Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Мастера на все руки
01.04.2006

Мастера на все руки

Консультации по вопросам информационных технологий стали самым динамично растущим сектором консалтинга для банков в прошлом году. Основная причина такого взлета — проникновение IT во все сферы бизнеса и жизнеобеспечения банка. Невозможно изменить что-тов бизнесе — в продуктовой линейке, в вопросах управления —и не поменять IT-сопровождение. И наоборот, разработчикии интеграторы банковского ПО иногда становятся аккумуляторамии носителями лучших бизнес-практик, внедряя их вместес IT-продуктами.


IT-консалтинг растет от 30 до 50% в год

Лидерами рынка консультационных услуг в целом и его банковского сегмента в частности являются IT-компании. Об этом свидетельствуют данные рейтингового агентства «Эксперт РА». Все «призовые» места в рейтинге консультантов занимают компании, работающие в сфере информационных технологий.

Генеральный директор компании IIG Дмитрий Лебедев говорит, что тенденции к росту услуг IT-консалтинга очевидны как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективе. Темпы роста эксперт оценивает в 30—40% в год на ближайшие 3—5 лет.

Директор управления IT-консалтинга компании R-Style Softlab Сергей Усачев оценивает динамику российского рынка IT-консалтинга не менее чем в 50% в год. Это выше, чем рост IT-рынка в целом, составляющий, по мнению аналитиков, 25—30%. «Для нашей компании рост рынка ощущается в связи с увеличением частоты обращений и ростом интереса банков к этой услуге. Самыми востребованными сегодня являются услуги IT-аудита и разработка IT-стратегии», — говорит эксперт.

Каковы же факторы, определяющие доминирующее положение IT-составляющей в системе консультационных услуг, пользующихся спросом со стороны банков?

Как говорит по этому поводу генеральный директор компании «Франклин & Грант» Владимир Черкашин, «информационно-аналитическая составляющая является одним из «стержневых» компонентов эффективности банковской отрасли. Учитывая усиление конкуренции на рынке банковских услуг и вступление РФ в ВТО, неизбежен рост требований как к количеству информации, которую нужно обрабатывать и анализировать, так и к качеству принимаемых на этой основе управленческих решений. В силу сказанного, роль IT-консалтинга со временем будет возрастать, а в его составе будут появляться новые задачи, связанные с интеллектуализацией бизнеса».

Таким образом, основная цель, которую преследуют банки, прибегая к услугам IT-консалтинга, — повышение эффективности управления. Результатом управленческого консультирования является решение проблем клиента посредством управленческих методов. Например, производится реинжиниринг бизнес-процессов или постановка нового направления. Результатом работы консультантов по внедрению информационных систем является не только успешный запуск в эксплуатацию конкретного IТ-решения с учетом бизнес-технологии, принятой в банке, но и создание стратегии развития IT под потребности банка.

«Отмерседесить» бизнес-процессы в банке

Весьма многообразная номенклатура услуг IT-консалтинга включает в себя: комплексный IT-аудит; разработку IT-стратегии; разработку оптимальной IT-инфраструктуры и ее построение средствами автоматизации; разработку рекомендаций по оптимизации деятельности IT-службы предприятия и т.д.

Сергей Усачев (R-Style Softlab) указывает, что наиболее востребованной услугой IT-консалтинга в банках является разработка IT-стратегии, или, другими словами, создание концепции автоматизации банка. Концепция автоматизации (IT-стратегия) определяет целевую схему автоматизации банка: какие системы будут работать, как они будут взаимодействовать друг с другом, какие бизнес-процессы будут автоматизированы, одним словом, определяет, какой будет «идеальная IТ-инфраструктура» банка. Но главное, IТ-стратегия определяет точный маршрут поступательного движения к намеченной цели. Ведь многие бизнес-процессы тесно взаимосвязаны. Например, замена карточного бэк-офиса неизбежно «заденет» автоматизацию выпуска регламентированной отчетности по всему банку и, конечно, процессы обслуживания потребительских кредитов, если они погашаются с участием пластиковых карт.

Эксперт подчеркивает актуальность IТ-аудита для многих банков. Кто-то выполняет эту работу самостоятельно, кто-то — привлекая консультантов, но всегда под конкретную задачу: либо при открытии нового направления, либо при смене АБС. Причины могут быть самые разные и каждый раз неповторимые в своей уникальности. Почти каждое кредитное учреждение за 10—15 лет своей деятельности накопило большое количество всякого разнообразного программного обеспечения. «Зоопарк» зачастую перестает соответствовать потребностям бизнеса. Конкуренция на банковском рынке «заставляет» банки разрабатывать и предлагать рынку новые банковские продукты, которые неэффективно реализовывать на старом ПО, и требуется либо обновление, либо коренная перестройка систем автоматизации.

Проблема многократно усиливается, когда банки укрупняются в результате слияния или поглощения. Разница в бизнес-процессах и разный подход к построению IТ-инфраструктуры затрудняют управление новой объединенной структурой. Как обеспечить в этих условиях прозрачность бизнеса? IТ-аудит, то есть анализ ситуации «как есть» и разработка концепции развития IТ «как будет», приобретает особую значимость.

Необходимо отметить, что IT-консалтинг сегодня тесно связан с бизнес-консалтингом, поскольку для управления многофилиальными территориальными структурами требуются другие более сложные и более совершенные решения. Поэтому некоторые консультанты, оказывающие системные консалтинговые услуги, именуют их формой глагола, образованного от имени известных крупных бизнесов, — условно говоря, «отмерседесить» или «откокаколить» бизнес-процессы клиента.

Внедрение таких тяжелых сложных систем требует одновременно и разработки новой IT-инфраструктуры, и управленческого консультирования. Возникает вопрос — автоматизировать бизнес-процессы как есть или предложить банку более эффективный вариант ведения бизнеса. Бывают случаи, когда банки сами спрашивают: «Мы работаем вот так-то, но чувствуем, что неидеально. А как в других банках, в которых вы автоматизировали это направление?». Зачастую банки при внедрении новых решений проводят одновременно и реинжиниринг бизнес-процессов.

Другая ситуация, когда банк говорит: «Мы разрабатываем, например, кредитные продукты, но еще не определились, какие типы процентов, комиссий будем использовать. Давайте посмотрим, что у вас есть в системе, вместе обсудим и определимся с этим». «В этом случае фактически информационная система становится носителем новой бизнес-логики», — заключает Сергей Усачев (R-Style Softlab).

По словам Владимира Черкашина («Франклин & Грант»), информационная система банка всегда должна являться носителем бизнес-логики. Подобная модель является единственно возможной на Западе, где условия глобальной конкуренции традиционно вынуждают банки находиться на острие последних достижений финансового инжиниринга. Рано или поздно такая модель станет ключевой и для нашего рынка, рассматриваемого в свете предстоящей либерализации банковской отрасли.

До основанья, а затем?

Конечной целью всякого консалтинга является модернизация и/или оптимизация существующего бизнеса клиента, заказывающего консалтинговые услуги. В сегодняшних условиях их реализация попросту невозможна без изменения IT-инфраструктуры. «Достаточно рискованно для клиента заказывать «чистый» управленческий или стратегический консалтинг, не задумываясь в тот же самый момент и о том, каким именно образом реализовывать рекомендации стратегических консультантов, как это сделать оптимальным образом и сколько эта реализация будет стоить?» — подчеркивает Дмитрий Лебедев (IIG). Как следствие, IT-консалтинг становится обязательной составной частью консалтинговых услуг. В отношении банковского сектора значение такого подхода невозможно переоценить, так как весь бизнес современных финансовых компаний не может вестись без соответствующей поддержки каждого процесса в информационных системах.

Директор SAP в странах СНГ по решениям для финансовых институтов Оксана Глущенко считает, что последние несколько лет серьезно изменили суть финансового бизнеса России. До недавнего времени работой с физическими лицами серьезно занимались от силы два-три банка. Исторически так сложилось, что лидером в этом сегменте был Сбербанк России. Сейчас же практически все финансовые организации ориентируются на розницу. Другая тенденция банковского рынка, которая приобретает все большую актуальность, — это соответствие международным стандартам, поскольку близится вступление России в ВТО.

С точки зрения розничных услуг сегодня все больше банков стремятся минимизировать трудозатраты, связанные с взаимодействием с клиентами, т.е. обслуживание в банке должно быть легким, доступным и понятным. Именно с этим связан принцип многоканальности и дистанционного самообслуживания, например, из дома.

«Решение вышеперечисленных задач возможно через создание единой информационной системы, пронизывающей все бизнес-единицы финансовой организации, способной собирать и анализировать данные в режиме реального времени. Подобные тенденции предопределяют текущее развитие банковского сектора», — резюмирует О. Глущенко.

Дмитрий Лебедев (IIG) предлагает взглянуть на проблему в несколько ином ракурсе: «Если несколько лет назад наиболее востребованными были услуги по консалтингу в сфере выбора систем автоматизации той или иной деятельности заказчика, что объяснялось необходимостью заполнить пробелы в информационной среде, то сегодня все большим спросом пользуются услуги по консультированию в области эволюционного развития информационной инфраструктуры, включая и корпоративные информационные системы предприятия». Причины этой тенденции достаточно очевидны: предприятия уже вложили существенные средства в развитие своих информационных систем. Отказываться от них без крайней необходимости никто не хочет. Заказчик заинтересован в поиске решения того, как обеспечить актуальность своей инфраструктуры сегодняшним задачам, максимально используя существующие ресурсы.

Граница между консалтингом и аутсорсингом эфемерна

Какими мотивами и соображениями руководствуются банкиры при выборе консультанта? Эксперты утверждают, что выбор конкретного банка в пользу того или иного программного продукта и консалтинга, соответственно, не должен быть скоропалительным. Равно как и основанным на слепом копировании чужого опыта, поскольку автоматизированную систему каждая кредитная организация должна выбирать как в зависимости от своих сегодняшних потребностей, так и учитывая тенденции развития.

В целом проект модернизации IT можно разделить на несколько этапов. В первую очередь заказчику требуются анализ существующей деятельности и выработка стратегии развития банка на несколько лет. На основании выработанной стратегии производится разработка долгосрочной программы по автоматизации банка с учетом поэтапного внедрения IT-системы, а также ее оценка с точки зрения необходимых затрат и последующей отдачи. И, наконец, наступает время изучения ситуации на рынке информационных систем и выбор подходящего IT-решения. Выбор консультанта также зависит от размеров банка, его стратегии и множества других факторов. Вариативность решений — широчайшая.

При выборе IT-продукта необходимо, конечно, учитывать и возможности разработчика быстро и эффективно адаптировать систему к специфике банка и меняющимся требованиям отечественного банковского законодательства. Сегодняшняя ситуация на рынке характеризуется постоянным укрупнением и слиянием банков. «А так как в основном модели банковского бизнеса построены на западных образцах, то российское программное обеспечение не всегда приемлемо, поскольку существенно уступает западным аналогам по продуктовой функциональности, технологической архитектуре, производительности, масштабируемости и надежности», — настаивает представляющая немецкий колосс Оксана Глущенко (SAP).

Сергей Усачев (R-Style Softlab) несколько корректирует эту позицию. «Транснациональные компании гипотетически несут с собой мировой консультационный опыт, и это хорошо. Главное, чтобы они при этом владели и российской спецификой управления банковской деятельностью (речь идет о реализации требований регламентирующих организаций: ЦБ РФ, ГНС при внедрении и поддержке систем автоматизации). Далеко не каждая иностранная компания обладает такими знаниями и опытом». Риски небольших отечественных компаний имеют иную природу — для них из-за банальной нехватки кадров может представлять сложность одновременное выполнение нескольких крупных проектов. Поэтому в качестве основных конкурентов «западников» могут рассматриваться крупные российские разработчики банковского ПО — игроки этого сектора и «веса» имеют достаточный опыт и экспертную базу для реализации консалтинговых проектов в банках.

Национальная специфика отечественного рынка банковского IT-консалтинга предопределяется, по мнению Оксаны Глущенко, исторически сложившимися экономическими условиями. В основном специфика отечественного рынка зависит от законодательной базы для данного сегмента рынка. Так, например, для западных банков МСФО — это стандарт, который поддерживается давно, и все IT-системы обеспечивают банкам получение необходимой отчетности, в то время как для российских банков переход на МСФО является в настоящее время большой проблемой.

Тем не менее, в целом развитие рынка укладывается в русло общемировых тенденций. «Раньше многие банки разрабатывали собственное ПО. Потом стали заменять его на системы специализированных разработчиков — аутсорсинг». Как сказал Александр Горин, управляющий директор по России компании Accenture, «проблема небольших универсальных банков в том, что у них нет достаточных объемов, позволяющих делать крупные инвестиции в IT, инфраструктуру поддержки и в усовершенствование операционной модели. Выходом могло бы стать применение IT-аутсорсинга и аутсорсинга бизнес-процессов, что позволит небольшим банкам избежать крупных инвестиций в инфраструктуру и содержание вспомогательных затратных подразделений. Постепенно банки начинают осознавать экономические и организационные преимущества перехода на аутсорсинговую модель, пока в основном в сфере IT, что подталкивает к спросу на консалтинговые услуги по управлению перехода на аутсорсинг (оценка экономической целесообразности, проведение организационных изменений, выбор надежного поставщика аутсорсинговых услуг)». Граница между консалтингом и аутсорсингом во многих случаях эфемерна.

Мнение специалиста

Какую помощь может оказать банку IT-консультант при разработке нового продукта? На вопрос «БО» отвечает Мария Россоловская, партнер группы компаний AT Consulting.

Могу привести в пример новый продукт, который банк может предложить рынку, имея в «багаже настроек» всего два стандартных продукта: ипотечный кредит и депозит с фиксированной ставкой.

Банк фактически может предложить рынку новый ипотечный продукт, по которому частичным обеспечением является депозит клиента. При этом по договоренности с клиентом 80% данного депозита может служить гарантийным обязательством по обеспечению, например, одного года регулярных выплат. Банк на основании данного обеспечения, во-первых, удерживает клиента путем как размещенных, так и привлеченных средств, а во-вторых, может предложить клиенту более интересные условия — более низкую ставку по ипотечному кредиту. Данный продукт может быть настроен с помощью уже имеющихся настроек системы и всего лишь путем связывания двух стандартных продуктов внутри системы.

Многие западные аналитики, отслеживая развитие банковского рынка, все большее внимание обращают на тот факт, что банки в своей банковской стратегии напрямую заявляют о проектах в области IT-технологий. Подразделения, отвечающие за разработку банковских продуктов, сегодня занимаются не только классикой банковского дела, проведением маркетинговых исследований, но и отличаются знанием потенциальных возможностей своего программного обеспечения для целей разработки нового банковского продукта.

НОВОСТИ ИНФОРМАЦИООНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БАНКАХ

Эффективный информационный обмен с бюро кредитных историй

Каждому российскому банку, работающему на рынке кредитования, в ближайшее время предстоит решить целый ряд вопросов взаимодействия с бюро кредитных историй, в том числе и касающихся технологического обеспечения для безопасного и эффективного обмена информацией с БКИ. Компания R-Style Softlab сообщает о разработке бизнес-приложения «RS-DataHouse: Внутреннее БКИ», которое обеспечит эффективное взаимодействие банка с одним или несколькими кредитными бюро. Снижение затрат на взаимодействие с несколькими БКИ особенно актуально, отмечают в компании, поскольку в настоящее время на рассмотрении Госдумы находится поправка к Федеральному закону «О кредитных историях». В случае ее принятия банки будут вынуждены заключать договор не с одним бюро, как сейчас, а как минимум с двумя.

Решение «RS-DataHouse: Внутреннее БКИ» позволит сократить расходы банка на взаимодействие с внешними кредитными бюро — за счет формирования в банковском хранилище максимально полной централизованной базы данных по кредитным историям фактических и потенциальных заемщиков с возможностью последующего использования этих сведений при решении актуальных задач по выпуску отчетности, контролю и управлению рисками, анализу кредитного портфеля и клиентской базы.

«Наше новое решение оптимально для универсальных банков с высокой степенью диверсификации бизнеса, у которых филиалы или дочерние структуры имеют собственные подразделения, предоставляющие клиентам как кредиты, так и иные формы займов. Если банк использует для автоматизации кредитной деятельности разные программные приложения, если он планирует передавать в БКИ данные не только по физическим, но и по юридическим лицам, и тем более если обмен информацией будет организован не с одним, а с несколькими бюро кредитных историй, то выгоды от использования «RS-DataHouse: Внутреннее БКИ» становятся очень значительными», — считает Галина Киперварг, заместитель генерального директора R-Style Softlab.

В основе «RS-DataHouse: Внутреннее БКИ» — единое хранилище данных на базе информационно-аналитической системы RS-DataHouse на платформе Oracle. В нем содержится регулярно обновляемая информация о клиентах банка или финансового холдинга и совершаемых ими операциях — она поступает из подразделений головного офиса, филиалов и дочерних структур.

В дистрибутиве системы реализована поддержка обмена данными с наиболее популярными отечественными БКИ — Национальным бюро кредитных историй и «Экспириан-Интерфакс». Информационный обмен с другим бюро кредитных историй может быть реализован в системе с помощью встроенных средств.

Бюджетный процесс в фокусе информационных технологий

Консалтинговая компания «Франклин & Грант. Финансы и аналитика» и компания R-Style Softlab организовали и провели практический семинар «От стратегии развития к оперативному бюджетированию в банке». Семинар был посвящен вопросам увеличения прибыльности коммерческого банка в результате построения в банке комплексной системы бюджетирования. В ходе семинара была продемонстрирована единая модель бюджетного учета, механизмы оптимизации управления многофилиальными структурами и средства для реального вовлечения в бюджетный процесс всех отделов и управлений головного банка, его филиалов и отделений. Данная методология позволит руководителям кредитных организаций опираться при разработке стратегии не на интуицию, а на четкие математические модели оценки внешней и внутренней среды.

«Электроника» осваивает регионы с помощью R-Style Softlab

АКБ «Электроника» ОАО и компания R-Style Softlab объявили об окончании проекта внедрения интегрированной банковской системы RS-Bank V.6. и завершении первого этапа построения в банке централизованной АБС.

«Банк «Электроника» готовится к активной территориальной экспансии в регионы, а новая технология ЦАБС, реализованная R-Style Softlab, позволит нам расширять свой бизнес практически безгранично», — считает Аркадий Зусин, заместитель председателя правления АКБ «Электроника».






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ