средствами доставки приложений льготным категориям МСБ, а также ресурсами для привлечения и удержания у себя программистов. Значит, продолжатся дискуссии о монополизации рынка IT.

Для Open API зажгли зеленый свет

Зажегся зеленый свет на пути использования Open API в финансах. Об этом упомянул в своем выступлении в панельной дискуссии SOC-форума Артем Сычев, первый заместитель директора департамента ИБ ЦБ, отметив: «Нас ждет впереди эпоха Open API, и грядет эра экосистем». Но еще 23 октября Банк России разместил на своем сайте пресс-релиз, где сказано, что регулятор совместно с участниками рынка на площадке Ассоциации ФинТех разработал стандарты открытых банковских интерфейсов, применение которых будет способствовать развитию финансовых продуктов и сервисов на финансовом рынке. Они содержат принципы и рекомендации внедрения Open API для конкретных сервисов — получения организациями информации о счете клиента банка и инициирования денежных переводов.

Стандарты также определяют общие положения работы открытых банковских интерфейсов и предлагают рекомендации по обеспечению ИБ при использовании этой технологии. Но пока говорить конкретнее о введении в России чего-то, похожего на Open Banking, рано, не достает регуляторики. А вот расширение применения финансистами Open API для работы с крупным бизнесом в 2020 году уже шло полным ходом. В числе передовиков оказались те, кто работают с казначействами корпораций. В частности, в сегменте Host-to-Host преуспел Национальный расчетный депозитарий (НРД) с решением «Транзит 2.0».

В августе «Б.О» провел конференцию «Open Banking. API-менеджмент и экосистемы», где своими кейсами делились разработчики и банкиры. В частности, показательны доклады «API банка “Открытие” и ожидаемый эффект от внедрения Open API на уровне банковского рынка», «Прямая интеграция бизнеса с банками: революция в корпоративном казначействе» от представителя компании «Казначейские системы» и др. Короче говоря, «процесс пошел».

Искусственный интеллект повзрослел

И снова новости из «Сбера» от 3 декабря, в преддверии AI Journey 2020. Речь идет уже не о робких экспериментах с ИИ «на кошечках», а о полноценном вводе в промышленную эксплуатацию серьезного решения для корпоративного блока.

Сергей Бессонов, вице-президент Сбербанка, директор дивизиона «Кредитные продукты и процессы», сообщил: «Банк внедрил собственные модели машинного обучения (Machine Learning, ML) для прогнозирования денежных потоков клиентов блока “Корпоративно-инвестиционный бизнес”. Новые модели позволили “Сберу” сократить срок подготовки финансового прогноза корпоративных клиентов для принятия решения о кредитовании с одного дня до меньше чем одного часа — теперь процесс занимает всего 45 минут. При этом качество прогнозирования, осуществляемого с применением ИИ (AI, ML), существенно выше качества работы кредитного инспектора».

Те, кто внимательно следил за жаркими дебатами по теме AI, которые вызывали живой интерес на всех без исключения форумах Finopolis с участием «Сбера», SAP, Deloitte и т.д., могут лично наблюдать за цепочкой: «гнев, отрицание, принятие». Банком достигнут действительно хороший результат, но с некоторым опозданием, так как идея «в сыром виде» обсуждалась давно. Но не это главное, ведь предложения, озвученные в свое время независимыми ныне экспертами, простираются гораздо дальше и были признаны в те годы слишком революционными для классического банкинга. Но в 2021 году они вряд ли покажутся таковыми, ведь классика постепенно уходит в прошлое. Как и профессия «аналоговых» юристов: «Сбер» запустил робота-юриста, оценивающего в автоматическом режиме правоспособность клиентов-юрлиц.

Машина извлекает более 1 тыс. атрибутов из общего массива документов и анализирует их с качеством 95%. За счет этого инструмента юридическая проверка клиента занимает всего пять часов вместо трех рабочих дней при стандартной организации процесса.

Не отстает от лидера и «Тинькофф»: после экспериментов с голосовым ассистентом Олегом появились действительно серьезные проекты: разработана и запущена в пилотной стадии собственная технология алгоритмического кэшбэка с рекомендательными моделями — Tinkoff RECO. Технология отвечает за подбор для клиентов индивидуального кэшбэка на товары, бренды, покупки в магазинах и в разных товарных категориях. Сегодня алгоритмическая технология Tinkoff RECO не имеет аналогов в мировой практике.

Tinkoff RECO — это семейство современных AI-алгоритмов, обученных на покупках 8 млн клиентов «Тинькофф» в течение двух лет в различных категориях. RECO предугадывает на основе истории транзакций клиента, что захочет купить человек в будущем, и может предложить покупателю индивидуальный кэшбэк на необходимые ему товары. Архитектура технологии позволяет рассчитать различные модели вероятности покупки для конкретного бренда, магазина или товара и решить, нужно ли давать кэшбэк на конкретный бренд или товар. Сейчас части клиентов уже доступны спецпредложения с кэшбэком до 30%.

Возвращаясь к «Сберу», Александр Ведяхин, первый заместитель председателя правления Сбербанка, дал «Б.О» интервью, посвященное AI, где рассказал, что в этом банке «ИИ чаще используется не для максимизации прибыли, а для помощи людям в решении разнообразных задач».

Инфраструктурные проекты ЦБ попали в цель

Гигантский прорыв сразу в нескольких начинаниях совершили Банк России и Федеральное Собрание России. Речь идет о проектвах ЕБС, «Маркетплейс» и «Цифровой профиль», о которых Елена Смышляева заместитель директора дивизиона «Банковские системы — разработка и сопровождение» ГК ЦФТ, подробно рассказала в нескольких интервью «Б.О».

Их квинтэссенцией, очевидно, является фраза: «Что касается банкиров, согласно нашим опросам, их живо интересует автоматизация процессов, минимизирующих клиентский путь за счет использования Единого портала госуслуг и повышающих при этом уровень Customer Experience. Здесь без ЕБС и “Цифрового профиля” не обойтись. “Маркетплейс” тестируют на своих бизнес-процессах многие участники финансового рынка. C октября 2020 года практически у всех появилась возможность разместить свои продукты на сайтах-агрегаторах типа banki.ru, sravni.ru и т.д., принимать удаленно клиентов, а полную идентификацию сможет проводить оператор финансовой платформы».

Но, наверное, лучше всего дела пошли в 2020 году у проекта ЦБ «Система быстрых платежей». Сначала были решены проблемы с безопасностью, затем расширен функционал и созданы благоприятные тарифные условия. На XII Уральском форуме «Информационная безопасность финансовой сферы» Артем Сычев вспоминал: «В самом начале работы СБП некоторые эксперты обвиняли нас в том, что в системе будет перебор номеров. Нас также обвиняли в том, что через СБП будут выводить деньги и будет работать реальный фрод. Но эти проблемы были решены комплексно в рамках двухуровневой системы антифрода: на уровне НСПК и на уровне банков-участников». Третий фактор ИБ — использование отечественной криптографической защиты. с ней проблем возникло немного. Эксперты, утверждавшие, что российская криптография — это «сложно и неудобно», оказались в меньшинстве.

Оценив риски, банкиры стали массово подключаться к СБП, что стало первым мейнстримом года. А к концу 2020-го, как и было обещано представителями ЦБ, в СБП появились b2c-платежи. Виктор Жидков, председатель правления инвестиционного банка «Веста», описал открывшиеся перспективы: «В СБП все происходит быстро и дешево, а вендоры довольно оперативно подготовили необходимые для подключения решения. В нашем случае от первой мысли до финала проекта прошло всего полгода, реальные работы заняли не более двух с половиной месяцев. Далее уже банки сами разрабатывают продукты на базе СБП. Например, банк “Веста” вышел с технологиями СБП на рынок зарплат и зарплатных проектов. Это b2c-решение, позволяющее нашим клиентам-юрлицам переводить заработную плату своим сотрудникам на счет в любом банке по их желанию. Естественно, платежи будут проходить, минуя традиционный карточный эквайринг, что сделает сервис прибыльным и при этом дешевым».

Понятно, что успехи ЦБ и НСПК не могли не тревожить МПС, и они ответили потоком инноваций и реализованных проектов. Как в октябре сообщил «Коммерсант», Mastercard расширяет возможности российских банков при проведении переводов между юрлицами (b2b-переводы) с использованием бизнес-карт: в них появилась возможность указывать назначение платежа, как это требует ЦБ. Юрий Топунов, руководитель департамента продуктов Visa в России, в этом материале отметил, что платежная система работает «над техническими спецификациями, чтобы внедрять новые платежные сценарии, которые будут соответствовать применимым требованиям».

В таблице можно найти кейсы, где банк «Русский Стандарт» совместно с Mastercard первым в России реализовал проект внедрения Automatic Billing Updater, предусматривающий возможность автозамены реквизитов перевыпущенной банковской карты в торговых онлайн- и офлайн-точках. В ноябре решение Сбербанка для бесконтактной оплаты SberPay стало доступно всем держателям карт Mastercard, которые пользуются NFC-смартфонами на операционной системе Android. А в декабре ПСБ и Masterсard предложили своим клиентам сервис, позволяющий владельцам торговых точек МСБ на эквайринговом обслуживании банка анализировать показатели своего бизнеса. Анализ осуществляется на основе агрегированных данных с платежных карт Mastercard, которыми расплачиваются покупатели за товары или услуги. Сервис позволяет отслеживать эффективность работы точек продаж, а также динамику показателей не только с момента подключения к платформе, но и за предшествующий период.

Блокчейн переболел детскими болезнями

Ближе к концу 2020 года стало ясно, что технология блокчейн преодолела рубеж своего развития, после которого она может считаться зрелой и готовой к промышленному применению в банках (и не только). Также стало понятно, что первыми решениями для массового использования (без учета криптовалют) будут те, которые ориентируются на концепцию «блокчейн 2.0». Она предназначена для объединения в доверенную среду контрагентов, которые не доверяют друг другу. Сейчас для создания подобной среды привлекаются многочисленные «аналоговые» посредники в виде банков, таможенных брокеров, нотариусов и т.д. На определенном этапе цифровизации бизнес достигает необходимого уровня IT-зрелости, который позволяет расширить сферу своей транспарентности бизнес-процессов за пределы корпоративных границ. Тут и возникает «блокчейн 2.0». Не только в теории, но и в целом ряде кейсов, связанных с ВЭД, управлением цепочками поставок, модернизацией казначейских функций крупного бизнеса и выводом cash-менеджмента на новый уровень. И все это было уже в начале года. А в его конце произошел реальный прорыв в связи с принятием Федерального закона «О цифровых активах», появлением проекта о введении цифрового рубля, а также активностью Ассоциации ФинТех и IBM.

На базе платформы «Мастерчейн» от АФТ готовятся к промышленной эксплуатации проекты «Цифровая банковская гарантия» и «Цифровой аккредитив», объединенные в единую техническую реализацию «Торговое финансирование», а также проект «Учет электронных закладных». В последнем случае речь идет о переводе закладных в цифровой вид. Они применяются в ипотечных договорах и являются первым шагом на пути перехода к оформлению ипотеки онлайн. Новая технология избавит депозитарии и банки от большого количества бумажных документов, на работу с которыми сейчас уходит много времени. Активный участник процесса — Росреестр.

А в рамках IBM Blockchain Day, прошедшего 8 декабря, подтвердились упорные слухи о построении банком ВТБ масштабной блокчейн-экосистемы «Цифровой расчетный сервис» на базе решений IBM. О предстоящем его выходе рассказал Александр Ефремов, директор по управлению проектами управления апробации новых технологий ВТБ. По его словам, данная экосистема строится «не вокруг банка, а вокруг сервиса». Архитектурно помимо прочего экосистема выстроена так, что в случае введения цифрового рубля переход на него не займет много времени.

Двумя словами об экосистемах и микросервисах

Тему выстраивания экосистем, ставшую еще одним мейнстримом года, можно описать одной емкой цитатой из блога IBM: «В рамках своей цифровой трансформации банк ВТБ значительно изменил IT-ландшафт, развивая омниканальную платформу и формируя единый подход к развитию сервисов и улучшению клиентского опыта. Одна из ключевых задач — развитие канала продаж и взаимодействия с партнерами банка, а также внутри всей группы. Банк ВТБ выбрал решение Cloud Pak for Integration, которое содержит необходимый функционал, включая управление жизненным циклом API, обмен сообщениями и реакцию на события в реальном времени, высокоскоростную передачу данных и обеспечение безопасности. Кроме того, решение позволяет гибко выстраивать баланс между интеграционными компонентами, подстраиваясь под текущие бизнес-потребности банка». Данный проект выделяет решение, необходимое для работы с контейнерными средами — как локальными, так и облачными, от средств разработки приложений и автоматизации бизнес-процессов до механизмов ИИ и средств ИБ.

Что касается обеспечения ИБ в микросервисных средах, то выделяется Росбанк, который совместно с компанией «Инфосистемы Джет» реализовал первый в России проект по внедрению платформы Prisma Cloud от Palo Alto Networks для защиты инфраструктуры приложений. С ее помощью банкиры обеспечивают безопасность двух приложений ДБО и планируют масштабировать решение на новые разработки (на февраль 2021 года).

Чтобы безопасность не стала угрозой для ускорения time to market, ее нужно бесшовно интегрировать во все этапы разработки ПО по принципам DevSecOps. Именно так и подошли в Росбанке к проекту по защите микросервисной архитектуры. Про техническую и регуляторную компоненты ИБ не забывали ни банкиры, ни регуляторы. Здесь ни прорывов, ни провалов до декабря не было замечено. В декабре 2020-го тронулся лед в «вечной мерзлоте социальной инженерии».

«Тинькофф» в партнерстве с мобильными операторами Tele2, «МегаФон», МТС и «Тинькофф Мобайл» запустил Tinkoff Call Defender — платформу по предотвращению мошенничества с использованием телефонных звонков. Антифрод-платформа, которая тестировалась с февраля 2020 года, объединяет разработанное мобильными операторами антифрод-решение, а также собственные технологии противодействия мошенничеству. «Сбер» в этот же день начал выявлять телефонное мошенничество в режиме реального времени, объединив усилия с операторами связи в рамках уникального технологического антифрод-решения. Данная технология не имеет аналогов в мире и запускается совместно с Tele2, «МегаФоном», дополняя уже существующее взаимодействие «Сбера» с мобильными операторами. В процессе подключения — МТС и «Билайн». У обоих этих решений грандиозные перспективы и интригующее разбирательство по поводу приоритета в развертывании. Оба банка считают себя пионерами. Ранее что-то подобное происходило в определении первенства в real-time-маркетинге.

К выводам

Как уже отмечалось, практически все проекты «выстрелили» в конце года. При этом айтишники шутят: «2020 год — это январь, февраль, карантин…». Встает закономерный вопрос: когда именно в промежутках между обеспечением удаленной работы и подключением к госсервисам выдачи цифровых пропусков во время самоизоляции специалисты занимались всем этим? Также все сделанное в плане IT и ИБ зачастую далеко выходит за рамки банков и банковских экосистем. Банк России, НСПК и Ростелеком запустили крайне востребованные финансовые и инвестиционные сервисы, позволяющие перевести «коммерческий госбанкинг» на новый уровень — в частности, в вопросе персонализации услуг. В то же время ЦБ, вводя цифровые рубли и занимаясь реформированием системы лицензирования финансовых институтов, заставит остальные коммерческие банки выкручиваться с новым ускорением. Что им понадобится для этого из IT — покажет жизнь, прогнозы уже не работают.

В таблице приведены IT- и ИБ-проекты в финансовом секторе России, информация о которых размещена в открытом доступе, начатые или завершенные в 2020 году*

Тип

Организация

Партнер

Описание проекта

Январь

Банк

«Зенит»

Oracle

Банк переводит бюджетирование в облако. Это позволит иметь динамическое сценарное планирование, повысить скорость и прозрачность бюджетного процесса. Выбраны сервисы Oracle EPM Cloud для автоматизации процессов бизнес-планирования. Подробнее >>

Банк

«Россия»

 

Компания Naumen завершила проект внедрения безопасного сервиса генерации ПИН-кода и активации банковской карты в банке. Новый сервис позволит клиентам получать ПИН-код через интерактивную голосовую систему (IVR) при обращении в контакт-центр банка, работающего на платформе Naumen Contact Center. Подробнее >>

Банк

«Россия»

«Аплана бизнес решения»

Банк и «Аплана бизнес решения» реализовали проект по внедрению в программное обеспечение банка технологий Robotic Process Automation (RPA): новые программные роботы помогут повысить эффективность работы сотрудников и улучшить качество обслуживания клиентов. Подробнее >>

Банк

«Точка»

 

Банк запустил платформу для продажи продуктов клиентов. Теперь клиентам банка продавать товары можно прямо на сайте банка. Чтобы открыть свой интернет-магазин, достаточно ввести описание и цену товара. Покупатели сразу же смогут оплачивать покупки банковской картой — эквайринг и бесплатная онлайн-касса подключатся автоматически. Подробнее >>

Финансовая компания

«Эксперт РА»

«Диасофт»

В связи с продвижением XBRL в России и его технологичностью в «Эксперт РА» решено внедрить специализированный инструмент для консолидации, хранения и обработки данных банковской отчетности. Такое решение позволило агентству создать основу для унификации процессов получения и обработки отчетности от финансовых организаций. Подробнее >>

Банк

ВТБ

 

ВТБ представил новый тип АТМ — видеобанкоматы с возможностью онлайн-консультации сотрудниками контакт-центра. Технология сократит время обслуживания клиентов и поможет охватить более 90% стандартных услуг менеджеров в офисах. Подробнее >>

Банк

МКБ

 

Банк успешно прошел аудиты на соответствие PCI DSS и SWIFT CSP. Подробнее >>

Финансовая компания

НКО ПРЦ

«Банковские информационные системы»

Партнеры договорились о внедрении интегрированной банковской системы QBIS.Bank для автоматизации и поддержки работы всех направлений деятельности Центра. Внедрение программных продуктов семейства QBIS позволит ему постоянно координировать свои операции, создав надежную IT-платформу, нацеленную на эффективную обработку больших объемов транзакций за минимальное время. Подробнее >>

Банк

Почта Банк

Bell Integrator

Bell Integrator разработал и внедрил в банке решение, обеспечивающее электронный документооборот между финансовой организацией и отделами социальной защиты населения (ОСЗН) на всей территории России. Благодаря реализации проекта теперь клиенты банка могут централизованно получать на свои сберегательные счета начисляемые им государством социальные пособия и компенсации. Подробнее >>

Банк

Почта Банк

НСПК, «Микрон»

Банк сообщил о том, что первым на рынке эмитировал партию карт ПС «Мир» с чипом для бесконтактной оплаты российского производства «Микрон». Подробнее >>

Банк

Райффайзенбанк

 

Райффайзенбанк реализовал выплату финансирования по факторингу в течение двух минут после запроса клиента. Для этого банк поэтапно автоматизировал процессы верификации поставок, разнесения входящих платежей и выплаты финансирования. Подробнее >>

* Данные в таблице приведены до 15 декабря 2020 года включительно