Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
В начале 90-х годов компания «Разгуляй» заявила о себе как о трейдере сельскохозяйственного рынка. Сотрудничать с компанией без имени и прошлого согласился единственный банк, который не являлся крупным игроком и не отличался безупречной репутацией. Сегодня банки сами предлагают агропромышленному холдингу свои услуги. Как развивались взаимоотношения «Разгуляя» и банковской системы, рассказал генеральный директор Александр Солдатов.
— С чего началось ваше взаимодействие с банками?
— Группа «Разгуляй» существует с 1994 года. Отправной точкой стал сахарный завод «Большевик» в Белгородской области, который мы приобрели на первые доходы, полученные от переработки сахарного сырья по давальческой схеме. Затем мы начали активно расширяться: в 1998 году — сахарный завод «Тихорецкий», в 1999 году — шесть хлебоприемных предприятий, элеваторов и комбинатов хлебопродуктов, в 2000-м — сахарный комбинат, молочно-консервный комбинат…
На покупку предприятий нам потребовались дополнительные источники финансирования. Сначала это было овердрафтное кредитование, потом полноценные краткосрочные кредиты под залог имущества различного масштаба и уровня, а сейчас мы успешно используем долговые инструменты фондового рынка и долевые инвестиции.
— С какого банка началось ваше взаимодействие с банковской системой? И почему?
— Первый банк, в который мы обратились за финансовыми услугами, был печально известный банк «Нефтяной». На тот момент компания не соответствовала требованиям крупных федеральных банков и не могла предоставить им необходимые гарантии. Поэтому у нас не было возможности выбирать.
Обслуживание в таких банках, как «Уралсиб» или ВТБ, — это, можно сказать, высший пилотаж. До него предприятиям нужно дорасти. В организационном плане достижения этого результата мне видятся два главных фактора. Первый — коллектив, стабильная команда, в которую входят сотрудники из казначейства, бухгалтерии, юристов, отвечающих за привлечение и оформление сделок. Второй — безупречная кредитная история. Я думаю, что это является ключевым моментом успешности привлечения финансирования и выхода на публичные займы.
— Как известно, сельское производство достаточно непредсказуемо, поэтому банки не рискуют кредитовать АПК…
— Важным условием сотрудничества с кредитными организациями является актуальное прогнозирование. Если прогнозы оказались ошибочными, а сценарии не воплотились, то допущенным неточностям и полученным расхождениям должно быть дано четкое объяснение. Например, принципиальное падение рынка цен. Понятно, что при таких условиях высокой маржи быть не может.
Однако банки не обязаны принимать во внимание эти сложности и изменения. Максимум, что они могут сделать, — пролонгировать договор.
На рынке акций можно привлечь наиболее дешевое финансирование. Потому что никто не требует дивидендов.
— А когда вы вышли на федеральные банки?
— Когда компания прочно стала на ноги, заработала имя, мы начали обслуживаться в ряде федеральных банков. Разветвленная схема финансирования обусловлена не наличием какой-либо стратегии или стремлением диверсифицировать риски, а тем, что средств, которые нам мог предоставить один банк, было недостаточно. Поэтому нам пришлось обратиться в несколько кредитных организаций.
Для поддержки облигаций нам потребовались более крупные банки. Естественно, и краткосрочное кредитование пошло уже в более серьезных банках, потому что там лимиты больше.
Расчетные счета у нас открыты во многих банках. Однако основной кредитный портфель сосредоточен в ВТБ, зарплатный проект по Москве также обслуживается в ВТБ. В работе с финансовыми институтами мы придерживаемся железного рабоче-крестьянского правила: где заем, там и рассчетно-кассовое обслуживание. Потому что никогда нельзя исключать того, что банк может в один день рухнуть вместе с остатками на счетах.
Также нашими стратегическими партнерами сейчас являются банк «Уралсиб» и Газпромбанк.
— Получается, что в основном вы сотрудничаете с государственными банками…
— Да, в основном с государственными. Однажды пытались реализовать проект в Альфа-Банке, но процесс не пошел, не было достигнуто понимания.
— Вы работаете с местными региональными банками?
— Это не тот масштаб. Они вряд ли смогут предоставить нам кредит в 100 млн рублей.
Наши структурные подразделения расположены в основном в глубинке, и там, как правило, нет поблизости отделений местных банков, поэтому нам не удобно с ними сотрудничать даже по зарплатным проектам.
— А под залог чего вы кредитуетесь?
— Мы закладываем абсолютно все. Но активы очень сильно дисконтируются. Например, банк берет в качестве залога завод и дисконтирует минимум 30% его стоимости.
— Какой залог наиболее ликвидный?
— Банки охотнее берут в залог товар, потому что его проще реализовать. Компенсировать потери с помощью производственных активов гораздо сложнее. Например, один агропромышленный холдинг работал со Сбербанком. Один из заводов у них располагался в Омске. После того как компания не смогла расплатиться по кредиту, банк пытался продать или сдать в аренду это предприятие. Для всех это обернулось дополнительными проблемами.
Никакой залог не может обеспечить стопроцентной гарантии возврата по кредиту. Поэтому в большинстве случаев банки подстраховываются поручительством. У нас в качестве поручителей выступает также группа «Разгуляй». Таким образом получается перекрестный залог.
— Под какую процентную ставку сейчас кредитуетесь?
Справка.БО
«Разгуляй» — агропромышленный холдинг, включающий управляющую компанию ОАО «Группа «Разгуляй» и три отраслевых субхолдинга — зерновой, сахарный и сельскохозяйственный.
Зерновая компания контролирует около 9% рынка торговли зерном, 19,4% — рынка крупы и 2,5% — рынка муки, а ее производственные активы включают 22 предприятия (12 линейных элеваторов, 6 мукомольных предприятий, 4 крупяных предприятия).
Сахарная компания контролирует 12,4% сахарного рынка, ее производственные активы включают 11 сахарных заводов и один молочно-консервный комбинат.
Предприятия группы работают в Северо-Западном и Центрально-Черноземном регионах России, Верхнем и Среднем Поволжье, на Северном Кавказе, Южном Урале и в Западной Сибири.
В ноябре 2007 года компания провела SPO, разместив дополнительно 14 млн акций на общую сумму 66,5 млн долларов. В июле 2008 года группа «Разгуляй» в ходе второго SPO разместила более 38 млн акций и привлекла дополнительно 295,2 млн долларов. Таким образом, free float компании составляет приблизительно 51% акций, что является высоким показателем для компаний потребительского сектора и, соответственно, предполагает хорошую ликвидность. Выручка компании в 2007 году составила 31 млрд рублей, увеличившись по сравнению с 2006 годом на 43,6%. Зерновая доля в нынешней выручке составляет 63,7%.
— Облигации под 14%, а обычный текущий кредит под 18%. Меньше даже никто разговаривать не будет.
— А компании, входящие в состав вашего холдинга, могут самостоятельно оформить кредит?
— Именно для оптимального решения бизнес-вопросов и вопросов финансирования нужен холдинг. Отдельное юридическое лицо не имеет таких возможностей. Например, отдельно взятый элеватор никогда не получит кредит нужного объема. Без дополнительных гарантий, то есть поручительства, ни один банк не пойдет на подобный риск. Зачем ему нужна груда железа и бетона?
— Какова средняя сумма кредита?
— Меньше ста миллионов мы не берем. Средняя сумма — 100–300 млн рублей.
— Повлияет ли, по вашему мнению, кризис на дальнейшее развитие ситуации?
— У нас с появлением кризиса ничего не изменилось. Сельскохозяйственным предприятиям одинаково тяжело, что три месяца назад, что полгода, что сейчас. Технологии уборки сахарной свеклы не изменились.
— А под залог земли кредитуетесь?
— У нас есть несколько оформленных кредитов в Россельхозбанке под залог земельных участков. Но этот процесс идет очень туго. Кредиты под залог земли составляют крохи от нашего общего кредитного портфеля. Проблема в том, что в банках механизм кредитования под залог земли еще окончательно не проработан. До сих пор не решен вопрос, каким образом оценивать землю — по рыночной или кадастровой ее стоимости.
— А какими объемами земли вы сегодня располагаете?
— Приблизительно 30% обрабатываемой нами земли находится в собственности и 70% в долгосрочной аренде, то есть в аренде на срок от 5 до 49 лет.
Мы вынуждены оформлять землю в аренду, потому что пока некоторые пайщики не продают свои участки. Редко нам удается выкупить земли районного административного фонда, потому что муниципальную землю местные власти в лучшем случае согласны сдавать в долгосрочную аренду.
«Упакованные» участки мы обычно не покупаем, потому что это уже вторичный рынок и там уже предлагается совершенно другая цена. В основном у нас идет прямая первичная покупка земли либо первичная ее аренда.
Сейчас под контролем группы «Разгуляй» находится 400 тысяч гектаров земли, из которых 270 тысяч обрабатываются.
— По вашему мнению, кредитование под залог земли возможно в дальнейшем? Насколько этот актив может быть интересным для банков?
— Земля — ограниченный ресурс. И сегодня многие инвесторы начали это осознавать и проявлять интерес. Для нас земля — это возможность получить долгосрочное кредитование, потому что, как известно, для реализации проектов по покупке сельхозтехники требуются «длинные деньги».
— Почему вы решили выйти на рынок акций?
— Хотя существует мнение, что акционерный капитал дороже, чем заемный, я считаю, что на рынке акций можно привлечь наиболее дешевое финансирование. К тому же в России эти деньги практически бесплатные, потому что никто не требует дивидендов. Первое время держатели ценных бумаг рассчитывают только на капитализацию акций. Конечно, для компаний выпуск акций оборачивается определенными расходами: требуются дополнительные людские ресурсы, средства на поддержание публичной отчетности, управление, аудит и пр. Но эти расходы не соизмеримы с теми суммами, которые мы можем получить в результате такого выпуска. Например, первый расход на IPO в 2006 году. Тогда мы разместили 144 млн долларов, а потратили около 5 млн, то есть 3%. Кстати, спрос на акции превысил предложение в шесть раз.
— А кто занимался размещением акций?
— Акции размещали разные андеррайтеры. Первым у нас был МДМ-банк, затем «Ренессанс Капитал».
Андеррайтера мы поменяли по нескольким причинам. Во-первых, из МДМ ушла команда, с которой мы работали изначально. Во-вторых, банки располагают разным количеством клиентов. Скажем, когда банк проводит IPO, он привлекает к нему всех своих клиентов в качестве инвесторов. Таким образом, все заинтересованные лица уже при первом размещении смогли купить акции. Для повторного размещения на публичном рынке приходится искать новые горизонты клиентов. Для этого как раз и нужно брать другие банки, которые будут проводить IPO среди других категорий клиентов.
Успех размещения зависит от андеррайтера и настроения рынка. В условиях кризиса размещение на публичных рынках является задачей не из области финансов, а скорее из области психологии. Потому что в стране, по большому счету, ничего не изменилось — ни природа, ни погода. Просто инвесторы сейчас запуганы и действуют по принципу толпы.
— А как вы выбирали андеррайтера?
Когда банк проводит IPO, он привлекает к нему всех своих клиентов в качестве инвесторов. Для повторного размещения нужно брать другие банки.
— Андеррайтеров мы выбирали через тендер. В удачном размещении бумаг заинтересованы обе стороны. Потому что для андеррайтера здесь тоже существует серьезный репутационный риск.
«Ренессанс Капитал» работает с крупными компаниями, поэтому при первом размещении они за нас не взялись. Они не хотели ставить на карту свою безупречную репутацию. У МДМ на тот момент не было блестящих проектов, поэтому они практически ничем не рисковали.
После первого удачного размещения с МДМ нами заинтересовался «Ренессанс Капитал». На тот момент риск уже был нивелирован. И крупному андеррайтеру было интересно взять компанию из новой для него отрасли. Например, в нефтяной промышленности вся схема работы уже налажена и обкатана, и андеррайтер, организуя такое размещение, ничего не докажет и не покажет. Примечательно, что в сельском хозяйстве такого крупного размещения еще не было. Единственный, кто выходил на публичный рынок, это «Хлеб Алтай», но там размещение было не таким большим.
— Размещение на IPO как-то повлияло на репутацию? На условия кредитования?
— IPO повлияло на снижение будущих ставок по кредитам. Публичность компании, прозрачность результатов, их осознаваемость являются дополнительными плюсами при оценке компании банками.
Проблема заключается в том, что в сельском хозяйстве официальные отчеты не дают реальной картины, как и в других отраслях. Например, по обнародованным данным, один из агропромышленных холдингов показал значительную прибыль. Однако сейчас о нем практически ничего не слышно. Когда мы разместились на IPO, сразу стал виден конкретный результат по стандартам МСФО.
— Собираетесь еще размещаться?
— Сейчас размещение на публичном рынке будет бессмысленным. Цена сегодня составляет 1–1,5 доллара за акцию. Изначально мы их размещали под 4,8 доллара за акцию. «Разгуляй» был последним, кто разместился в мировой докризисной истории. Через три дня рухнули российские биржи. Во время последнего, третьего размещения акций мы привлекли 6 млрд рублей. И этих средств нам пока достаточно.
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка
В 2023 году Бизнес Платформа ВТБ для малого и среднего бизнеса выиграла в специальной номинации Премии инноваций и достижений финансовой отрасли FINAWARD. О развитии нового интернет-банка для бизнеса «Б.О» рассказал Александр Александров, начальник управления «Интернет-банк», вице-президент ВТБ
В последние годы участились споры о том, какой метод делегирования бизнес-процессов эффективнее: инсорсинг или аутсорсинг? Выбирать что-то одно совсем не обязательно. Рассмотрим, как работать с гибридной моделью, которая сочетает в себе преимущества обеих систем
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка
В рамках акции банк перечисляет один рубль за каждую покупку еды в супермаркетах, кафе и ресторанах в период с 30 сентября по 30 октября 2024 года в благотворительный фонд «Дари еду» на развитие проекта «Социальные кухни»