Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Кто делит пирог BNPL
24.03.2022 FinRegulationFinRetailFinTechАналитика

Кто делит пирог BNPL

Мировой объем рынка BNPL-сервисов к 2030 году может превысить 4 трлн долларов, прогнозируют в АРБ: крупнейшими игроками могут стать маркетплейсы. В России из-за банкоцентричности финансовой системы большую часть рынка могут занять банки


Сервис BNPL (Bye Now, Pay Later) обосновался на российском и мировом финансовом рынке. Такой сервис есть, например, у Mastercard, а крупнейшим провайдером BNPL в мире по итогам 2020 года считалась шведская Klarna. Самой быстрорастущей компанией называют австралийскую Afterpay, которую в 2021 году за 29 млрд долларов купила электронная платежная система Square основателя Twitter Джека Дорси. Стоит отметить и американскую Affirm от сооснователя PayPal, Quadpay и Sezzle.

По данным McKinsey&Company, BNPL сейчас — это 2% рынка мирового потребительского кредитования. Аналитики Goldman Sachs считают, что BNPL, ставший популярным в 2020 году, во время пандемии, — это быстрорастущий сектор, который будет и дальше развиваться, в том числе из-за снижения спроса на традиционные финансовые продукты.

В России «Тинькофф» запустил сервис «Долями», «Яндекс» сделал сервис «Сплит». В декабре 2021 года ЦФТ запустил в тестовом режиме PayStep. К BNPL подключаются и МФО: в 2022 году о выходе на рынок BNPL в России объявила МКК «Арифметика», компания планировала сделать сервис «Дели на части». Похожие сервисы есть у интернет-магазинов и крупных BNPL-игроков.

В мире сервис довольно популярен, прогнозируются его темпы прироста выше 20% в год. К 2030 году, по мнению экспертов, объем BNPL может достичь 4 трлн долларов. В России пока оценки довольно скромные, прогнозируется, что только около 2% россиян воспользуются таким сервисом. С другой стороны, с учетом высокой закредитованности населения и роста процентных ставок такой сервис может привлечь определенную часть населения, например заменить собой сегмент POS-кредитования», — считает вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков.

Зачем этот сервис банкам, почему среди игроков — не только банки и финансовые организации, за кем из них будущее BNPL и есть ли оно в России вообще, поскольку Центробанк высказывает явное недовольство этим продуктом на рынке в принципе?

Рассрочка, да не та

BNPL — это рассрочка, которая позволяет потребителям «раскидать» стоимость товара и платить за него одинаковыми траншами. Например, в апреле 2021 года «Тинькофф» запустил первый в РФ BNPL-сервис «Долями». Он позволяет разделить стоимость покупки в интернет-магазине на четыре части: 25% оплачиваются сразу, остальные три — в течение полутора месяцев.

«Buy Now, Pay Later является альтернативой картам рассрочек, но с упрощенной процедурой оформления без заключения кредитного договора и оценки платежеспособности покупателя и часто с меньшим сроком и лимитом покупок», — сообщил младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Анатолий Перфильев.

«Рассрочка предполагает наличие кредитного договора, BNPL — нет. При этом сроки рассрочки могут быть значительно выше, чем сроки по сервису BNPL. Платежи за рассрочку чаще всего скрыты в больших штрафах за просрочку, сервис BNPL чаще всего финансируется продавцами товаров», — пояснил Алексей Войлуков.

Для потребителя обычно этот сервис бесплатный, а банки зарабатывают на комиссии с продавца.

«Сценарий, при котором по карте доступна оплата в рассрочку (BNPL), дает возможность держателям карт получить опции выгодного платежа в момент совершения покупки, а торгово-сервисному предприятию — рост оборотов и среднего чека, банкам — обеспечение клиентов новым интересным функционалом», — отметили в Mastercard.

В России BNPL — это чаще всего покупки с небольшим чеком и возможностью отсрочить платежи на небольшой срок. Сервис позволяет быстро совершить покупку и не требует оформления карт, долгой оценки платежеспособности заемщика и других процедур. «Также перечень магазинов, которые принимают оплату через BNPL, может отличаться от тех, кто участвует в программах рассрочки, поэтому покупатель принимает решение о способе оплаты в каждом конкретном случае, и ему нужны вариативность и альтернативные возможности покупки. Для магазинов сервис выгоден тем, что с его помощью увеличивается средний чек и он иногда входит в пакет услуг от обслуживающего банка», — сказал вице-президент АБР.

Например, ЦФТ, для того чтобы оценить платежеспособность клиента, не нужны паспорт и кредитная история: PayStep проводит оценку по номеру телефона с использованием Big Data.

На Западе у провайдеров BNPL средний размер чека составляет от 100 до 110 долларов, отметили в McKinsey&Company. Опрос, проведенный в июле 2020 года, показал, что почти 56% американских потребителей воспользовались услугой BNPL (годом ранее — 38%).

Продукты, которые потребители покупают с помощью BNPL, — электроника, мебель и товары для дома, спорт и домашнее фитнес-оборудование, а также путешествия. В отличие от других кредитов в рассрочку потребители имеют высокую близость и вовлеченность, что приводит к повторному использованию. Более зрелые группы потребителей используют эти финансовые продукты от 15 до 20 раз в год, говорится в исследовании.

Под пристальным взором

Банк России предостерег кредитные организации и МФО от участия в схемах с недобросовестной рассрочкой на покупку товаров. Регулятор разослал участникам рынка информационные письма, в которых говорится о практиках предоставления потребителям рассрочки при оплате товаров без заключения договора потребительского кредита или займа. Речь идет в том числе и о сервисах, работающих по модели BNPL.

Главная претензия ЦБ — непрозрачность. Если по другим финансовым продуктам у банков есть обязанность указывать размер кредита, реальную процентную ставку и так далее, то по BNPL пока нет. Тем более что главные игроки на этом рынке — вовсе не банки или даже МФО.

«Речь идет, конечно же, не о запрете сервиса, а о подходах к его регулированию. В настоящее время рынок ждет предложений от Банка России», — уверен Алексей Войлуков.

«По мере становления сервиса “Купи сейчас, плати позже” будет требоваться более пристальное внимание регулятора в части взаимодействия оператора с покупателем в случае неплатежеспособности последнего, возврата или обмена товара, а также учета задолженности по продукту в долговой нагрузке граждан и влияния на их кредитную историю», — согласился Анатолий Перфильев.

«По мере становления сервиса “Купи сейчас, плати позже” будет требоваться более пристальное внимание регулятора в части взаимодействия оператора с покупателем в случае неплатежеспособности последнего, возврата или обмена товара, а также учета задолженности по продукту в долговой нагрузке граждан и влияния на их кредитную историю», — согласился Анатолий Перфильев.

Не только банки

Наиболее распространенное заблуждение среди банков и традиционных игроков заключается в том, что приложения для покупок, предлагающие решения BNPL, являются чисто финансовыми, считают в McKinsey. Это может быть верно для мелких игроков, но ведущие провайдеры BNPL создают интегрированные торговые платформы, которые привлекают потребителей на протяжении всего пути к покупке.

В России это можно увидеть уже сейчас. Если говорить о крупнейших интернет-ретейлерах типа «Яндекса», то такой сервис вписывается в их экосистему, дополняет финансовые инструменты и крайне понятен, что важно для покупателя.

Как отметил Алексей Войлуков, хоть сервис BNPL не исключительно банковский, в него входят и другие игроки, но с учетом банкоцентричности нашего финансового сектора в России ключевыми игроками могут стать как раз банки.






Новости Новости Релизы