Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Мечтать вредно
28.06.2011 Аналитика

Мечтать вредно

Создание МФЦ в Москве может угрожать России кризисами по греческому сценарию из-за притока спекулятивного капитала. Впрочем, наша столица все еще далека от того, чтобы обратить на себя серьезное внимание большинства финансистов мира


Правительство твердо решило создать в Москве международный финансовый центр. Но что под этим подразумевается, понимают далеко не все даже в профессиональном сообществе.

Согласно словарным определениям, МФЦ — это «центры сосредоточения банков и специализированных кредитно-финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, кредитные и финансовые операции, а также сделки с ценными бумагами и золотом». Впрочем, некоторые участники рынка смотрят на данный вопрос гораздо шире. К примеру, в ИНСОР считают, что МФЦ — это больше чем просто торговые площадки. По их мнению, речь идет об образе и способе функционирования эффективных развитых рынков капитала в условиях глобализации.

Таблица 1. Рейтинг финансовых центров мира (Global Financial Centres Index)
Город Место в 2011 году Индекс GFCI в 2011 году Место в 2010 году Индекс GFCI в  2010 году
Лондон 1 775 1 772
Нью-Йорк 2 769 2 770
Гонконг 3 759 3 760
Сингапур 4 722 4 728
Шанхай 5–6 694 6 693
Токио 5–6 694 5 697
Чикаго 7 673 7 678
Цюрих 8 665 8 669
Женева 9 659 9 661
Сидней 10–11 658 10 660
Торонто 10–11 658 12 656
Бостон 12 656 13 655
Сан-Франциско 13 655 14–15 654
Франкфурт 14 654 11 659
Шэньчжень 15 653 14–15 654
Сеул 16 651 24 626
Пекин 17–18 650 16 653
Вашингтон 17–18 650 17 649
Тайбэй 19 639 19 639
Париж 20 637 18 645
Люксембург 21 630 20 634
Ванкувер 22 626 21 627
Джерси 23 624 22 626
Мельбурн 24 621 23 622
Мюнхен 25 617 27 610
Монреаль 26 615 25 617
о. Гернси 27 607 26 616
Дубай 28 605 28 607
Эдинбург 29 600 31 600
Катар 30 597 34–36 592
Осака 31 594 30 601
Амстердам 32 593 33 595
Дублин 33–34 592 29 605
Стокгольм 33–34 592 37 587
о. Мэн 35 590 32 598
Гамильтон 36 589 34–36 592
Мадрид 37 588 39 584
Каймановы острова 38–39 587 34–36 592
Веллингтон 38–39 587 38 585
Британские Виргинские острова 40 584 40–41 582
Брюссель 41–42 581 40–41 582
Милан 41–42 581 43 577
Вена 43 576 47 571
Сан-Паулу 44 574 44–45 573
Куала-Лумпур 45 573 48 569
Копенгаген 46 571 44–45 573
Глазго 46 571 46 572
Рим 48 568 50 563
Бахрейн 49 566 42 578
Рио-де-Жанейро 50 563 52 561
Монако 51 562 49 567
Мехико 52 561 50 563
Осло 53 560 53 557
Йоханнесбург 54 551 54 555
Прага 55 547 59 543
Гибралтар 56 546 55 554
Хельсинки 56 546 58 549
Мумбаи 58 541 57 550
Варшава 59 538 67 517
Мальта 59 538 55 554
Бангкок 61 536 60 537
Маврикий 62 533 61 535
Джакарта 63 532 62 534
Буэнос-Айрес 64 525 65 528
Лиссабон 64 525 62 534
Манила 66 519 66 523
Багамские острова 67 517 64 529
Москва 68 506 68 506
Санкт-Петербург 69 504 71 491
Эр-Рияд 70 500 69 503
Стамбул 71 494 70 496
Будапешт 72 468 72 467
Афины 73 457 73 465
Таллин 74 456 74 451
Рейкьявик 75 436 75 441

Источник: Z/Yen Group  

Как бы то ни было, цели, которые ставят власти, кажутся довольно странными. Ведь одной из главных целей создания МФЦ в Москве они провозгласили приток прямых инвестиций, а второй — укрепление положения рубля как резервной валюты. Но и то и другое противоречит самой концепции финцентра.

Ведь по сути МФЦ — всего лишь площадка для перераспределения финансовых потоков между третьими странами. Причем торговля чаще всего производится не в местной валюте. Да и бумаги обычно не имеют отношения к стране, в которой находится МФЦ.

Цели, которые ставят власти, кажутся довольно странными

Поэтому создание международного финцентра в России — абсолютно не гарантия того, что рубль станет резервным. Яркий тому пример — Лондон. Фунт стерлингов уже давно потерял статус резервной валюты. Однако это не мешает финансистам со всего мира совершать сделки именно в Сити.

То же самое можно сказать и о прямых инвестициях. МФЦ — вовсе не канал притока иностранных денег в Россию. По крайней мере, четкой зависимости между финансовым центром и ростом инвестиций нет. И здесь кроется опасность. Чтобы привлечь инвесторов, достаточно создать зону со смягченным налоговым законодательством. Однако вопрос в качестве капитала.

Таблица 2. Особенности различных МФЦ
Город Лидирующие операции, особенности
Лондон До 70% международной торговли международными облигациями, 32% оборота мирового валютного рынка, 36% внебиржевой мировой торговли деривативами, около 50% мировой торговли акциями иностранных компаний, 20% рынка международного банковского кредитования и примерно 90% мировой торговли основными металлами Рынок евровалютных операций, фондовый рынок, золото, фьючерсные сделки
Цюрих Рынок золота
Гонконг Центр международного синдицированного кредитования. Офшорная фондовая биржа
Нью-Йорк Штаб-квартиры крупнейших инвестбанков мира, M&A. Мировой лидер торговли акциями
Чикаго Рынок фьючерсных сделок
Франкфурт Рынок фьючерсных сделок. Рынок банковских кредитов и ценных бумаг
Париж Рынок международного капитала в форме банковских кредитов

Источник: Минэкономразвития РФ

Если правительство действительно ставит задачу привлечения денег в экономику с помощью создания финансового центра — это может привести к притоку спекулятивного капитала и возникновению пузырей на рынке недвижимости, арендных ставок, зарплат финансистов и дальнейшим увеличению разрыва между Москвой и регионами в плане доходов населения, качества жизни и т.п. При этом возрастут риски ускорения трансграничного перетекания пузырей с одного рынка на другой.

«Может получиться так, что МФЦ будет функционировать в формате внутреннего офшора. Финансовый капитал в рамках такой модели не будет поступать в национальную экономику и не будет способствовать развитию инфраструктуры и модернизации производственных мощностей», — предостерегает Павел Самиев, заместитель генерального директора рейтингового агентства «Эксперт РА».

При возникновении хоть какой-то угрозы экономической стабильности капитал очень быстро перетечет в более стабильный регион. Что может привести к плачевным последствиям для финсистемы России и экономики в целом.

«К возникновению пузырей приводит все-таки не создание МФЦ, а определенные экономические предпосылки и действия, — возражает Елена Хромова, партнер BDO в России. — На предотвращение этой опасности направлены многие рекомендации G20, Совета по финансовой стабильности, МВФ. Кто мешает их применять на практике?»

К тому же МФЦ в России в ближайшие несколько лет вряд ли продемонстрирует существенные объемы проводимых операций. «Раскрутка» Москвы займет достаточно продолжительное время. Поэтому пока о такой опасности говорить рано, считает Вячеслав Андрюшкин, заместитель председателя правления СДМ-банка.

Центр центру рознь

Разумеется, международный финансовый центр — это не табличка, которая висит, к примеру, на въезде в Лондон, и нельзя объявить: мол, с сегодняшнего дня Москва — МФЦ, и точка. Это вопрос неформального признания финансистами того, что именно в этом городе лучше совершать те или иные сделки, торговать золотом, акциями, производными инструментами и т.д.

Чтобы привлечь инвесторов, достаточно создать зону со смягченным налоговым законодательством. Однако вопрос в качестве капитала

При этом, ставя своей целью создание МФЦ, бесполезно пытаться охватить все финансовые инструменты сразу — это вряд ли получится. К примеру, в Гонконге идет активная торговля ценными бумагами, но сделки предпочитают совершать в Лондоне. И по традиции, и потому, что корпоративное право Великобритании уже давно стало эталоном для всего мира.

У большинства уже состоявшихся или формирующихся МФЦ есть своя специализация (см. табл. 2). Например, Цюрих традиционно считают главным рынком золота, а Чикаго — одна из главных площадок для торговли фьючерсов (правда, в последнее время его потеснил Франкфурт).

Существует несколько классификаций МФЦ. Во-первых, такие центры условно можно поделить на «новые» и «старые» — те, что создавались с нуля и те, которые в силу исторических обстоятельств стали центрами. (см. табл. 3). Иногда к ним добавляют «формирующиеся» — например, Варшава.

Также МФЦ можно классифицировать по территориальному признаку (см. табл. 4) или по функциям, которые они выполняют: точка входа на национальный рынок (Нью-Йорк, Токио), трансграничные площадки (Лондон) и офшорные фондовые биржи (Дубай).

«Функционирующие сегодня МФЦ вполне справляются со своей задачей. Даже по оценкам специалистов, которые ратуют за создание финцентра в Москве, ее рейтинг в листе биржевых площадок вряд ли будет выше десятого, даже в обозримой среднесрочной перспективе 3–5 лет», — уверен Вячеслав Андрюшкин (СДМ-банк).

Москва на данный момент — финансовый центр России. Она обладает наивысшими в стране инвестиционными рейтингами, здесь находится большая часть ведущих финансовых институтов: крупнейшие банки, страховые компании, пенсионные фонды, биржи. Через финансовую систему Москвы проходит более 80% финансовых потоков.

Следующий шаг — признание столицы как регионального финцентра. Для этого нужно, чтобы инвесторы с Украины, из Белоруссии и Казахстана предпочитали совершать сделки именно в России. Но здесь у Москвы уже есть конкурент — Астана. Там как раз несколько лет назад волевым решением пытались создать МФЦ. Впрочем, сейчас говорят о провале казахской концепции.

Среди других конкурентов на следующем этапе (региональный МФЦ) Москве придется бороться со Стамбулом, Варшавой, Веной, Сеулом и Мумбаи. На данном этапе главный конкурент — Польша. В случае успеха этой страны Россия останется на периферии, ведь Варшава нацелена на тот же регион, что и Москва.

Таблица 3. Классификация МФЦ по времени возникновения
«Старые» МФЦ «Новые» МФЦ
Лондон Гонконг
Нью-Йорк Сингапур
Чикаго Шанхай
Цюрих Сеул
Токио Пекин
Франкфурт-на-Майне Дубай

Источник: Минэкономразвития РФ

Таблица 4. Классификация МФЦ по региональному признаку
Глобальные Зональные Региональные
Лондон Гонконг Сидней
Нью-Йорк Сингапур Чикаго
Токио Париж Сан-Франциско
  Лос-Анджелес Даллас
     

Источник: Минэкономразвития РФ

В отличие от Казахстана, в Польше инициатором создания МФЦ стала фондовая биржа. При этом ее поддерживает государство, создавая максимально привлекательные условия для инвестиций. Правовой режим в этой стране полностью соответствует европейским стандартам, а включение в котировальный лист Варшавской биржи одновременно — допуск к включению в соответствующие листы других европейских бирж. Кроме того, фондовая площадка выгодна для размещения акций относительно небольших компаний — для них облегчены правила листинга. В результате Варшава уже пожинает плоды своих усилий — объем торговли акциями на бирже за последние несколько лет вырос в 11 раз, а доля иностранных ценных бумаг составляет более 6%.

Что мешает плохому танцору

В России концепция создания международного финансового центра была принята еще в 2009 году. К 2014 году наша страна должна уже стать региональным МФЦ. Было предусмотрено несколько этапов. И первый уже закончился — в 2010 году. Второй завершится в 2012-м. Но ближе к цели Москва так и не стала.

На основе мнений опрошенных участников рынка «БО» составил перечень того, что нужно России для формирования международного финцентра на ее территории.

Качественная правовая база. Пока же негибкие законы и «басманное правосудие» пугают инвесторов.

1. Наличие специального суда для корпоративных и бизнес-конфликтов. Однако в 2011 году правительство приняло решение не создавать специальный финансовый суд в рамках арбитражной системы. То есть конфликты пока останутся на рассмотрении обычных судей, не имеющих ни финансового образования, ни соответствующей квалификации.

2. Развитый финансовый рынок. Нынешний же российский рынок имеет ограниченную емкость, и потому не интересен игрокам. «Фондовый рынок мал и сильно спекулятивен. А также зависим от «голубых фишек», завязанных на конъюнктуру мировых товарных рынков. И главное требование МФЦ — высокая рентабельность вложений — не выполняется», — отмечает Александр Осин, главный экономист УК «Финам Менеджмент».

3. Регулирование. В России оно слишком сегментированное. К этому добавляется непредсказуемая коррупционная составляющая.

4. Прозрачность компаний. Россия до сих пор не перешла полностью на МСФО. Низкие стандарты раскрытия корпоративной информации мешают притоку капитала.

5. Финансовые инструменты. Даже для того, чтобы провести секьюритизацию, российским компаниям приходится ехать в Люксембург или Голландию.

6. Интеграция в мировую финсистему. Иностранные бумаги все еще не имеют доступа на отечественный фондовый рынок. Закон о правилах доступа висел в парламенте несколько лет. В конце мая 2011 года он наконец добрался до верхней палаты и получил там одобрение.

Следующий шаг — признание столицы как регионального финцентра. Но здесь у Москвы уже есть конкурент — Астана

Москве нужно искать собственную нишу. Власти уже не раз говорили про «особый путь». Россия должна стать центром рынка евробондов, номинированных в рублях, а также исламских финансов — географическое положение вроде бы располагает к такому решению. Москва может стать мостиком между Азией и Европой.

МФЦ в России добавит устойчивости глобальному рынку в целом, распределение финансовых потоков будет более диверсифицированным, расширится и потенциал для управления рисками, считают в ИНСОР. Кроме того, в рамках начинающего устанавливаться разделения труда между МФЦ логична была бы специализация одного из них на бумагах энергетического сектора (включая не только нефть, газ и уголь, но и альтернативную, низкоуглеродную, «зеленую» энергетику и т.п.). Почему бы эту функцию, которая обязательно окажется востребованной, не выполнять МФЦ в России?

Но для этого Москва должна стать городом, в котором комфортно жить и работать иностранцам. Однако по качеству жизни и дружелюбию столица не то что отстает — она просто не может конкурировать с признанными МФЦ.

Традиционно сравнивают Москву и Гонконг, который признан финансовым центром совсем недавно и был создан с нуля. Многие считают, что его успех — результат умелой PR-кампании и рекламы. Но если российская столица по каким параметрам и может конкурировать, то только по уровню арендных ставок и дороговизне жизни (см. табл. 5).

Таблица 5. Места Москвы и Гонконга в различных рейтингах
Рейтинг Гонконг Москва
Рейтинг финансовых центров мира (Global Financial Centres Index) 3 68
Рейтинг глобальных городов (Global Cities Index) 5 25
Рейтинг брендов городов (Anholt-GfK Roper City Brands Index 37 48
Рейтинг инновационных городов (Innovation Cities Top-100 Index) 18 97
Рейтинг крупнейших коммерческих центров мира (MasterCard Worldwide Centers of Commerce Index) 6 51
Рейтинг городов по дороговизне отелей (Hotel Price Index) 41 4
Рейтинг городов по качеству жизни (Mercer Quality of Living survey) 70 168
Рейтинг самых дорогих городов мира (Mercer Cost of Living) 8 4
Цены на недвижимость (Global Property Guide) 3 5
Рейтинг самых дорогих городов мира (UBS Prices and Earnings):
- цены
- зарплаты
- покупательская способность
 
32
38
37
 
44
42
39

Источники: Z/Yen Group, Foreign Policy, GfK Roper Public Affairs & Corporate Communications, 2thinknow, MasterCard, Trivago, Mercer, Global Property Guide, UBS

Вырастить большой финансовый центр не так уж и сложно, полагают специалисты. «Благоприятный налоговый режим, причем именно в границах центра. Льготы для иностранных инвесторов, брокеров, инвестбанков, хорошие офисы, приятные рестораны рядом с офисами, решение транспортной проблемы. Мировой финансовый центр раздует как на дрожжах. В принципе можно отчитаться об очередном успехе. Но зачем это стране?», — задается вопросом Павел Самиев («Эксперт РА»).

Гусиным шагом

Нельзя сказать, что в направлении создания МФЦ совсем ничего не делается. Есть и подвижки — как в законодательстве, так и в бизнес-среде.

Во-первых, наконец был принят многострадальный закон об инсайдерах. Правда, в полную силу он вступит через три года. Тогда инсайдеров станут преследовать в кголовном порядке. Некоторые положения вступят в силу 27 июля 2011 года.

Во-вторых, уже почти решен вопрос о слиянии двух российских бирж. До 1 октября 2011 года должны быть закончены все процедуры со стороны регуляторов.

В-третьих, наконец, объединились ФСФР и Росстрахнадзор. Теперь регулятор будет осуществлять надзор за всеми сегментами финрынка, кроме банковского и аудиторского.

В-четвертых, в конце 2010 года в обращение поступили российские депозитарные расписки (РДР). При том, что законодательство есть уже давно, до «Русала» никто на это не решался.

В рамках начинающего устанавливаться разделения труда между МФЦ логична была бы специализация одного из них на бумагах энергетического сектора

«Мерой по созданию МФЦ в России, направленной на привлечение долгосрочных инвесторов, стало совершенствование режима освобождения от налогообложения налогом на прибыль организаций доходов в виде дивидендов, полученных стратегическими инвесторами, — отмечает Павел Самиев («Эксперт РА»). — Однако одной этой меры не хватит, чтобы привлечь таких инвесторов, а высокая инфляция, нестабильный курс рубля и высокий уровень коррупции ощутимо перевешивают любые поблажки в налогообложении».

Москва станет МФЦ только тогда, когда инвесторам будет комфортно в российском правовом поле. Главная проблема — отсутствие гарантий прав собственности и зарегулированность. Перечисление сделок по покупке иностранцами российских активов (или наоборот), которые сорвались по вине властей или медленного согласования в бюрократических структурах, может занять не одну страницу. Достаточно вспомнить несостоявшуюся сделку по покупке французским BNP Paribas 50% банка «Русский стандарт» в 2005 году. Или сорванное приобретение французской же Total блокпакета «Новатэка» годом ранее. Не говоря уже о событиях с британской ВР.

Кроме усовершенствования экономики и права, на создание МФЦ нужны деньги. Однозначно назвать хотя бы приблизительную сумму не решился ни один из опрошенных «БО» участников. Ведь непонятно, что именно считать затратами на МФЦ. Например, инвестиции в ту же пресловутую модернизацию нельзя рассчитать отдельно, потому что они входят в затраты на развитие институтов. Если же говорить о исключительно городских инфраструктурных проектах, то ИНСОР оценивает их в 4–5 млрд долларов. Одни только инвестиции в строительство Москва-Сити предполагают расходы более чем в 100 млрд рублей.

Однако для создания настоящего, не «картонного» финцентра недостаточно даже инвестиций в 6–8% ВВП. А именно такой показатель ожидается, по словам министра финансов Алексея Кудрина, в ближайшие годы. Кроме того, по оценке чиновника, для модернизации необходимо привлечь инвестиций в размере порядка 30% ВВП.

И здесь снова приходится возвращаться к теме пузырей. «Инвесторы не придут на голое поле, значит, необходимы государственные инвестиции в экономику на сотни миллиардов долларов. В противном случае получим то, что имеем сейчас — концентрацию активов иностранных инвесторов в сырьевом и потребительском секторе. Возникнет угроза спекулятивного перегрева экономики на базе увеличения заимствований. Фактически это греческий сценарий», — резюмирует главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ