Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Лучшие в Рунете
03.04.2013 Исследования

Лучшие в Рунете

Системы интернет-банкинга постоянно развиваются, и это развитие требует оценки, которая могла бы послужить отправной точкой для анализа достаточности функций современного решения. Рейтинговое исследование, проведенное порталом «Банки.ру» по просьбе «Б.О», опирается на объективные данные


В исследовании собраны данные о функциях систем интернет-банкинга (данные предоставлялись банками по ситуации на конец 2012 года), а также сведения, характеризующие масштаб банковских решений дистанционного обслуживания. Данный рейтинг можно считать взглядом на систему «интернет-банк», как на IT-актив кредитной организации, позволяющий перевести обслуживание из отделений в Интернет и, тем самым, снизить стоимость операции и, одновременно, привлечь клиентов.

Поэтому, в частности, в таблице характеристик отсутствует тарифная составляющая: данных о стоимости подключения и использования системы, в том числе информации о плате за полноценное смс-информирование, о комиссиях на переводы в другой банк и т.д. Для клиента такие показатели имеют важное, а для кого-то — даже определяющее значение при выборе системы интернет-банкинга. Однако в самих кредитных организациях тарифная политика зависит от двух главных факторов — приоритетной для банка клиентской аудитории и стратегии развития. Если, к примеру, банк использует систему интернет-банкинга для активного привлечения новых клиентов или же в качестве приманки (либо удобного платежного инструмента) для удержания тех клиентов, которые уже приобрели прибыльный продукт, взяв потребительский или иной кредит, то организация может позволить себе не брать плату ни за обслуживание в интернет-банке, ни за транзакции. Как правило, такая «льготная» тарифная политика преподносится банком в виде бесконечно продлеваемой акции.

Наличие тарифа за обслуживание или за переводы в банках совершенно не воспринимают как минус дистанционного продукта. Напротив, все больше кредитных организаций, особенно тех, у которых дистанционно обслуживается миллионная аудитория, а следовательно, в поддержание и развитие системы ДБО банк вынужден вкладывать значительные средства, склоняются к мысли о том, что интернет-сервис должен становиться, как минимум, самоокупаемым. Это приводит к введению комиссий в тех банках, где их прежде не было, и к повышению платы в тех организациях, где она была, а также к увеличению платы за информационные сервисы и т.п.

Отдельно стоит заметить, что в рейтинге рассмотрены только системы интернет-банкинга, а не дистанционное обслуживание банка в целом. В частности, таблица характеристик не учитывает системы мобильного банкинга, которые часто создаются в ходе отдельных проектов, и существенно отличаются по функциям от интернет-систем.

В целом создатели рейтинга придерживались объективных критериев, которые поддаются измерению, поэтому итоговые баллы могут не в полной мере отражать все значимые факторы. Так, важную роль играет стабильность работы системы, но измерить ее представляется слишком сложной задачей. Не рассматривались и такие субъективные характеристики, как дизайн и удобство использования. Оценка информационной безопасности интернет-банка, хоть и отражена рядом критериев, требует отдельного аудита и тестов на проникновение, что также выходит за рамки данного исследования.

Рейтинг по функциям

В рейтинге собраны 56 критериев, раскрывающие системы интернет-банкинга с разных сторон. Как правило, за значимые функции начислялся один балл. Но к некоторым функциональным характеристикам систем были добавлены весовые коэффициенты. Как правило, как в случае с переводами с карту на карту по номерам карт или с настройками лимитов на отдельные операции (снятие наличных, покупки в интернет- и обычных магазинах) и т.п., — это коэффициенты понижающие, то есть итоговый балл за функцию ниже единицы. Такую невысокую оценку эти функции получили потому, что представлены в довольно детальной форме, чтобы показать различия внешне похожих систем. Где-то, допустим, доступны лишь переводы с карты на карту одного банка, в другой кредитной организации интернет-банк позволяет осуществлять карточный перевод, если одна из карт (отправителя или получателя) эмитирована данной организацией. Где-то допустимы переводы, в которых обе карты эмитированы другими банками.

Похожая ситуация и с настройками лимитов — в одних системах банк позволяет ограничить все операции, в других есть возможность выставлять отдельный лимит на снятие наличных, в третьей — лимит на операции в онлайн-магазинах и переводы по реквизитам.

По функциональной составляющей в лидеры вышел Банк24.ру, на втором месте оказался ТКС Банк, на третьем — Промсвязьбанк

Было бы нелогично выставлять за каждую детальную настройку такое же количество баллов, как за возможность онлайн-открытия или закрытия вклада.

Ряд критериев получил снижающие весовые коэффициенты, вследствие недостаточной популярности операций. Но за «трендовыми» направлениями в функциях, такими как система управления личными финансами, были сохранены «полновесные» баллы.

В случае оценки продолжительности банковского дня учитывался тот факт, что в ряде кредитных организаций этот период фиксирован, в других — зависит от времени работы отделения, где клиент подключал услугу интернет-банкинга. В последнем случае во внимание принималось среднее время рабочего дня московских отделений банка.

В итоге, по функциональной составляющей в лидеры вышел Банк24.ру, на втором месте оказался ТКС Банк, на третьем — Промсвязьбанк.

Эффект масштаба

Важнейший показатель, отличающий взгляд на систему со стороны банка, — количество пользователей. Для пользователя такой параметр сам по себе мало что значит, ему важнее функционал и стабильность работы интернет-банка, и неважно, обслуживается в системе десять пользователей или десять миллионов.

Для банка этот параметр является фундаментальным. Решения, способные обслуживать тысячи людей, не масштабируются на миллионы пользователей. Особняком здесь стоит Сбербанк, которому, как утверждают специалисты этой организации, отвечающие за развитие дистанционных каналов, в принципе не подходит большинство IT-систем, которые применяют конкуренты, работающие на российском рынке — слишком велик разрыв в количестве клиентов. С другой стороны, использовать зарубежные системы невозможно из-за необходимости их локализации, подгонки под местное законодательство и особенности рынка.

Данная особенность систем в какой-то степени была учтена за счет придания достаточно большого веса критерию, связанному с количеством пользователей системы интернет-банкинга. К сожалению, не во всех кредитных организациях ведется подсчет не просто всех подключенных, а активных клиентов (совершающих транзакции раз в месяц, или за другой учетный период). А некоторые банки, обладающие такими сведениями, предпочитают не раскрывать их. Поэтому данный критерий в рейтинге учесть не удалось, и соответствующая строка носит лишь информативный характер.

За счет масштабности решения с пятого места на второе переместился Сбербанк. Банк24.ру, несмотря на малое количество пользователей, остался на первом месте. Стоит отметить, что основную ставку Банк24.ру делает на «физюриков», поэтому функции его интернет-банка шире приведенных, но в исследовании учтены именно «розничные» параметры. ТКС Банк, несмотря на то, что, как виртуальный банк, считает всех обладателей карт пользователями своего онлайн-решения, за счет эффекта масштаба все-таки переместился на третье место.

Интересно, что разрыв между лидером и замыкающим очень велик — баллы у последнего ниже более чем в два раза.

Рейтинг систем интернет-банкинга российских банков

Банк

 

Критерий

Банк24.ру

Сбербанк

ТКС Банк

Промсвязьбанк

Авангард

Альфа-Банк

Связной Банк

МКБ

Русский Стандарт

Ситибанк

ВТБ24

СМП Банк

Юникредит Банк

Райффайзен Банк

Платежи партнерами (контрагентам банка)

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Переводы между своими счетами

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Переводы внутренние

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Переводы внешние

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Валютные переводы

0,5

0

0

0,5

0,5

0,5

0

0

0

0,5

0,5

0

0,5

0,5

Переводы на электронные кошельки

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Пополнение счета с электронного кошелька (вывод средств)

0

0,5

0

0,5

0

0,5

0

0

0,5

0

0

0

0

0

Перевод по номеру карты между картами своего банка

0

0,3

0,3

0

0,3

0,3

0

0

0,3

0

0,3

0

0

0

Перевод по номеру карты на карту стороннего банка

0

0

1

0

1

1

0

0

1

0

0

0

0

0

Перевод с карты стороннего банка на карту своего банка

0

0

0,25

0

0,5

0,5

0,5

0

0

0

0

0

0

0

Перевод по номеру карты между двумя картами сторонних банков

0

0

0

0

0,5

0,5

0

0

0

0

0

0

0

0

Оплата штрафа ГИБДД по номеру квитанции

0

1

0

1

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

Интеграция с порталом госуслуг

0

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Создание шаблонов

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Редактирование шаблонов

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Платеж по условию (при достижении мин. суммы и т.д. )

0,2

0,2

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Платеж по расписанию

0,5

0,5

0,5

0,5

0

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0

Скорость совершения операций (переводов в другой банк)

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

Количество контрагентов

0

1

0

0

0

1

1

0

1

0

1

0

0

0

Конвертация валют

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Заявка на кредит

1

1

0

1

0

0

0

0

1

1

0

0

0

0

Заявка на досрочное погашение кредита

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

Заявка на перевыпуск  карты

1

0

1

1

0

1

0

0

0

1

0

0

1

0

Заявка на изменение кредитного лимита карты

1

0

1

1

1

0

0

0

0

1

0

0

0

0

Блокировка карты

1

1

1

1

1

1

0

0

0

1

1

0

1

1

Возможность заказа основных карт

1

1

0

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

Возможность заказа дополнительных карт

1

0

1

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

Выпуск виртуальной карты

1

0

0

1

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

Открытие вклада

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

Закрытие вклада

1

1

1

1

1

0

1

1

0

0

1

0

0

0

Возможность заказа средств при закрытии вклада

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

Возможность открытия валютных счетов

1

1

0

1

1

0

1

0

1

0

0

0

0

0

Открытие мультивалютных счетов

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Покупка ПИФов

0

0

0

0,1

0

0,1

0

0

0

0,1

0,1

0

0,1

0,1

Возможность привязки карты к разным счетам

1

0

0

0

0

1

0

0

0

1

0

0

0

0

Горячая линия 

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

Видеосвязь

0,25

0

0

0

0,25

0

0,25

0

0,25

0

0

0

0

0

Онлайн-консультант

0,25

0

0,25

0,25

0

0

0,25

0

0,25

0

0

0,25

0

0

Связь с оператором колл-центра

1

0

1

1

1

0

1

1

1

1

0

1

1

1

Защищенная переписка

0,25

0

0,25

0,25

0

0

0,25

0,25

0,25

0,25

0

0,25

0,25

0,25

Сертификат ЭЦП

0,5

0

0

0,5

0,5

0

0

0

0

0

0

0

0

0,5

Одноразовый смс-пароль

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

0

1

Карта сеансовых ключей

0,5

0,5

0

0,5

0,5

0

0,5

0,5

0

0

0,5

0,5

0,5

0

Ключ, дающий право ограниченной работы в интернет-банке

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Токен-генератор паролей

0,5

0

0

0

0,5

0,5

0

0

0

0

0

0

0

0

Отслеживание сим-карт (при перевыпуске надо звонить
в банк)

0

1

1

0

0

1

0

0

1

1

0

0

0

0

Ограничение получения наличных по карте

1

0

1

0

1

0

1

1

0

0

0

0

0

0

Ограничение операций в Интернете (кроме интернет-банка)

1

0

1

0

1

0

1

1

0

0

0

0

0

0

Ограничение операций по оплате товаров и услуг

1

0

1

0

1

0

1

1

0

0

0

0

0

0

Ограничение всех расходных операций

0

0

1

0

1

0

1

1

0

0

0

0

0

0

Ограничение операций через интернет-банк

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Срок, за который доступна информация по счетам (выписки)

1

1

1

1

1

0

1

1

1

0

1

1

1

1

Количество доступных к печати документов с пометками банка

1

1

0

1

1

0

1

1

0

0

1

0

0

0

Банковский день

1,2

1

1

1,3

0,7

1

0,5

1,3

1

1,3

0,8

1,3

0,7

0,8

Персональная настройка интерфейса

0

1

1

0

0

0

0

1

0

1

0

0

0

0

Управление финансами

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

Итоговая оценка за функции

31,4

24,75

28,3

27,15

27

23,15

23,5

23,3

20,8

20,4

16,45

15,55

15,3

13,9

Количество зарегистрированных клиентов (тыс.)

61

11000

3000

1100

480

5000

600

260

1800

1000

2000

15

412

800

Количество активных пользователей (тыс.)

 

4500

 

 

200

2500

300

30

 

380

 

 

77

 

Баллы за количество пользователей (1 млн — 0,5 балла)

0,0305

5,5

1,5

0,55

0,24

2,5

0,3

0,13

0,9

0,5

1

0,0075

0,206

0,4

Общие баллы за функциональность и масштаб решения

31,43

30,25

29,80

27,70

27,24

25,65

23,80

23,43

21,70

20,90

17,45

15,56

15,51

14,30






Новости Новости Релизы