Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Маркетплейсы нарасхват?
13.04.2023 FinRegulationFinRetailFinTechАналитика

Маркетплейсы нарасхват?

В марте 2023 года газета РБК сообщила, что инвестфонд Russia Partners принял решение продать долю 40% в финансовом маркетплейсе Банки.ру. Другие владельцы — фонд Winter Capital и фонд «Эльбрус Капитал» — также могут избавиться от актива. Кто и зачем может приобрести платформу в России?


По данным СПАРК (Система проверки контрагентов и сбора информации об организациях для повышения эффективности коммуникации между бизнес-партнерами), 100% в Банки.ру сейчас владеет кипрская Banki.ru Holding Ltd., бенефициары которой не раскрываются. По информации газеты «КоммерсантЪ», пока на долю в 40% в Банки.ру претендуют Московская биржа, «Яндекс» и крупный российский предприниматель, владелец компании «Интеррос», одной из крупнейших в России, президент ГМК «Норильский никель» Владимир Потанин. Предположительная стоимость всего пакета акций — 13–16 млрд рублей.

Примечательно, что владелец «Интерроса» в последнее время стремится приобрести  статус влиятельного банкира: в начале 2022 года в компанию вернулся Росбанк (он ранее принадлежал «Интерросу», в 2006 году Societe Generale приобрела 20% банка, а в 2008 году стала его контролирующим акционером). Позже «Интеррос» выкупил 35% в TCS Group у семьи Олега Тинькова. В начале 2023 года Forbes опубликовал рейтинг 25 собственников российских активов, ранее принадлежавших иностранным компаниям. Владимир Потанин возглавил список с ценой покупки Росбанка 40–60 млрд рублей. Можно предположить, что миллиардер, претендуя на Банки.ру, в первую очередь желает диверсификации финансовых активов.

А вот «Яндекс» и Мосбиржа развиваются более четко в экосистемном направлении, о таком векторе в 2021 году упоминал глава площадки Юрий Денисов. По его мнению, расширение необходимо для обеспечения доступа клиентов к разнообразным финансовым инструментам. Кстати сказать, во времена стремительного взлета Банки.ру «Яндекс» тоже пробовал развить сервис, основанный на сравнении банковских продуктов, но через несколько лет закрыл проект, видимо, посчитав что момент выйти в лидеры здесь уже упущен. Возможно, на тот момент было сложно автоматизировать наполнение баз данных по продуктам, а «Яндекс» традиционно развивал те проекты, где все делают алгоритмы, в то время как Банки.ру тогда почти «вручную» актуализировали свои данные.

Что касается Мосбиржы, то в апреле 2023 года она купила разработчика ПО в области автоматизации комплаенс-услуг, к площадке перешло более 50% акций компании «ПроКомплаенс», планируется довести долю до 100% в течение трех лет. Также у Мосбиржи уже есть «Финуслуги» — первый финансовый маркетплейс, внесенный в реестр ЦБ.

На заре зарождающегося внимания регулятора к агрегаторам финансовых продуктов популяризировалась важная идея: финансовый маркетплейс способствует развитию конкуренции. В этом смысле Банки.ру — актив ценный. По данным SimilarWeb за февраль 2022 года, портал стал самым посещаемым финансовым маркетплейсом в России, он насчитывал более 16 млн посещений в месяц. В сентябре 2022 года портал был внесен в Реестр операторов финансовых платформ Банка России.

По состоянию на 7 марта 2023 года в реестре операторов финансовых платформ числится восемь компаний:

  • «Финуслуги»;
  • «ВТБ Регистратор»;
  • платформа «Инфинитум»;
  • маркетплейс «Сравни»;
  • «Открытый финансовый маркетплейс»;
  • «Открытые цифровые решения»;
  • Банки.ру;
  • платформа «Финмарт».

В недавнем исследовании MPLACE и «Банковского обозрения» онлайн-заявок на кредитную карту был обнаружен еще один феномен: во время поиска кредитной карты в поисковой системе «Яндекс» большую часть выдачи составляли не сами банки, а как раз маркетплейсы и так называемые сайты сравнения. Из топ-30 ресурсов только семь (23%) были сайтами банков, остальные оказались сайтами сравнения, к которым можно отнести и такие маркетплейсы, как Банки.ру или «Сравни». Для коммерческой выдачи доля банков составила всего около 37%». И это явно повод маркетинговым подразделениям банков задуматься о том, как простроены их клиентские пути в онлайне для других продуктов и сколько они могут терять на комиссиях за лиды сторонним платформам.

Данные усредненного рейтинга органической выдачи по запросу «кредитная карта» в поиске «Яндексе». Синим выделены сайты сравнения, бежевым — сайты банков

Сейчас через финансовые маркетплейсы можно оформить не только «кредитки», также доступны вклады, облигации, паи ПИФов, ОСАГО. Ранее активно обсуждалась покупка ипотечных займов. В феврале 2022 года ЦИАН намеревался создать ипотечный маркетплейс. Однако в конце года появилась информация о том, что при попытках запустить ипотечный продукт финансовые маркетплейсы сталкиваются с рядом проблем, в том числе с нежеланием банков с ними сотрудничать. ЦБ, в свою очередь, сообщил, что готов пойти навстречу платформам и даже допускает возможность модификации профильного Закона 212-ФЗ от 20 июля 2020 года, который вывел финансовые маркетплейсы в правовую плоскость.

Но чаще всего такие площадки выстраивают для себя какую-то определенную продуктовую специфику. Например, на сайте площадки «Сравни» указано, что это сервис № 1 по продаже ОСАГО в России. Спецдепозитарий «Инфинитум» развивает площадку по продаже ПИФов сторонних управляющих компаний. «ВТБ Регистратор» подстраивает бизнес-модель под частного инвестора. А финансовый маркетплейс Банки.ру как старожил рынка работает по универсальной модели.

Помимо традиционных продуктов финансовые маркетплейсы в будущем, возможно, получат право выпускать ЦФА и станут площадками для их вторичного обращения. Право может реализоваться уже в ближайшей перспективе в рамках Закона о вторичном обращении ЦФА, который был принят Госдумой в первом чтении 15 февраля 2023 года.

Поэтому ясно: маркетплейсы бизнесу интересны, а возможности их использования пока не исчерпаны. В условиях ослабления конкуренции из-за ухода из России иностранных бигтехов хочется, чтобы столь крупный субъект рынка, как Банки.ру, оставался независимым уже от отечественных квазигосударственных экосистем, стимулируя к успехам самостоятельный российский финансовый бизнес. Сами компании, безусловно, заинтересованы в базе клиентов Банки.ру. Например, идентификаторы, которые создают банки (Tinkoff ID, Сбер ID), используются в первую очередь для изучения потенциальных потребителей и сбора данных. Маркетплейс в этом смысле полезен и как рекламная площадка для финансовых продуктов, и как источник информации о его потребителях, которых не один миллион.

Справка «Б.O»

Источник: РБК

По данным РБК, в 2022-м выручка Банки.ру превысила 5 млрд рублей, а EBITDA была на уровне около 1 млрд рублей. При этом не уточнялось, удалось ли платформе выйти на чистую прибыль. По словам собеседника РБК, в 2023 году Банки.ру ожидают выручку более 8 млрд рублей. А вот по итогам 2021 года платформа показала убыток в 402 млн рублей.

Ближайший конкурент Банки.ру — «Сравни», который в 2020-м заявлял о планах выйти на IPO, 2021 год тоже закончил с убытком в 373 млн рублей. Платформа принадлежит кипрскому «Сравни холдинг лимитед». Олег Тиньков — один из основателей платформы — продал свою долю в «Сравни» фондам Baring Vostok и Goldman Sachs в 2020 году.

Корпоративная борьба за Банки.ру однажды уже разворачивалась и выходила в публичную плоскость. В 2019 году американский фонд Russia Partners аккуратно «подвинул» основателя маркетплейса Филиппа Ильина-Адаева в возможности принятия решений относительно управления компанией. «Предпринимателю, рискнувшему создать собственный бизнес, методично внушается мысль, что ему просто необходимо впустить в капитал инвестора... Но есть маленькая ремарка: с появлением инвестора это больше НЕ ТВОЯ компания», — писал Филипп Ильин-Адаев в декабре 2019 года в популярной в те годы в России социальной сети. Тогда вследствие конфликта семья Ильина-Адаева — основатели самого известного и успешного в России финансового B2C-медиа, а впоследующем финансового digital-сервиса — продала долю в этом бизнесе.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ