Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Клановая борьба за «финтехи»
07.12.2021 FinTechАналитика

Клановая борьба за «финтехи»

На рынке цифровизации сложилась ситуация, когда ВТБ, Сбер и группы компаний «Газпрома» активно занимаются скаутингом стартапов, то есть собирают все проекты, технологии и новые продукты, которые удается найти в их периметре. От них не отстают топовые коммерческие банки, торговые сети, онлайн-маркетплейсы и IT-компании, которые, в свою очередь, интегрируют собственные платежные и финансовые сервисы, что говорит о размытии границ между мерчантами и банками


Топовые банки не ограничиваются финтех-проектами, в их поле зрения попадают не только инструменты цифрового маркетинга и продвинутой аналитики, но и рекрутинг (HR-tech), юридические технологии (LegalTech) и даже дополненная реальность (AR). Например, МКБ тестировал AR-решение в онлайн-квесте, а в ВТБ анонсировали идею рекламных плакатов в офисе, которые будут оживляться анимацией.

Финансовые организации трансформируются, предоставляя банковские и небанковские услуги, чтобы стать цифровыми платформами. Внедрение внешних проектов в коммерческие банки показало, что в 3–5 раз возросла скорость масштабирования Digital-рекламы, на 15–20% снизилась стоимость заявки на РКО, до 10% увеличилось количество новых клиентов и на 15% сократился отток действующих.

Когда сотрудники Ассоциации искали проекты для одного из коммерческих банков, входящего в топ-30, запрос был преимущественно на цифровой маркетинг и компании из СНГ, которые заинтересованы выйти на российский рынок. В результате руководство банка выбрало проект для самозанятых, речевую аналитику, обучение финансовой грамотности для сотрудников компании и товарный маркетплейс на основе банка-партнера. При этом банк предлагает варианты взаимодействия с проектом: пилотировать стартап с дальнейшим внедрением технологии, стать банком-партнером или включить в перечень b2b-услуги для юридических лиц.

В этой инновационной гонке за новыми решениями для снижения затрат на разработку собственных продуктов и технологий компании прибегают к скаутингу. Это позволяет радикально сократить time to market для новых продуктов и сервисов, расширить продуктовую линейку и быстро проверять продуктовые гипотезы. При этом скаутинг — только один из инструментов, наравне с корпоративными акселераторами и хакатонами.

Более крупные корпорации создают собственные отделы под скаутинг, игроки поменьше нанимают внешних исполнителей — агентства или профильные ассоциации. И здесь уже качество определяется тем, кто быстрее сможет предоставить базы проектов: насколько качественная воронка, специализация, методология отбора, работают ли скаутеры с зарубежными проектами или только российскими. С точки зрения скорости, стоимости и качества профильные организации подходят лучше. За две-три недели они уже смогут предоставить первый результат подразделениям банка по инновациям и цифровизации.

Технологические проекты — это в некотором роде тоже ограниченный ресурс. Если все больше компаний вкладывается в цифровизацию, то все меньше проектов на рынке остаются нетронутыми, а компаниям-заказчикам попадаются одни и те же проекты. В этом случае необходимо определить собственные потребности и вводить точные критерии отбора проектов для их дальнейшего успешного пилотирования в банке.






Новости Новости Релизы