Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Компания 2can&ibox завершила 2016 год с рекордным ежемесячным оборотом по эквайрингу, приблизившемся к 2 млрд рублей. Количество транзакций в декабре превысило полмиллиона
В 2016 году в России было активировано более 7 тыс. новых устройств. Годовой оборот увеличился более чем в три раза. Средний ежеквартальный прирост оборота составил 41%. Рост оборота сопровождался улучшением по всем основным показателям: количеству терминалов на клиента, среднему количество транзакций, среднему сроку жизни клиента и LTV и т.д.
Важно отметить, что кратный рост показали все наши основные сегменты: микробизнес, «e-commerce и логистика», страхование.
В полном масштабе мы стали сотрудничать с тремя крупными национальными игроками в e-commerce (Ozon, Lamoda, Bosco) и подключили к сервису флагманские компании по логистике (Почту России, КСЭ, UPS ), что привело к шестикратному росту в сегменте.
Направление «Страхование» в этом году также показало отличный результат и на конец года достигло ежемесячного оборота 500 млн рублей, продемонстрировав четырехкратный рост. Были подключены пять страховых компаний из топ-10, а общее количество агентов, использующих наши терминалы, достигло 6,5 тыс.
При этом удалось удержать расходы компании на прошлогоднем уровне, снизив прямую стоимость привлечения в два раза.
Наш бренд 2can&ibox стал бесспорным лидером в области мобильного эквайринга — с оборотом, превысившим 10 млрд рублей в год и долей рынка более 60%.
Оборот и ежеквартальный прирост 2can&ibox в 2016 году
Источник: Внутренние данные 2can&ibox
Напомню, что в середине 2015 года произошло слияние команд 2can&ibox в единую операционную структуру. У нас появились две платформы и два бренда, две команды и… единые цели. Стало очевидно, что для достижения этих целей необходимо провести базовую работу по наведению порядка, сокращению дублирующих функций, пересмотру ролей, функций, ключевых показателей компании. В результате пересмотра задач и исключения ненужных функций на 18% был сокращен штат единой компании, определены три основных направления работы с клиентами: малый бизнес и микробизнес, страхование, доставка. Четкое выделение направлений позволило правильно распределить задачи, ресурсы и определить основные метрики. Были разработаны и установлены такие показатели, как срок жизненного цикла клиента (LT), доход в течение жизненного цикла (LTV), определены показатели срока и стоимости подключения (CAC), прописаны основные этапы подключения и жизненного цикла клиента с указанием целевых значений. Проанализированы основные клиентские проблемы, которые влияли на скорость и стоимость привлечения, и даны соответствующие задания на улучшение бизнес-процесса, автоматизации и упрощение процесса заполнения анкеты, обработки обратной связи клиентов и т.д.
Что касается обратной связи от клиентов, мы стали очень многое измерять и отслеживать. Точнее, мы стали хранить и анализировать всю доступную нам информацию о клиентах.
Приятно было отметить, что по результатам опроса клиентов в конце 2016 года 86% респондентов оказались готовы рекомендовать наш сервис своим друзьям и знакомым.
Итак, в 2015 году существенно обновились команда, цели, задачи, появились новая аналитика и ключевые показатели продуктивности (KPI’s), что и задало платформу для роста в 2016 году. Мы стали более четкими в определении ролей, постановке задач и измерении результатов деятельности. В 2016 году нам это позволило систематически повышать показатели в каждом из направлений и обеспечило в итоге кратный рост.
Важно отметить, что в связи с возможностями, открываемыми изменениями в Законе № 54-ФЗ, мы провели ряд мероприятий для обеспечения новых клиентов нашими сервисами. С крупнейшим производителем кассовой техники «Штрих-М» подписано соглашение, дающее клиентам лидера рынка кассовых решений возможность воспользоваться преимуществами мобильного эквайринга с нашими ридерами. Мы понимаем, что часть из 200 000 клиентов, которые будут обновлять кассовую технику в 2017 году, смогут выбрать наш эквайринг. Мы интегрировались с 1:С Предприятие 8, и теперь любая торговая точка, использующая решение 1:С, в том числе и на платформе Android, может принимать безналичные платежи с помощью нашего кард-ридера, при этом операция об оплате будет сразу зарегистрирована в системе 1С и покупателю будет выдан фискальный чек.
Свежий обзор отрасли финансовых технологий от EY выделяет четыре направления сектора: интеграция сервисов, финтех для малого и среднего бизнеса, проникновение мобильных телефонов и электронных кошельков, услуги для аудитории, не охваченной финансовыми услугами.
Наш бизнес находится на стыке всех указанных основных направлений: используя эквайринг как точку входа, а облачное ПО — как основную платформу, мы хотим предложить интеграционные решения на базе мобильных устройств для неохваченных банковскими услугами малых и средних предприятий.
По нашему мнению, сердце нашего бизнеса расположено где-то на пересечении этих четырех направлений с возможностью работать в каждом из них.
Соответственно мы должны в этом году: увеличить свою долю в эквайринге, предложить рынку требуемое недорогое и удобное кассовое решение на базе собственной облачной платформы и стать настоящим маркетплейсом для наших клиентов.
Объем венчурных инвестиций продолжает падать, но инвестиции в финтех растут высокими темпами за счет разных источников.
Свежий PWC/CB Insights MoneyTreeReport 2016 говорит о том, что объем венчурных инвестиций продолжает снижаться со второго квартала 2015 года. Общемировой объем сделок в 2016 году упал на 16%. В США количество сделок в последнем квартале 2016 года упало ниже 1000 — уровня Q4’11 года, демонстрируя постепенное снижение на протяжении восьми кварталов.
Инвестиции венчурных фондов в компании всех типов за последние восемь кварталов, млрд долларов
При этом инвестиции в финансовые технологии продолжают активно расти. Декабрьское исследование EY иллюстрирует этот рост: в 2015 году инвестиции в финтех показали 75%-ный рост, в первой половине 2016 года — 49%-ный по отношению к аналогичному периоду 2015-го и составляют 15 млрд долларов …
Инвестиции в отрасль финансовых технологий, млрд долларов
Таким образом, несмотря на затишье на мировом рынке венчурных инвестиций, мы продолжаем работать в одном из самых горячих его секторов, в финтехе.
Несмотря на то что объем венчурных инвестиций в «национальный» финтех достаточно скромный, мы скоро сообщим о закрытии очередного раунда инвестиций от консорциума инвесторов.
Надо отметить, что информатизация в России развивается семимильными шагами, это создает предпосылки для роста компаний в нашем секторе. Приведу некоторые индикаторы: Интернетом ежемесячно пользуются уже 68% россиян от 18 лет и старше, суточная интернет-аудитория — 57%, или 66 млн человек, что является самой большой аудиторией в Европе. С точки зрения проникновения использования мобильного банка или интернет-банка, по данным компании Markswebb Rank & Report, доля достигла 33% российских интернет-пользователей в возрасте от 18 до 64 лет. В Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), позволяющей физическим и юридическим лицам дистанционно пользоваться госуслугами, уже более 38 млн зарегистрированных пользователей (более 30% населения в возрасте 18+), а ежемесячный прирост пользователей превысил 2 млн человек. Несколько дней назад услышал, что дорожные службы оцифровали все ямы на дорогах московской области… Государство активно использует институты развития для укрепления IT отрасли в целом, созданы разнообразные «дорожные карты», ведется активная дискуссия. Благодаря хорошему базовому образованию в стране, особенно в точных науках, многие международные стартапы имеют российские корни.
Страна, с моей точки зрения, является своеобразной идеальной тестовой площадкой для финтеха: отличная обновленная IT-среда, хорошо подготовленные кадры, высокая потребность в инновациях, относительно низкая стоимость теста. Если оттестировал свои гипотезы в России — смело выходи на зарубежные рынки, ведь, скорее всего, твои технологии окажутся конкурентоспособны и там.
Мы со своей стороны также думаем об этом и активно присматриваемся к странам Юго-Восточной Азии.
Новые возможности в стране создаются и благодаря законодательным инициативам. Например, принятые в прошлом году изменения в Закон № 54-ФЗ фактически создают новые рынки. Миллионы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вынуждены будут приобретать или обновлять кассовую технику, стать «облачнее». Уже тестируются и продаются новые кассовые решения, зарегистрированы новые операторы фискальных данных.
В первом полугодии 2016 года на этих рынках будет «жарко», и мы, как нам кажется, к этой «жаре» подготовились.
Мобильный эквайринг и ежедневно используемое клиентами облачное ПО на базе мобильных устройств дает нам отличную точку входа в малый бизнес и микробизнес. Мобильная касса, которую мы предложим рынку в ближайшее время, является еще одной точкой входа, синергичной с эквайрингом. Мы должны предложить нашим клиентам нужные им дополнительные сервисы в рамках концепции маркетплейса. Специалисты SAP Hybris отмечают, что к 2018 году более 50% роста глобального e-commerce будет приходиться на маркетплейсы. Они также привели любопытную статистику по рынку. Так, сегодня бизнес-модель онлайн-маркетплейса обеспечивает 52% ассортимента, 46% выручки и 90% маржи Amazon. Маркетплейсы занимают 42% рынка b2b-commerce, 54% рынка b2c-commerce и 94,53% рынка c2c-commerce Китая.
Мы планируем в рамках этой концепции сделать первые предложения нашим клиентам уже в 2017 году.
Для развития в сторону маркетплейсов необходимо быть уверенным в работоспособности основной бизнес-модели. В связи с появлением Apple Pay, Samsung Pay и прочих новостей об альтернативных способах приема платежа мы участвовали во многих индустриальных дискуссиях. Как всегда, в этих дискуссиях лучше всего слышно апологетов «Великого дизраптинга», людей, которые предрекают близкий конец света со всеми вытекающими для мобильного эквайринга последствиями. Наша оценка основывается на предположении о достаточном консерватизме платежного поведения.
Мы считаем что для ежегодного кратного роста нашей доли на рынке эквайринга есть по меньшей мере три – пять лет.
Посмотрите на доступные сегодня в Интернете цифры . У 73% россиян есть как минимум одна карта, у трети — две и более. Доля населения, не имеющего карт, сократилась до четверти и продолжает сокращаться. Доля операций по снятию наличных денег в общем количестве транзакций по платежным картам в первом полугодии 2016 года составила 20,8%. Это на треть меньше, чем годом ранее, когда она оценивалась в 29,6% (1597,8 млн из 5461,6 млн операций по картам). Суммарные объемы всех видов операций по платежным картам в РФ выросли в первом полугодии 2016 года (по сравнению с первым полугодием 2015-го) на 52% (22 783,3 млрд рублей против 14 963,7 млрд рублей). По данным ЦБ РФ по итогам первого полугодия 2016 года доля безналичных операций по оплате товаров и услуг в общем объеме карточных транзакций на рынке РФ составила 24,16% (5505,6 млрд рублей из общего объема 22 783,3 млрд рублей).
Это говорит о том, что платежное карточное поведение продолжает формироваться в России, и мы не ждем моментального его изменения. Люди будут просить принять именно карту, а не «индийский палец» (свежая нашумевшая статья о том, что в Индии в следующем году карты будут не нужны). Мы как компания понимаем, что поведение потребителей меняется все быстрее, но темпы этого ускоряющегося изменения достаточны для того, чтобы мы продолжили свой рост в «традиционной» бизнес-модели.
По данным ЦБ РФ на 01.07.2016 в стране 1 582 000 POS-терминалов, установленных в предприятиях торговли (не считая бюджетные организации). Рост числа POS-терминалов за год составил 21,7%.Наша доля составляет около 2% по количеству, но рост год к году составил почти 40%.
Это свидетельствует о том, что предлагаемое нами решение очень привлекательно, несмотря на увеличивающуюся конкуренцию в торговом эквайринге.
Количество POS-терминалов с поддержкой NFC в России по разным прогнозам по итогам 2016 года составляет от 100 до 235 тыс. устройств, что в любом случае является уже значимой частью инфраструктуры приема карт. Согласно данным последнего опроса, проведенного Visa (данные на сентябрь 2016 года, цитирую по www.plusworld.ru), бесконтактными картами на сегодняшний день владеют 41% граждан РФ, а пользуются — 38%. Главными мотивирующими факторами респонденты назвали удобство (83%), скорость оплаты (56%) и новизну технологии (18%). При этом среди участников опроса был отмечен высокий интерес к данному инструменту: оформить бесконтактную карту с высокой долей вероятности намерены 52% тех, кто до сих пор не обзавелся ею. При этом 77% опрошенных уверены в безопасности транзакций по бесконтактным картам.
То есть потребители хотят пользоваться бесконтактным способом оплаты, а инфраструктура готова поддержать такое поведение. Поэтому в 2017 году мы планируем перейти на бесконтактные устройства, не увеличивая стоимости устройства для потребителя.
Безусловно, доставка курьерами и страховые агенты не имеют альтернатив мобильному эквайрингу. Здесь мы как лидер рынка должны усилить свои позиции. Но рынки страховых компаний и крупных сетей доставки ограничены, а маржинальность всегда очень конкурентна.
Здесь с точки зрения потенциала роста я бы выделил микробизнес. По статистике из 5,5 млн действующих малых, средних предприятий и индивидуальных предпринимателей 95% составляют микробизнесы (до 15 человек и до 120 млн рублей годового оборота). В сегменте «микро» трудятся более 55% людей, занятых в МСП. Это те люди, которые используют Интернет и смартфоны. Именно они нуждаются в простом, интуитивно понятном и недорогом способе приема безналичных платежей, с использованием привычных уже для них интерфейсов на базе смартфонов и планшетов. Они более доступны в дистанционных каналах, в Интернете и мобильном канале. Стоимость привлечения таких клиентов хорошо просчитывается, она невысока в силу отсутствия конкуренции за них, и мы умеем с ними работать.
Мы видим, что именно многомиллионный сегмент микропредпринимателей, постоянно ищущих технологий для роста оборота, но не готовых к дополнительным инвестициям, является целевой аудиторией для наших облачных эквайринговых, кассовых решений, маркетплейса и прочих необходимых услуг на ближайшие годы.
В эпоху, когда компании в значительной степени полагаются на облачные вычисления, эффективное управление затратами на облака становится одной из важнейших задач. Павел Токарев, директор по технологическим инновациям компании «Инферит Клаудмастер», раскрывает возможности подхода FinOps, основанного на гибком взаимодействии Finance (финансовое управление) и IT Operations (или DevOps). Эта практика помогает организациям оптимизировать затраты на облачные вычисления, в полной мере используя потенциал облачных сервисов
Как меняется рынок электронной коммерции, какую долю занимают сервисы СБП в онлайн-платежах и какие перспективы у BNPL, в интервью «Б.О» рассказал Алексей Киричек, руководитель департамента развития эквайринга и платежных сервисов Альфа-Банка
Почему развитие онлайн-банкинга для крупных корпораций отстает от ДБО для физлиц и МСБ и как Альфа-Банк намерен исправить это положение, в интервью «Б.О» рассказал Сергей Паршиков, руководитель департамента цифровых каналов юридических лиц Альфа-Банка
«СберСтрахование жизни» профинансировала приобретение современного оборудования для эргокомнат, которые помогают людям восстановиться после тяжелой болезни. Проект реализует фонд борьбы с инсультом ОРБИ