Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • ML, AI, блокчейн: что дальше?
27.02.2019 Аналитика

ML, AI, блокчейн: что дальше?

«Б.О» расспросил спикеров форума FinNEXT о том, какие тренды можно выделить в развитии инноваций в финансовой отрасли


Владимир Урбанский, Почта России. Фото: FutureBanking.ru Владимир Урбанский, руководитель компании «Почтовые технологии», Почта России

Как основной тренд я вижу новый виток автоматизации, но на этот раз уже с использованием технологий машинного обучения. Пусть пока реальная эффективность этой технологии невысока, но в финансах потенциал применения ML очень велик: от управления кредитными рисками, повышения уровня кросс-продаж, борьбы с мошенничеством до продаж и обслуживания клиентов. Я уверен, что со временем эффективность ML будет расти в геометрической прогрессии.

Продолжением этого тренда является углубленная персонализация на основе предпочтений и профиля клиента, причем этот тренд пронизывает ряд отраслей — от медиа (персональный контент) до финансов (персонализация сервисов). Именно технологии позволят делать значительно более персонализированные предложения и свести сегментацию до сегмента «один клиент». Stories в банковских приложениях, адаптированные под конкретного клиента, — хорошая иллюстрация. Это контент мобильного приложения, персонализированный под клиента. Благодаря этой платформе и аналитике данных о клиенте ты даешь ему «заточенный» под него контент, даешь более точные рекомендации по тому, что ему действительно нужно.

Третья тема, которая не перестает будоражить умы не только финансовой индустрии, — это по-прежнему экосистемы. Уточню, что под экосистемами я подразумеваю набор разных сервисов, эффект или польза от использования которых вместе выше, чем по отдельности. Как и любая технология или концепция, экосистемы, по-моему, уже прошли стадию хайпа и постепенно начинают находить свое место на рынке. И так как банки у нас в стране достаточно технологичные, а финансы пронизывают разные индустрии, они могут постараться застолбить за собой роль центров формирования таких экосистем.

Сергей Паршиков, Сбербанк. Фото: FutureBanking.ru Сергей Паршиков, директор проектов дивизиона «Цифровой корпоративный банк» Сбербанка

Считаю, что в ближайшее время в банках сформируется базовый набор сервисов, которые максимально обогащают финансовый клиентский опыт: онлайн-бухгалтерии, проверки документов, электронный документооборот, сервисы взаимодействия с государством, инструменты управленческой аналитики. И на этом хайп закончится. Дальше будет планомерное развитие. Лично мне кажется, что банки, по крайней мере их корпоративные подразделения, вернутся к развитию платежной инфраструктуры. В корпоративных расчетах за последние 30 лет не было таких революций, как в рознице: онлайн-шопинг, бесконтактные платежи или p2p-платежи. Я думаю, что скоро все придут к тому, что корпоративные расчеты должны быть такими же простыми и удобными, как расчеты для физических лиц. Когда мы пользуемся всеми благами расчетных сервисов как «физики», нам удобно, просто и легко. Когда мы пытаемся платить как сотрудники юридических лиц, мы почему-то должны следовать рудиментарным ритуалам. Мне кажется, скоро это изменится. У себя в интернет-банке «Сбербанк Бизнес Онлайн» мы уже предлагаем клиентам три новых решения для корпоративных платежей, и, мне кажется, тем самым мы задаем правильный и полезный тренд.

Павел Рябый, СПБ НСПК. Фото: FutureBanking.ru Павел Рябый, директор по развитию продуктов СПБ НСПК

Один из трендов, который я сейчас вижу, — это системы быстрых платежей и их реализация во всем мире. Этот тренд требует замены старых финансовых моделей новыми. В новых моделях банкам нужно будет зарабатывать не только на платежах, но и на новых сервисах, а платежи становятся каналом привлечения клиентов в эти новые сервисы. Такая модель — вызов для банков во всем мире. Российские банки точно с этим справятся, ведь сервисы, которые они создают, в Европе реализуют только самые продвинутые финтехи.

Алексей Петров, APIBank. Фото: FutureBanking.ru Алексей Петров, создатель российской open banking-платформы APIBank

Я смотрю на развитие банковской отрасли с точки зрения бизнеса, трансформации бизнес-моделей, а не технологий. Да, все говорят про ML, блокчейн и прочее. Но в отрыве от реалий, без ответов на вопросы, что и для чего мы делаем, это пустые разговоры.

Так что происходит в отрасли? Банки-гиганты с их огромной клиентской базой и большими ресурсами создают свои платформы, экосистемы, маркетплейсы товаров и услуг — выходят далеко за пределы финансового сектора. На этом поле малые банки не смогут с ними конкурировать и полностью сдадут свои позиции.

Звучит, как приговор, но я уверен, что у них есть другой путь — открытость, партнерство с финтехами и другими компаниями, которые чувствуют потребности аудитории, могут быстро на них реагировать. Банкам придется позволить всевозможным агрегаторам, сервисам, платежным системам нового типа создавать продукты на базе своего «ядра». В такой схеме банки смогут сфокусироваться на том, что хорошо умеют делать — расчеты, соблюдение требований регулятора, управление деньгами, обеспечение их сохранности. А допродажами всего на свете, развитием маркетинговых инструментов, созданием новых, напрямую с финансами не связанных продуктов займутся те, кто в этом лучше разбирается.

Так что мой прогноз: во-первых, развитие технологий и регулирования вокруг open banking, во-вторых, развитие всего, что позволит оптимизировать core банка. И вот тут мы можем говорить о большом потенциале проектов, построенных на блокчейне, который может полностью цифровизировать многие процессы, защитив систему от мошенничества и человеческих ошибок.

Надежда Авданина, продюсер форума FinNext. Фото: FutureBanking.ru Надежда Авданина, продюсер форума FinNext

Мне кажется, нужно активнее двигаться в искусственный интеллект, мы его используем крайне плохо. И нужно сильнее развивать открытые API. Третий тренд — это уже не про технологии, а про эффективные процессы: использование новых методологий продуктовой и инженерной разработки. Далеко не везде еще используются ускоренные процедуры scrum и другие фреймворки. На мой взгляд, двигаться туда надо активнее и пробовать. Agile — это та методология, которая позволяет быстро принимать решения и делать повороты. Кто действительно смог сделать рывок за счет Agile? Альфа-Банк, Сбербанк. Мы в банковской сфере одни из первых внедрили Agile в «Альфа-лаборатории». Сбербанк сегодня очень активно внедряет гибкую разработку на всем своем масштабе, и ему быстро удалось создать эффективные и полезные сервисы для клиентов.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ