Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Мелочь, а полезно
17.08.2011 Мнение

Мелочь, а полезно

 Вопреки бытующему мнению, госбанки стараются перейти  на лучшие практики, зачастую применяя инновации, почти не требующие вложений. Многим частным банкам следует брать с них пример — даже тем, которые планируется выставить на продажу


На одной из конференций представитель банка с госучастием рассказал о том, как он изменил идеологию управления ликвидностью в филиальной сети. При этом затрат на IT или переобучение сотрудников не понадобилось. В результате этой реформы годовая прибыль каждого крупного филиала выросла примерно на 40 млн рублей, без учета дополнительной выгоды от уменьшения объемов работы с наличностью. Подобная сумма значима для любого банка, поэтому спикер получил заслуженные аплодисменты, а его доклад потом обсуждали в кулуарах.

В условиях нарастающей конкуренции в отрасли и давления со стороны государства некрупным частным банкам в еще большей степени требуется мобилизоваться и использовать все ресурсы для повышения эффективности своей деятельности. Что касается управления ликвидностью в сети, то мало осознать необходимость изменений на уровне топ-менеджмента банка. Российский человек по натуре консервативен, и на местах возникают возражения. В филиале могут стремиться создать собственную «подушку безопасности», что излишне, так как резервы ликвидности формируются на уровне головного офиса для всего банка.

Еще одна отговорка, на которую могут сослаться в филиале, — якобы управление остатками на счетах дает копеечные доходы по сравнению с остальными видами деятельности. Но на самом деле, привлечение банками бесплатных ресурсов до востребования с последующим размещением этих средств на рынке МБК — весьма рентабельное занятие, сравнимое по маржинальности с кредитованием физлиц. А избыточные ликвидные активы в филиалах, помимо недополученных доходов, могут повлечь дополнительные расходы — к примеру, на обработку наличности. Так что привлеченные ресурсы должны аккумулироваться и управляться в головном офисе банка.

Если проявить невнимание к такого рода «мелочам», небрежность может распространиться и на более серьезные вещи. Но стимулировать внимание к нюансам нужно даже в тех банках, которые планируется выставить на продажу. Крупные банки по-прежнему не против приобретения небольших игроков, но при обсуждении покупки будут обращать внимание как на клиентскую базу, так и на философию управления и инфраструктуру, которые должны соответствовать современным стандартам.






Новости Новости Релизы